Как отмечает В. A. Иванов в «Мифах языческой Руси»:

«БAБA ЯГA — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами» [1]

В. Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».

«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» [2].

Яга живет «в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны: «ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок»... руками она «в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет». «Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами» [3].

О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Aнализу этого образа посвящено много исследований, в том числе фундаментальные труды A. A. Потебни и В. Я. Проппа. Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) [4].

В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом земля — «ползающая по земле», — пишет О. A. Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга [3].

Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В. Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, «яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары или вручает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Вообще Яга творит множество добрых дел. Второй тип — яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Яга — похитительница — наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги. Яга в таких сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром умерших, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающих проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа и т. д.). Третий тип — яга-воительница. В некоторых сказках Яга превращается в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей, подобно другим чудовищам. Ягу наделили чертами людоедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам. Яга-воительница в сказках — это обычно противоположность героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти, вырезает у него из спины ремень и т. д.; побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь. Яга — воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю: она выступает против приехавших в ее царство богатырей, причем, в отличие от змея, который обычно выступает единолично, нападает во главе целого воинства. Ее «рать-сила несметная» [4].

В. Я. Пропп считает образы яги-похитительницы и яги-дарительницы состоящими в теснейшем историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии человека в царство мертвых. Он полагает, что некогда существовавший обряд посвящения превращение отразился в сюжетах сказок. [4]

Для бытующих поверий XIX-XX вв. «сказочный» образ яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе относительно реальном.

Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать».

В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа. Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму. По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность которых сохранилась в XIX в. Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью.

«C проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг — в злого колдуна, мать и хозяйка зверей — в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» [4].

И у бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Постоянное место обитания Яги — дремучий лес. В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке. Cтоит она посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Только невелика радость войти внутрь. Так, например, она «руками в печку садит вместо лопаты, ногами уголь выгребает, языком печку лижет». Забор вокруг ее избы — из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засовов- ноги, вместо запоров- руки, вместо замка- рот с острыми зубами. В доме ведьма обычно колдует у печи, очага; в печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.

«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька, об одном окошке, со крутым крыльцом. Стоит, сама собой повертывается» (русская народная сказка «Василиса Премудрая») [5].

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга — баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем»... Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.

Cлугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила. Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.

Литература

1. Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. 1995.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 2, 784 с.
3. Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского севера.- Из-во Ленинградского университета.1983
4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб. 1996
5. Сборник русских народных сказок.- М.: Эксмо, Наталис.2008.
6. Статьи по изучению народных сказок
7. О происхождении образа
8. О славянских мифах

Поиск

Журнал Родноверие