Краткое изложение основ латышского богословия.

Источники латышского богословия. Статья. Традиции времен года и поводов. Природа.

Богопочитание — это навсегда сохранившееся в латышском народе дайнасское почитание (религия) и ядро древних и непреходящих духовно-нравственных ценностей, сохранившихся в латышских традициях, которые при создании латышского государства честные деятели латышской культуры провозгласили духовной конституцией Латвии, назвав ее богопочитанием. Как и любая истинная духовная традиция, латышское богосознание опирается на свои исторические истоки — IDE (балтийскую, внешнюю) древнюю культуру и свое наследие — тысячелетнюю традицию и ее живое обновление. Преданность, являясь латышским национальным преданием, одновременно универсальна — общечеловечна и индивидуальна, поскольку обращена к внутреннему сознанию каждого человека, говорит об истинах и ценностях, общих и необходимых для всех людей духовного развития на Земле. Образы и символы латышского божества несут в себе систему высших критериев духовного и душевного развития, ценность нравственных норм, выработанных опытом. Благочестие — основа латышского мировоззрения, культуры и творчества.

ДИЕВС (Бог) — Исток и причина всего сущего. Душа мира. Создатель и хранитель мира и человека — творческий принцип и исток всякого духовного начала. Законодатель и вершитель судеб. Хранитель добродетели и правового порядка. Былое, настоящее и вечное. Всепроникающий.

(Бог — исток и центр всех событий, эталон ценности — посреди моря, посреди воздуха, посреди поля — мифический центр происхождения всего существующего, везде и всегда присутствующий и в то же время не имеющий измерения времени или пространства. Зарождение и обновление всего воспринимаемого мира).

Бог — это творческая мысль, высший совет, мысль, которая не может быть полностью выведена, но которая открывает порядок вещей в мире — вечное изменение через постоянное творение — воссоздание, ибо это универсальный принцип существования мира. Творческая мысль как основа начала всего — фундамент латышского богопонимания. Бог един в целостности и многообразии всех своих проявлений — все едино.

Бог был, Бог остался,
У Бога есть мудрый совет:
Бог дал деревьям листья,
Бог дал деревьям их ветви.
Лтц III 7718
Высоко поет трусишка
За всеми птицами
Мудрый совет Бога
За всем этим миром.
LD 2597
Один ехал на сером коне,
С камнем в седле;
Он принес листья на деревья,
Зеленую траву для всей земли.
ЛД 34067,8

Бог — это одно и два (или четыре) одновременно: и дух (мудрость, совет), и материя, проявление этого совета (листья, колосья, весь мир) в одно и то же время. Бог также проявляется как четырехмерная сущность: четыре основных элемента мира (земля, огонь, вода, воздух), четыре стороны неба (восток, запад, север, юг), четырехкратное расположение генетического кода, четыре фазы лунного цикла и т. д. Четыре измерения — это сама Вселенная, состоящая из трех пространственных и одного временного измерения.

В Боге соединяются все противоположности — свет и тьма, отец и мать, добро и зло. Тем не менее, в латышском понимании Бог является представителем всего светлого и доброго. Бог — податель совета и добра. Бог думает, знает, позволяет, дает, не дает, берет, помогает, защищает, воспитывает, заботится, жалеет, наказывает, разделяет. Добро исходит непосредственно от Бога, в то время как зло никогда не исходит непосредственно от Бога, но через невзгоды, злой день или злых людей.

"Зло — это преднамеренное действие человека, противоречащее порядку мира, установленному Богом, как против окружающей среды, так и против ближних, но оно не является независимо существующей силой"

(А. Брок)

Пни, Гром, сухое дерево,
Заставь зелень расти!
Накажи, Боже, злых людей,
Дай добру жить!
ЛД 91

Бог. Мир (природа) — это наиболее видимое проявление Бога. Применительно к этим различным проявлениям к Богу также обращаются как к Богине, Богу-Богу, Диве и т. д. Таким образом, как показывают песни, Богиней называют как самого Бога, так и проявление более непосредственного присутствия Бога в этом солнце, Гром. Два персонажа времен года, Усиньш и Янис, также называются Богинями. Гром, Усиньш и Янис представляют собой три основных проявления (или уровня воплощения) Бога во вселенной. Само Божество (или Бог) невидимо для наших глаз, потому что оно находится за пределами этого мира — за пределами всех этих миров, как Мысль, существующая в другом бытии. В то же время Бог все же видим. Бог находится посреди и повсюду, где бы ни проявлялся мир, и ощутим или различим в любой надежде на его проявление.

Где, Боже, Ты стоишь?
когда я не видел Тебя?
- Посреди двора, во дворе,
В листве вязов.
LD 8050

Душа. В середине обитает общая сущность всех вещей — Душа. Душа — это вездесущее и творческое выражение Божьей сущности, Божье присутствие. Душа — это вечная (вневременная) часть человека, которая исходит от Бога. Когда человек приходит в это солнце, он надевает одежду русалки, но когда он умирает, он сбрасывает одежду русалки, оставляет ее Матери-Земле и возвращается к Божеству в контурах.

"Главное качество души — это жизнь. Поэтому вместо жизни Владычица постоянно говорит Душа. Но ни природа Души, ни природа Жизни до сих пор не выяснены и останутся таковыми навсегда, как бы ни старались наши ученые и мыслители",

— так пишет Э. Брастиньш в своем труде Cerox.

Срединное пространство как место пребывания Души и ее творческой сущности подчеркивает Р. Монк:

"Душа не существует отдельно от всего, что она создает, включая ее ментальные и материальные творения — изобретения. Но душа — это не гибрид, не искусственная смесь духа и материи. Она точно, абсолютно и бесповоротно находится посередине. Величайшая тайна заключается именно в том, что душа, которая, строго говоря, не существует или находится везде и нигде, придает смысл и существование всему остальному".

Двойные потоки Солнца,
то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз;
Раздвоение моей жизни
С этой единственной маленькой душой.
LD 27271
Яркая звезда капала
На дверь невесты:
Это была не яркая звезда,
Это была душа ребенка.
ВВ 1127

Природа. Присутствие Бога проявляется во Вселенной, в окружающей природе и в человеке. Все это заключено в старом латинском слове — Nature.

"Латинское Daba происходит от понятия неба, и под этим словом древний человек понимал силы природы, которые создают весь мир, которые определяют пути звезд, определяют судьбы людей, дают урожай и неурожай, заставляют животных рождаться и расти так, как им положено. Это очень широкое понятие"

(В. Лейтис)

Природа, Небо и Бог находятся в самой тесной связи.

Имя Бог (Дейв, Божественный) первоначально означало также небо — не только блестящее светлое небо дня, но и темное небо ночи. (H.Biezais). Таким образом, понятие Бога изначально содержало в себе идею единства двух небес — дневного и ночного. Бог един в целом, но в то же время двойственен, или два. Следует отметить, что в (темном) ночном небе также есть свет — он отражается от звезд. Таким образом, светлая сторона Бога сильнее (больше, сильнее), чем темная. Об этом свидетельствует и сам Мир, который соткан из ткани и основы света.

Само латышское слово Бог сохранилось у нас от индоевропейского (IDE). В индоевропейских языках Бог (от корня div — светить, сиять) везде произносится одинаково: в санскрите — Dyaus, в прусском — Deivas, в литовском — Dievas, в латыни — Deus. Также в финно-угорских языках (финский — taivas, эстонский — taevas, ливский — tovas).

"XIII век. Крестоносцы, пришедшие в Латвию в XIII веке, сочли выгодным принять имя латышского Бога за своего христианского Бога (их высший духовный символ — Авт.), чтобы легче было обратить латышей в чужую веру. "На самом деле у христиан вообще нет Бога". "Имя высшего религиозного символа христианской веры — Яхве, а не Бог." (М. Грин). Из этого намеренно манипулятивного перевода проистекает тройное зло, которого следует избегать в наши дни. Подробнее об этом важном вопросе читайте в книге "Записная книжка хорошего человека -78"

(издание СПД 11989, США)

Мысль. Бог создает, запускает и разворачивает мир. На начальном уровне это Мысль, душа-энергия, свет, который постепенно превращается в образования материальной природы. В статье этот начальный уровень символизируется точками, каплями, крестами, прямыми и косыми крестами, солнечным колесом или знаками света и неба — звездами.


Звездные кресты — знаки начала и дальнейшего разворачивания мира.

В свою очередь, звезды являются (были) глазами Бога — вера, зафиксированная в Никейском соборе. Поэтому небесные звездные кресты являются также знаками Самого Бога — символами высшего и изначального уровня проявления Бога. Они показывают проявленное начало мира — центр, бесконечность, разделение времени и пространства на 8 (4) симметричных частей, вращение мира... устройство мира в этом, в том и за солнцем. Циклическое движение помещенного Богом мира — вращение, где жизнь и смерть сменяют друг друга как естественные и закономерные события великой Риты.

Крест Господень. Основной формой знака Божьего является Крест с четырьмя ветвями одинаковой длины, которые могут простираться бесконечно далеко — так же, как бесконечен духовный мир за всеми пределами мира материального. Этот знак называется Крестом Господним. Крест Господень имеет два различных состояния, имеющих разное значение: вертикальное (неподвижное) и косое или перекрестное (подвижное — вращающийся крест).

Правый крест — задержанная энергия, покой, смерть, тьма, — нетворческое состояние — отсутствие движения. Косой крест — также называется крестом или золотым крестом — высвобожденная энергия, беспокойство, жизненная сила, свет — творческое состояние — циклическое движение. (Вращение). Оба креста в одном знаке (Солнечное колесо, Звезда) — одновременное существование этого и своего солнца, циклическая смена света и тьмы, жизни и смерти.

Я видел золотой крест.
В воздухе мы кружились.
Боже мой, совет Твой,
Что не упал на землю.
LD 33780
Солнце встает крест-накрест,
Луна пересекает ночь,
Божьи кони бегут крест-накрест.
Не ели и не пили.
LD 3399

P.S. В более широком смысле все знаки — это знаки Бога, потому что они, как и мир, исходят от Бога. Но здесь мы имеем дело со знаками, которые представляют Самого Бога во всей полноте Его проявлений, а не с каким-то аспектом Его проявлений или сущности.

ПЕРКОНА — (проявление непосредственного присутствия Бога во вселенной, которая постоянно творится). Создатель и управляющий миром. Создатель Солнца, Луны, звезд, пояса дочери Солнца, циклов космического времени. Делатель — принцип боготворения. Могущественный. Всеобъемлющий.

Первое проявление Бога в этом солнце. Какая идея! Вспышка света! Как удар грома! Поэтому громом называют и самого Бога или Богиню, спустившуюся ближе к человеческому миру. Позже главного хранителя справедливости, порядка и движения мира, включая цикл плодородия, стали называть Громовержцем, Старым Отцом, Громовержцем, Небесным Кузнецом, иногда также Сыном Божьим. (Фактически старший сын — с правами и обязанностями первенца).

Бог ревет, Бог ревет,
Бросает молнии в дуб;
Лучше метать ее в дуб,
А не в бледный двор.
LD 33700
О боги, громовержцы!
Кого вы так сурово напели?
Дочь солнца жалобно плачет,
Она распустила свои золотые волосы.
LTdz 3:10510i
В небе кузнец ковал,
В Даугаве горят угли:
Сын Бога — Дочери Солнца
Золотой пояс был выкован.
33726
Кто эти восковые песни
На верхушке ясного дуба?
Песни сына Божьего,
Дочь солнца.
LD33796

Крест громовой. Действие Грома в мире — обеспечение непрерывности течения космического времени, циклического хода времени — вращения Вселенной — символизируется знаком Громового Креста. Его основная форма образована вращением Креста Господня и изгибом концов ветвей в результате этого вращения. Лучи света и пространства во Вселенной также изгибаются. Такова форма нашей галактики, на одном конце которой находится наша Солнечная система с планетой Земля. Знак показывает центр, четыре единицы и вечное вращение. Знак также показывает цикличность накопления и расходования энергии — вдыхание и выдыхание Вселенной — движение, начавшееся в одном направлении, создает основу для движения в другом, противоположном направлении.

Бог и Гром. В изначальном единстве Бога и Грома (единстве СОЗДАНИЯ и ДЕЛАНИЯ) создается ситуация самоинициации и самоорганизации — изначальный толчок, в котором проявляется воля Бога и начинается танец Бога и Грома — движение, с которого начинается время и мир как пространство. (Современная наука выдвигает гипотезу о Большом взрыве, из которого возникла вся современная Вселенная).

Данко (лиго) Бог с Громом,
Я с моим маленьким тюленем;
Грому вся земля,
У меня девять птенцов.
LD 24044

Помимо приведения мира в движение и его сотворения, Гром обеспечивает непрерывность космического течения времени и цикличность событий в мире, созданном Богом, упорядочивает энергии — основные элементы и силы творения мира, а также влияет на события. (Сила и власть грома проистекает из силы и власти Самого Бога. И все, что делает Гром, он делает по законам и советам Бога).

Бог был маленьким человеком.
Мудрым был его совет.
Он мог скрутить сосну,
Он мог скрутить дуб! LD????
Гром гремел
Ясень, клен на отшибе.
Боже мой, твой совет,
Что упал на землю! LD 54880 s p

Отношения между Богом и Громом раскрывают связь между внутренним миром человека и внешним миром. Они отражаются как образы индивидуального Я и сознания общего Мы. Бог связан с индивидуальным самосознанием человека — Я начинаю долгий путь, иди, о Богиня, со мной. Бог выражается в связи Души с истинным Я в человеке. Гром находится в связи с сознанием коллективного Мы — у отца Грома девять сыновей, у меня девять маленьких детей. Так и с сознанием индивидуальной личности, которая формируется и определяется включением в сеть человеческих отношений, в кластер — Нацию.

Гром преследует Дьявола. Гром следит за движением мира и возобновляет его всякий раз, когда оно грозит остановиться, когда оно находится во власти тьмы, холода, застоя и т. д. — ĀRDākā, вредных и неисправимых сил — Дьяволов (также Йодов, Юпи).

Что ты думаешь, Гром?
Опираться на меч?
Ты имел в виду двери ада
Или продать землю?
Ltdz III 7854
Удар, Гром весной
До самого дна,
Там найди дочь Йоды,
Моет золотые кувшины.
LD 34002
Громовержец,
Сухие ели на солнце:
Вымокший, замерзший
Посох великого владыки.
LD 31707
Пнул, Гром, сухое дерево,
Заставь зелень смешаться!
Накажи, Боже, злых людей,
Дай добру жить!
LD 9139

Гром и его стадо. Soģis. Солдат. Хозяин. Гром — это и справедливый судья, и, если нужно, воин с мечом, но также помощник людей и объединитель сотрудничества. На это указывают его помощники — большая семья, состоящая из сыновей, дочерей и невесток, которые занимаются различными делами, необходимыми миру и связанными с их ремеслами и плодородием.

Пять братьев Грома,
Что делает твоя сестра? -
Наша сестра плетет сита,
Прекрасная вещь для просеивания.
ЛТдз 3370
Отцу Грома
Девять сыновей:
Трое играли, трое ревели,
три вспыхнули.
LTdz 33704
Гром ревел
Все лето:
Пошла зеленая трава,
Клевер, букет.
LTdz3 7847
Что нам дать Грому
За летнее зерно?
Щедрый урожай ржи, ячменя,
Половину бушеля вьюнка.
LTdz28818

ВРЕМЯ — (Проявление Богом промежутка времени и судьбы). Вши жизни в людях и природе. Решатель судьбы человека по законам, установленным Богом. Бог — даритель счастья, поэтому Лайму иногда называют Божьей Фортуной, а в песнях — Божьей дочерью. Как и Бог, она — создательница, а значит — СОЗДАТЕЛЬ.

Дорогая Лайма, дочь Бога,
Приди и создай песни;
Рассказывай песни, пой их сама
Для молодых, для старых.
ЛД22
Не презирай
Кормилицу чужой матери:
Что бог, что фортуна, что повод,
Такую мать кормила.
LD 8741
Ты, Счастливая, служанка,
Ты, лижущая ребенка,
Когда ты не дала хорошей жизни,
Чтоб я долго не жил.
ЛД 1210

Лайма — хранитель времени и организатор событий в жизни человека. Лайма решает, счастливой или несчастливой будет жизнь человека, совместимость людей и порядок вещей. Лайма — верховный выразитель закона причинности.

О Боже, твой совет!
О Боже, закон твой!
Я была дочерью, я была женой,
Я была матерью женщины.
ЛД1235
Счастье, счастье тому сыну,
Который родился под солнцем,
Вожжи счастья были закручены,
Пропитанные серебром.
LD 1176
Лучше б край тимпанов:
Бог помог в Тимсе;
В Тимсе сидит Фортуна дорогая
В конце мельничного стола.
LD8249v

Крест Лайма. Лайм вращает человеческую жизнь, как нить в веретене. Когда веретено переполняется, нить обрывается, и человек умирает. Лайм — это прядильщик или ткач, а также вредитель — нитеобрезатель. Лайм закручивает, раскручивает и вытягивает нить жизни, здоровья и благополучия. Прядение — действие, при котором мировые силы и события, которые они вызывают, собираются вместе и скручиваются или сплетаются в единую нить времени и судьбы (пояс, веревку, венок, ткань или тесьму) — символизируется знаком креста Лаймы. Этот знак также образуется при вращении Креста Господня и сгибании концов ветвей. Это знак совместимости, символизирующий как вращение (мельница), так и циклическое и ритмичное развитие и движение событий вокруг общего центра — центра событий — Бога.

Лайм и Гром. Хотя Известь и Гром действуют каждый в своем поле, они тесно связаны между собой, поскольку представляют разные масштабы единого потока времени. Гром — в макрокосмосе — вселенной планет и звезд — является создателем космического временного цикла. Лайм — в микрокосме, человеческой вселенной, — является решателем и одновременно кузнецом времени и судьбы человеческой жизни. Оба они обеспечивают течение времени и определяют или влияют на судьбу. Эту связь подтверждает и тот факт, что знак Креста Лайма и Креста Грома имеют одинаковую базовую форму, которая отличается в узоре только использованием другого цвета. Это единство также указывает на общую изначальную природу Лайма и Грома и их происхождение от Бога.

Я вошел на мельницу,
без доброго утра;
Богиня сидит, Лайма стоит,
Ждет доброго утра.
LD 7996
Кто нажмет, кто увидит
На высоком холме?
У меня есть кувшин колы
Из акмиста помощника.
Ltdz III 7802

Счастье и несчастье. Счастье, как и Бог, само по себе невидимо: оно проявляется как гармония и порядок всего сущего, как подъем на холм, как ритм, согласованность и цикличность событий. Но она может проявляться и как отсутствие этой гармонии — отсутствие Лаймы, отсутствие — не в Лайме (нарушенный ход событий, нарушенная гармония и ритм, клубок различных сил, жизненный спад, место несчастья, неблагоприятное решение Лаймы и т. д.).

Лаймит закричал, Лаймит заревел,
Стоял на холме,
Видите, как меня привели
В место несчастья.
LD 18618,2
Лайма плетет булавку,
Сидя на холме,
Приколов дочь доброй матери
К сыну злодея-отца.
LD12001
Лайма сидит на холме,
Несчастье в долине.
Спой, Лайма, для невезучей
С камнем в спине.
LD 12

Страница. Гора и долина. Мир идет своим чередом — все его события движутся как волны или горы — то в восходящем, то в нисходящем порядке. Лайм сидит на холме, Несчастье — в долине. Лайм ассоциируется с подъемом на холм, с самим холмом. Несчастье — с противоположным движением — вниз. В то же время Лайм и Несчастье идут по одним и тем же жизненным тропам и встречаются на пешеходном мосту.

Счастье шло вместе с Несчастьем
По одной и той же лестнице;
Иди, Лайма, ты иди,
Брось Несчастье в воду. ЛД 1219
Сброшенный с моста отцов
Дети детей — скалолазы,
Так дети карабкаются,
Этого хватило на всю жизнь. ЛД 3086

Лестница — это естественное равновесие между поворотами жизненных событий, идущих то в гору, то вниз. Ступенька — это граница, где встречаются свет и тьма, творческое и безумное, силы времени и судьбы. Задача человека — преодолеть такую жизненную ситуацию, выйти за ее пределы. В такой ситуации ограничений и выбора перейти по пешеходному мосту — значит встретиться. Отсюда и понятие добродетели.

Добродетель.

По мнению Э. Браштинса, добродетель — это "количество активности и интенсивность действий, с помощью которых каждый человек достигает и реализует добро"

Добродетель требует от человека определенных качеств, чтобы он мог упорно трудиться, преодолевать застой, развивать и реализовывать идеальные ценности. Кто перешел по пешеходному мосту, то есть по спуску, тот — процветает — наследует и радость жизни, и богатство.

В то время как долина — это застой духа, лень, глупость, бедность и несчастье. Это признак развратного человека. Как обстоятельство, как решение Лаймы — это несчастье, а как человеческая характеристика — порок и безнравственность.

В этом виновата мать,
что я выросла блудницей:
Которая взяла себе служанку,
И воспитала меня дешевкой. ЛД 3321
Большой парень хвастался
Взять большого жениха,
Что за парень, ты хвастаешься,
У тебя нет добродетели;
Все кабаки ты пропил,
Все пепелища, что ты разбросал. ЛД 11722

Судьба. Можно ли избежать Лайма? Жизнь человека явно зависит от решения Лаймы. Существует два взгляда на человеческую Жизнь, которые переплетаются в латышском образе жизни:

1) ход и направление жизни определяется тем, где находилась Лайма в момент своего рождения, а также временем, когда это рождение произошло. Ни сам человек, ни его родители не могут сильно повлиять на это жизненное решение. Сам человек не может уйти от судьбы Лаймы.

Счастье, счастье для этого сына,
который родился под солнцем.
Для него закрутились вожжи счастья,
Пропитанные серебром. ЛД 1176
Что за жизнь проложил Лайм,
Такую жизнь мне предстояло прожить;
Я не могу перелезть
Над маленьким законом Лайма. F.219,621

2) Ход жизни формируется самим человеком.

"В песнях о жизни мы редко слышим праздную беспомощность перед лицом судьбы, но гораздо чаще кипучую деятельность и стремление повлиять на решение Лаймы и изменить его. Делается это с помощью Лаймы и самого Бога, так что такое оживление порой приводит к откровенному бунту против Бога и Лаймы, который выражается в резких словах. В деталях, конечно, Жизнь всегда зависит от человека".

— Такова оценка Э. Брастиньша.

Важно, чтобы так называемые мелочи накапливались и складывались с течением времени, пока не окажут нужного влияния на ход будущих событий. Каждый долгий путь начинается с первого шага. Идея в голове одного человека, подхваченная сотнями и тысячами людей, превращается в значительную и мощную силу, которая меняет мир. Капля воды размывает камень. Когда чертополох наливается силой, он ломается и т. д. Важно, что при этом меняются обстоятельства (условия), изменяется существующая причинно-следственная цепь и приводится в движение новая.

Судьба как предназначение и свобода воли человека дополняют друг друга и связаны между собой.

Бог дал мне, Бог дал мне,
Бог не дал в руки,
Бог не дал в руки,
Я его не заработал. LD6854
Бог дал, Бог дал,
Бог не дал:
# Мне нужна прилежная нога, рука,
# Нужен мудрый совет. LTdz 1292
Такая воля, такой поклон
Мой маленький язычок;
Я не смог бы вырастить
За пучок удачи. LD 331,1
Мал, сестра, как обманчив,
Осторожно подними кофемолку:
Бог, гадалка, поднимет
Облегчит жизнь твою. ЛТдз 4709
Легко беги по тропинке,
Идите на работу!
Тогда Мать Счастья даст
Ключ к счастью сама. LTdz.

Итак, латыш не смотрит на судьбу как на фатально неизменную. Человеку дана возможность своей свободной волей и выбором влиять на судьбу, а иногда и существенно изменять ее. В этом смысле человек является творцом своего счастья и создателем своей судьбы.

О том, определяется ли наша жизнь судьбой или цепью случайных и непредсказуемых совпадений, мудрецы Древнего Востока и современная наука говорят так:

"Все в мире — это последовательность явлений, истинным источником которых является совокупность причин и условий"

(Е.И.Силиньш)

Три маленькие удачи. У дочери Бога, Лаймы, есть помощники — Доска и Коронка — вместе они составляют Три Фортуны, но само решение находится в общении с Богом (Богиней) и Марой Бога.

Доска Муна, круглая, известковая
Идущий по пути рунодамов.
Gona well noorunojšas:
Maizeitā man dzeivōt. Tdz 36633

Бог, Лайма и Мара. Лайма и Мара действуют в мире вместе. Лайма и Мара всегда присутствуют в важные моменты жизни человека. Если Лайма представляет измерение времени в нашем четырехмерном пространственно-временном мире, то она олицетворяет движение и события во времени — судьбу. Тогда Мара представляет пространство — три пространственных измерения марического (материального) мира, пути, уровни и силы упорядочивания материи. Бог, Лайма и Мара — те, кто знает ход грядущих событий (иногда это знает и Дьявол, что также зависит от Бога).

Я пошел в баню к Лайме.
В льняной рубашке;
Бог знает, дорогая Мара,
буду ли я еще гулять под солнцем. LD1092
Бог знает, Лайма знает,
Где солнце спит по ночам:
Посреди моря.
На кончике сухого тростника. LD 33788,2

Огни. Сотрудничество Лаймы и Мары ярко проявляется в отношении к Огню, за который отвечает Мать Огня (Мара). Без Огня, без умения и способности управлять энергиями, лежащими в глубинах материи (Мара), немыслима полноценная человеческая жизнь и счастье (Лайма). В то же время именно Лайма решает, как использовать Огонь, она требует страха и уважения, и если у вас их нет, Лайма покинет вас и наступит Несчастье. Это требует умения ладить с Матерью Огня. Использование Огня в созидательных и сострадательных целях. Огонь священен. Огонь — чистейший элемент земного мира. Огонь божественен (орошается Богом) и равен жизни.

Я не собака,
Не огненная булавка:
Я догиня, Богом политая,
Я огненный буревестник. LD3034
Легкий, легкий огонь горит
В темном углу:
Там Счастливый пишет жизнь свою
Для маленького ребенка. LD 1196

Особое значение огня отражено в характерной для белых традиции культа огня, которая жива и по сей день. Во время празднования времен года, будь то Масленица, Пасха или Усини, летом — Мара, осенью — Юмис или в сезон стирки — Мартини, всегда зажигается огонь. Но особенно в Середину лета и Рождество огонь находится в центре действия и пространства ритуала. Он имеет реальную и символическую связь с первозданными силами мира (вселенной) — Богом, Громом, Счастьем и Марой. Эта множественность смыслов и связей выражается знаком креста между Громом и Лаймой. В применении к огню его также называют просто Огненным крестом.

Маленький маленький костер
Сияет в моей кофемолке:
Мара показывала огонь,
Богиня била молотком по кофемолке. Гдз 54732

Мара — (материально-пространственное проявление пролета Бога). Субстанция мира — покровитель материи. Рост мира. Вещество мира, материя, весьма загадочно. Она исходит от Бога и признается божественной. (Э.Брастинс). Поэтому не случайно саму Мару в песнях называют Марой Бога. Ее также называют Марой Мира (то есть Марой мира, а также Марой смерти), Марой Мили. Мару также называют Святой, Белой, Лихой Марой и т. д. Мара — это рост мира — Божественная Мать, через которую все появилось на свет, но впоследствии разделилось на множество отдельных матерей (Земля, Воздух, Огонь, Вода, Лес, Поле, Люди, Скот, Гаус, Солнце, Природа, Гром, Вели, Могилы, Йод, Черт и другие).

В бане,
Я закрываю дверь в дом,
Мара, господи, знает,
То ли я выйду, то ли не выйду. Д.1095,v
Благословляю вас, молодые дочери,
Ужин в четверг вечером;
Мара Мара родилась
Вечер четверга.F417,410

Крест Мары — также называется Крестом Крестов. Символизирует материальную часть мира, которую поместил Бог. Изначально это туман первоматерии, одним из символов которого является скопление крестов, которые, приближаясь к общему центру (новому началу проявления), выстраиваются в знакомый узор. Энергия, духовная, сгущается, превращаясь в материю. В отличие от креста Бога, концы креста Мары перечеркнуты, то есть их продолжение в бесконечность прерывается новой точкой или крестом. Это указывает на конечность и ограниченность материального мира в противовес бесконечности мира духовного.

Материальные проявления имеют свое начало, свой конец. Жизнь человека в материальном (физическом) мире также связана с рождением — воплощением души в физическом теле — и смертью — умиранием, когда физическое тело возвращается в лоно матери-земли, тонкое тело остается в жилах, то есть в другом, более тонком материальном плане, а Душа возвращается к Богу (Богине). Мара — даритель роста при рождении и получатель роста при смерти.

По своей сути Мара двойственна (амбивалентна) (Дж. Курсите), так же как и крест Мары, который можно рассматривать в двух различных состояниях смысла. Первое — косой или кособокий крест. Второй — прямой.

Косой крест Мары символизирует творческое состояние материального мира — состояние жизни и расцвета. Он указывает на ожидание материальных проявлений Мары, на раскрытие границ, на рождение, на возможности разнообразия и роста природных форм в будущем, что лучше всего выражено остальными знаками Мары и другими знаками. (Движение распространяется наружу — от центра знака).

Прямой крест Мары — символизирует границу между этим солнцем и загробным миром, где все замирает. Закрытие границ жизни в четверичности мира (четыре стороны неба, четыре времени года, четыре стадии жизни и т. д.). Возвращение материи к своему первоначальному первозданному состоянию. (Движение назад к центру знака). Это знак Матери Вели. Такие кресты используются в похоронных перчатках — они имеют жизнеутверждающий характер. Подчеркивает индивидуально преходящую природу роста.

Из небесных созвездий
С серебряными шнурами
В колыбель дорогой Мары,
В утробу Мумии LD 1156,1
Да благословит тебя Бог, отец, мать,
Добрый вечер, Мать-Земля,
Добрый вечер, Мать-Земля,
Храни мое маленькое тело. ЛД 27521
Путь святой Мары,
Босиком,
Несла в своей руке к Богине
Душу солдата. LTdz22871
Я видел Мать Вели,
входящую через ворота:
Покрыта белым покрывалом,
на ногах песочные туфли. Тдз 494

Мара всегда присутствует в таких переходных ситуациях. В связи с умиранием к ней обращаются как к матери Вели, матери Земли, а также как к матери Меры, Капу и Миры, лишь изредка называя ее по имени — Мара. В этом контексте и из уважения к усопшим белам развился культ Вели. Как отмечает К. Брегжис, культ Вели в латышских традициях жизни играет важную роль во всем нашем мировоззрении.

В связи с рождением всего нового Мару называют Матерью воды, молока, полей, скота, леса и т. д. Мара — Мать ветра и Мать моря. Мара может предстать в образе божьей коровки или ондатры, черной гадюки или лягушки и т. д.

Как хранительница пограничных ситуаций, Мара помогает при родах, перекрестных родах, свадьбах, дарует плодородие и хранит здоровье. Мара участвует в жизни общества.

Дочери Мары. Мара видима, слышима, осязаема. Все, что мы можем воспринять в мире с помощью наших органов чувств, — все это Мара. А о таинственных силах природы говорят, что они — дочери Мары. (Э. Брастиньш). Дочери Мары — это различные силы и проявления материальной природы, которые не всегда видны глазу, но существование которых открывается или наблюдается с помощью различных инструментов или устройств. Например, из недр земли исходят различные излучения. Волны, используемые в радио-, теле- и телефонной связи, которые, хотя и не видны, не подвергаются сомнению как реально существующие. Таковы силы, находящиеся в самых глубинах материи.

ВЕЛЛ — представитель первозданного мира хаоса, вод, пуха, тьмы и завесы. Также называется Злой. Находится в связи с Йодой (черным), Юпи, Ямой, сложным по своей природе. Дьявол — это ПРЕДАТЕЛЬ, который время от времени вмешивается и препятствует намерениям Бога. Дьявол полон злых намерений, хитер, коварен и ловок, наделен огромной физической силой, но при этом злобен и глуп. Поначалу он был соратником Бога, стремился подражать Ему или превзойти Его, но в глубине души был противником Бога. Дьявол всегда проигрывал Богу и в мудрости, и в силе с самого начала сотворения и устройства мира.

Бог встретился с дьяволом
Посреди моря на скале;
Мохнатые бриджи пропали,
А мечи — нет! LD33692

Дьявола преследует Гром, первый помощник Бога в создании и управлении миром. Дьяволу мешает петух, вестник света. Дьявол прячется от Грома и Божьего гнева под камнями, в дупле дуба, под пнем, в болоте, в колодце, в темных местах у ольхи, осины, ели, болотной березы. Внешне дьявол похож на человека и в то же время на животное — скотину или зверя с одним глазом.

Дьявол и человек. Дьявол также является активным участником повседневной жизни людей, где он имеет локальный характер и связан с бытом и взаимодействием людей. Он кроется в несовершенстве человеческой души. В тени намерений света. Дьявол беспокоит и обманывает. Символизирует человеческую глупость, невежество, самодовольство, высокомерие, эгоизм, нетерпимость, гордыню, жадность, соблазны, ненасытные удовольствия и разрушительные порывы. Однако власть дьявола ограничена. Страсти все равно от Бога, но человек превосходит дьявола изобретательностью и мудростью духа. Это одновременно внешняя и внутренняя борьба человека с самим собой — самопознание и самопреодоление, предполагающее нравственный рост и более полное познание себя и Мира, а также восхождение на более высокую ступень сознания.

Дьявол рвет, берет, душит, разрывает, режет, галету, трясет, дида, топчет, приносит, искушает, обманывает...

Дьявол — мастер великих превращений. Самая древняя форма превращения — это превращение Дьявола в Мудреца (слепую разрушительную силу) или Змея (символизирующего разделение и единство неба и земли), который может превратиться в крылатого Огненного Змея или многоголового Дракона (ассоциирующегося с богатством, сытостью и медлительностью, а также воровством, завистью, деньгами). Превращается в козу, козла (ассоциация с плодородием и сексуальной сферой), превращается во многих дьяволов, которые непослушны, глупы и уродливы.

Дьявол/Мать Йодов. С Дьяволом тесно связана Дьяволица/Мать Йодов. Она — та, кто, уговаривая струны и эмоции души (А.Мичулис) — пять чувств человека, — затрагивает и бросает вызов, побуждая поддаться инерции и соблазнам инстинктов, страстей и влечений.

Это внутреннее препятствие человека на пути к высшим устремлениям души; оно искушает его пассивно предаваться удовольствиям и смиряться с инертностью, тупостью и дремотой. В то же время это вызов к внутренней борьбе, призыв убить мать дьявола внутри, призыв исследовать и закалять себя, расти духовно и добродетельно через препятствия и трудности! И только от самого человека зависит, будут ли эти страсти направлены в деструктивное и разрушительное русло (к тьме) или, напротив, к свету, к жизни, к КРЕАТИВНОСТИ.

Я видел Мать Веллы
На яблоне:
Пять пальцев, пять когтей,
Пять искр огня.
Пусть дьявол оплакивает дьявола,
Я не буду горевать о дьяволе,
Я растопчу мать дьявола
Под ногами жеребенка.
Я отрубил меч
Девять клинков,
Я отрубаю мать Йоды (дьявола)
Девять кусков.

Дьявол и Крест находки. Дьявол, как помеха и нарушитель Божьих замыслов, ассоциируется с пятиконечным знаком креста Господня. Пять лучей этого знака нарисованы в одной манере, пересекаясь линиями. Числовая символика описывается как условное целое из пяти единиц. Это никак не согласуется с целостностью двоичного мира, созданного Богом, который, символически говоря, происходит из принципов двух единиц и четырех единиц. То же самое можно сказать и о направлениях лучей Креста Левитского, которые отличаются от направлений лучей знака Креста Господня. Таким образом, мы видим, что этот знак бросает вызов и разрывает на части Крест Божий и мир, который он представляет, выражая символическим языком природу дьявольского противника, который спорит и борется с Богом, говоря, что все должно быть сделано по-другому!

В наших песнях упоминаются пять чертей под камнем или пять других домогателей. У матери дьявола пять пальцев, пять когтей, пять огненных искр. Пять предметов, где, как в едином целом, можно связать боль, гнев, остановить поток крови. (Я.Курсите) Пять — это число, которое символизирует самого человека. Пять — это человеческий разум — пять органов восприятия и ощущения мира. Это своеобразное целое, которое сам человек должен упорядочить и развивать в направлении идеалов света, чтобы расти душевно и духовно, согласно знаниям Бога, Лаймы и Мары.

Следовательно, этот знак имеет два разных значения. Он символизирует и Дьявола, и мать Дьявола/Йоду, и преодоление хаоса, результат экзорцизма. Но это уже начало творчества.

Ремарк:

Злой Дьявол. Зло как сознательное злодейство не существует в природе. Зло начинается с осознанного, но, по большому счету, глупого выбора человека встать на сторону ВНЕШНИХ сил. Вызывая и взращивая, то есть приумножая, силы, враждебные жизни. Вот почему в латышском языке говорится — не упоминай зла. Дьявол, как воплощение всеобъемлющего зла, призывающий к злым делам и смерти, появляется только под влиянием идеологии христианства — сатаны. Под этим влиянием появляется и ад — место мучений и обитания злого дьявола. Полная противоположность светлому и жизнеутверждающему характеру латышской религии.

Этого злого дьявола также можно победить. Это делают риджниексы — риджники. Рия — это не только древнее место для сушки и обмолота зерна, но и место древних латышских семейных традиций и ритуалов. В данном случае огонь играет решающую роль в победе над дьяволом и вредоносными силами, что связано с главенством древних ритуальных традиций и духовной силой, исходящей от латышского послания Бога.

Йод — олицетворение тьмы, злое существо Государства Душ.

x x x x

СЫНЫ БОГА — это свет на небе, это небесные светила, солнцестояния, времена года.

В песенном мире Бог также предстает как Отец Неба и Мать Земли, поэтому свет и небесные светила подобны его сыновьям. В песнях не говорится о конкретном количестве и происхождении сыновей Бога. Роли сыновей Божьих даются в разных образах и именах, но ясно одно: все они — служители с разными задачами. Сыны Божьи — свет — рождаются и живут на небесах. Как образы времен года, они приходят на землю и скачут по полям, выходят на пастбища, строят дома, возводят мосты, охотятся, ловят рыбу, ищут деньги. Сыны Божьи также играют, пируют, горшечничают и читают души. Сыновья Бога общаются с Богом, Лаймой и Марой. Их почитают и боятся.

Один. Гром (также называемый Богом) упоминается как единственный сын Бога, хотя и косвенно. Джон, который приходит каждый год, принося с собой силу плодородия (также называемый Богиней), называется сыном Бога. Сын Бога — Луна, называемая дедом и воином. Сын Бога — звезда Сит.

Кузнец выковывает небо,
Уголь был в Даугаве:
Богиня — Солнце.
Золотой пояс он выковал.
Или Янит, богочеловек,
Твоя широкополая шляпа!
Весь широкий мир
Под шапкой твоей.
Луна, бог,
Кому ты не дала добро на день?
Для кого ты
Ты обманула ночь.
Стоглазый, бог-отец
С серебряной горой,
Выложи мне золотую лестницу,
Чтобы я мог принести свой обед. 27832 (Сиетис)

2. Утренняя звезда Аусеклис и Вечерняя звезда Ритеклис упоминаются как два сына бога, которые попеременно умирают и возрождаются. Божественные близнецы — Юмис и Юмала как божества плодородия.

Четыре. Четыре бога, упоминаемые в Рождество. Четыре сына Божьих — это четыре времени года, которые наступают с Рождества и далее, и каждый из них приходит в определенное время. Деление года на четыре — основа латинского счета времени и календаря земледельца.

Знаки четыре brōļi, kalado, kalado!
Vysi četri Dīva dāli, ķaļado, kaļado!
Dud, Divi, me jaunai, kalado, kalado!
Что-нибудь выпить с вином, каладо!

С характеристиками сына Бога выступают Метенис, Усиньш (также называемый Богом), Петр, Мартинс и некоторые другие персонажи годовых сказок.

Усиньш — божество небесного света. Усиньш (также называемый Богиней) — податель солнца, которое возрождается весной — приносит свет и тепло, приносит зеленую траву, приносит листья на деревья, отпирает дверь в весну и все другие блага, которые приходят с приходом этого света и тепла. В круговороте времен года Усинь занимает особое место. Хотя Усинь иногда имеет черты сына Бога, в роли Усиня проявляется и действует сам Бог. Знак Гора образован соединением Луны и Солнца. Луна как бы ведет Солнце снизу вверх, а сверху — во тьму. В то же время отражая свет, который дает Солнце, в окружающее пространство. Она символизирует не только возрождение весеннего Солнца в природе, но и способность подниматься из мертвого состояния обратно в живое состояние обновления. Символизирует влияние духовной энергии предков, советов, знаний и т. д. на человека и живой мир. Символизирует возрожденный свет знания в человеке.

Иоанн — Сын Божий (также Бог). Олицетворение сил света и плодородия. Иоанн каждый год приходил к своим детям. Символ единства, сотрудничества и слияния Неба и Земли, а также мужской силы и женского начала. Также олицетворение брачного принципа, который смотрит с одной стороны на ушедшую весну, а с другой — на грядущую осень. Символически это воплощено в знаке Иоанна — два столба на небесной горе с тремя солнцами на концах. В песнях Иоанна также называют самим Богом, подчеркивая тем самым присутствие Бога в Иоанне и во времена Иоанна, а также его особо важную роль во всех последующих событиях цикла света и плодородия (жизни). Два полюса — это врата Иоанна, врата во времени, которые расположены в середине года, между восходящим путем Солнца и света и нисходящим путем Солнца и света. Знак показывает границу между этими двумя временами и направлениями движения Солнца и света. Граница подобна нейтральной срединной полосе, где движение Солнца останавливается — оно не является ни восходящим, ни нисходящим. Граница похожа на темную бездну — пустоту, где свет снова исчезает и может погибнуть, если мы не поможем его найти. Это время, когда люди помогают движению света продолжаться с помощью ритуальных костров и песен, чтобы переползти через эту бездну тьмы. Подробнее о символизме мифа об Иоанне (также Усине, Джуме и т. д.) и знаках см. Подробнее о символике знаков Иоанна см. в книге В. Цельмса "Латышский узор и знаки".

Юмис (Юмис и Юмала) — сын бога. Древнее божество плодородия — воплощение принципа близнецов и пар. Олицетворяет единство мужского и женского начала — плодородие в природе, а также по отношению к человеку — новые человеческие существа в Джумисе. Ритуал времен года наиболее ярко проявляется в созревании и сборе урожая. Это время после Середины лета, когда Иоанн Сын Божий отдал все свое плодородие Земле, чтобы создать Юмис. Чтобы плоды земли могли появиться и завершить цикл.

Знак Юма. В своем полном цикле проявления Юмис связан с двумя направлениями. В первой половине года — движение вверх, к свету. Во второй половине года, когда ушастые наняты гравитацией, — движение вниз, к земле. Это в полной мере отражено в различных знаках Юмы. Основная форма знака Юма вырастает из косого знака (золотого) креста Господня. Эта связь указывает на особое положение и место Креста. Это прямая связь с Богом, высшей и таинственной Творческой и Животворящей Силой Мира.

Юма и Лайма. Присутствие Юма по самой своей природе обеспечивает не только процветание, но и Счастье, ибо без процветания счастье не только под угрозой, но и невозможно. О связи Юмы с Лаймой свидетельствует и общее IDE происхождение слов Лайма и Юмис, и исследования различных произношений и чередований звуков в языках народов Азии. (Э.Брастиньш, В.Лейтис). Однако эта точка зрения не получила широкого признания.

Дочь(и) Солнца — Это само Солнце как дочь (религиозное откровение и образное очеловечивание опыта, вызванного ходом Солнца). Именно Солнце, как дочь, по утрам и вечерам приходит, украшает и ждет женихов — Иоанна, сына Бога, Рассвета, Луны или сына Луны, Грома, сына Грома или самой Богини (предположительно Усины). Дочь Солнца обручается и выдается замуж — свадьба в воздухе. Дочь Солнца переправляют через море, она падает в море, тонет в море, в источнике, моет золотые кувшины. Дочь Солнца спасают Лим или сыновья бога.

Миф о вечности, годе и дне. Брак Дочери Солнца и Сыновей Бога (Солнца и Луны) — часть мифа о небесной вечности — снова и снова переживается на небе и находит отклик в мифе о временах года или годе — и в мифе о дне/ночи или дне на земле. Солнце, то восходящее на небе, то опускающееся — тонущее в море, определяет реальный характер событий и традиций года и характер человеческого опыта. Культ Света и Плодородия проистекает из мифа о небе. Психологические переживания и духовные задачи роста и развития каждой отдельной души в ее годовом циклическом и пожизненном течении.

Заход солнца вечером,
Расцветают золотые ветви.
Дай Бог, чтобы я так ветвился
В конце жизни моей! 18135V2

xxx

МИР — Все, что находится под Солнцем, есть Мир. Насколько далеко простирается свет Солнца, настолько широк Мир". Теперь мы знаем, что потоку света нет конца, что Мир бесконечен. Это пугает нас, потому что разум не может представить себе бесконечность, где расстояния исчисляются миллионами световых лет. Но в нашей узкой повседневной жизни мы называем Миром нашу Мать-Землю с ее Небесами, людьми и существами. Бесконечный и конечный Мир — это, в конечном счете, сам Бог и его Провидение в формах Лаймы и Мары".

(Э. Брастиньш)

Я пошел в баню к Лайме
В одной льняной рубашке.
Бог знает, дорогая Мара,
буду ли я еще ходить под солнцем. LD 1092
Все божьи создания
согласны с солнцем:
Зерновые колосья, цветки цветов
Концы великих лесных деревьев. F.754,161.
Или Янит, Богочеловек,
Широкополая шляпа твоя!
Весь широкий мир
Под шапкой твоей. LD 32909

Знак Солнца и Мира. Именно Солнце и ход Солнца раскрывают перед нами Мир во всем многообразии его процессов и проявлений. Поэтому в песнях Мир часто называют белым Солнцем, или просто Солнцем и Солнцем. В латышской письменности и Солнце, и Мир упрощенно изображаются общим знаком — кругом или квадратом. Такова внешняя форма многих знаков Солнца (а значит, и Мира), даже если они имеют более сложную внутреннюю структуру.

Божество пишет на небе
Одну маленькую книгу,
Кто умрет, кто будет жить
В этом белом мире. LD27684,2

Мир создан этим солнцем, а в нем — солнце.

В этом солнце, в этой земле,
Только для гостей я живу;
Его солнце, его земля,
И так во все времена. LD 27760
Это солнце любит меня,
Его солнце не любило:
Это солнце я знаю,
Его солнце неизвестно. LD 27370

Это солнце марианское (материальное). Его солнце — душевное, божественное.

"Будучи живым, человек живет в обоих мирах: мирском и божественном. Марийский рост и божественная душа принадлежат каждый своему Миру. Рост — это Этот-мир, душа — Его-мир" (Э. Брастиньш) и одновременно за пределами всех этих миров (Авт.)

Это солнце и солнце в Нем упоминаются не только в песнях. В латышской письменности мы также находим знаки, указывающие на это видение и структуру мира. Наиболее выразительные знаки этого видения связаны с образом Вешнего дерева (или Солнечного дерева), Мирового дерева.


Деление пространства-времени Вселенной в Перчатке Жениха из Крустпилса, 2-я половина XVIII-XIX вв.

Загробный мир. Загробный мир — обозначение места за пределами этого мира. Это другое солнце, другое существование, в котором обитает Бог — высшая Божья Мысль, образно и символически увиденная. В потустороннем мире обитает Душа.

Двойное Солнце течет,
Течет вверх, течет вниз;
Вдвойне жизнь моя
С этой единой душой. LD 27271

Загробное Солнце, как и Душа человека, в равной степени связано и с этим Солнцем, и с Его Солнцем. Однако человеку трудно представить, где оно может находиться в Природе. На языке символических знаков мы обозначаем Мир кругом, образованным ходом Солнца по небу. Верхнее полушарие представляет собой день, нижнее — ночь. Верхнее представляет это Солнце. Нижнее — Его Солнце. Солнце в центре круга — за пределами картинной плоскости, в другом измерении.

Так и в природе — совет Бога, который находится Над и За всем этим миром (то есть исходит из Запредельного), проявляется и виден в надежде каждого проявления — в центре и в середине. Запредельное связано с центром и серединой каждого события — так же, как в древней песне душа связана с двумя солнцами жизни. Путь к Запредельному Солнцу проходит через Запредельное Солнце.

x x x

Человек состоит из Души, Тела и Ока. Входя в этот мир Мары, Душа облекается в Марийский рост. И происходит чудо — рождается жизнь. С самого Неба, серебряными шнурами, в колыбель дорогой Мары, в чрево ее матери. (ЛД 1156,1).

Чудо, "благодаря которому Дух и Материя соединяются в единое целое в живом человеке" (Э. Брастиньш)

Чудо, объединяющее весь мир в единую взаимосвязанную ткань — жизнь.

С небесных спусков
С серебряными шнурами
В колыбель любимой Мары,
В утробу маленькой матери. LD 1156,1
Комната Пиллы Мары (Лаймы)
В крошечной колыбели:
Одна Мара пошевелилась,
Они все согласились. RLB 1872-1

Душа (жизнь) человека — от Бога. Душа (дух) — это жизнь человека. Окс — связывает и объединяет в одно целое Рост и Душу.

Велис — это как бы второй рост человека — близнец Роста, состоящий из гораздо более тонкой субстанции, подобно лучам, чем сам Рост. Велис не очень заметен для живого человека. В песнях нигде не говорится о Велисе живого человека. Велис становится заметен, когда человек умирает.

"По латышским представлениям, человек — это не только соединение Тела и Души, но между ними есть нечто третье, которое после смерти называют Вели, Лели, Илги, Мане, Ургучи и т.д."

(Э. Брастиньш)

После смерти Душа освобождается от груза материи, уходя от этого солнца. И задерживается на некоторое время в окрестностях этого солнца, пока не выходит за пределы солнца — к Божеству. Рост передается на попечение Матери-Земли, пока не разрушится — это солнце.

Окс — тот, кто остается, возвращается к вечно живой природе — продолжает жить жизнью, подобной этому солнцу, только более бледной и менее кровавой, в царстве Матери Окса — в Ее солнце, пока оно не погаснет.

x x x

Умножения. Времена года. Честь человеческой жизни

Посвящения для поддержания живых отношений с Богом и бдительности сознания:

1) проводить священные (культовые) посвящения или ритуалы Богу и божествам (Маре, Лайме и др.). Они также могут быть приурочены к важным национальным и культурным событиям Латвии (18 ноября, День балтийского единства, Праздник песни).

2) Празднование ежегодных праздников: Масленица, Пасха, Усини, Яни, Марас, Апюмибас, Мартини и Зимние праздники. Эти праздники важны тем, что раскрывают связь между жизнью человека и ежегодными событиями природы. Среди ежегодных событий — появление самого бога в качестве гостя, а также одной из его форм (сыновей) в виде Усиньша, Яниса или Грома, присутствие Лимая и Мары и др.

3) Празднование заслуг человека в его жизни. Кресты-аббаты (саваны). Брак — выравнивание (свадебная бедиба). (похороны). Это отдельные семейные и соответствующие семейные торжества, имеющие значение для всей общины — нации. Ритуалы такого рода включают в себя Клятву верности и Праздник Вечерни, проводимый в Богинях; осознанную связь с нашими предками и наследием, которое они нам оставили, а также нашу связь с Потусторонним миром. (Подробнее об этом см. в книге М. и М. Грин "Латвийский год. Годы и почести").

Бескорыстие и порок

Латышская религия очень добродетельна. Примерно в 10 000 песен латыши пропагандируют добродетельный и душевный рост человека в направлении мудрости и красоты сердца. В песнях отношения между мужчинами и женщинами равны перед людьми и перед Богом. Утверждается уважение ко всему живому в мире, продолжая древний принцип IDE: живи сам и дай жить другим!

"Латыш обращает к себе четыре главных нравственных совета: будь мудрым, трудолюбивым, красивым и радостным. (...) К другим людям применяются другие четыре моральных совета: быть любящим, совместимым, щедрым и справедливым".

(Э. Брастиньш)

В этот круг добродетелей входят также основные фундаментальные добродетели: доброта, честь, воздержание, добродетель. Каждая из этих добродетелей связана со своей противоположностью, с преодолением и искоренением этой противоположности. Одним словом, будьте достойны! (Более подробное обсуждение этих вопросов см. в подборке песен Э. Брастиньша "Латышские песни о добродетелях"). В общем, существует еще множество противоположностей добродетели, и все они могут быть оценены применительно к определенным ситуациям и жизненным позициям, где необходима мудрость. Например, откровенность в неуместной форме может превратиться в вероломство, языковая несдержанность — в болтливость, щедрость без благоразумия и мудрости — в экстравагантность и так далее. Это способность различать добро и зло, свое и чужое, правду и ложь, творческое и безумное и т. д. Важно, чтобы истинная добродетель формировалась не через страх перед проклятиями и наказаниями, а через жизнь в соответствии с совестью и стремлением сохранить и приумножить собственную честь.

Земля. Нация. Страна

"Богобоязненная мировая конституция выражает глубокую любовь к стране и нации, но ей чужда мысль о богоизбранных (привилегированных) народах и землях, обещанных им в особых договорах. Каждый народ имеет равное право свободно развиваться на своей земле, без господства других и без угрозы для своей родины".

(Р. Пуссар)

"Латвийская земля — это Богом данное владение латышского народа. Народ неотделим от своей земли. Только стоя на своей земле, латыш может рассчитывать на Божью благосклонность и жить плодотворно. Даже живя за границей, латыш должен служить своей родине. Против врага латыш должен быть готов защищать свою страну кровью и жизнью.

Латышская нация с ее самобытным характером и душой, с ее характером, языком и обычаями — это явление земной жизни, созданное по воле Бога и в соответствии с Его планом творения. Нация — это не только этнографическое, но и религиозное понятие. Нация должна осознавать свои дары Лайма, свои национальные особенности и культивировать их, выполняя тем самым миссию, с которой Бог поставил ее в мире.

Латвийское государство — это чудо Божьего промысла, дар Лаймы (завоеванный в тяжелых боях, как и все дары Лаймы): новый этап жизни, выведенный из тьмы мироздания на свет. Вера в вечную ЛАТВИЮ, в ее плодородное культурное будущее естественным образом вырастает из латышского божества. Земля, народ, государство и культура — одно неразрывное целое, над которым, как небосвод, парит Латышская богиня",

- пишет Я. Коса в издании "Диевтури" 1940 года, выпущенном издательством "Лабиетис".

В то же время, как подчеркивает К. Брегжис, "с величайшей бдительностью нужно оберегать преданность от политики и других влияний власти. Высший долг каждого преданного — не допустить использования причастия в политических целях и партийной борьбе. Пусть преданность остается высшим общим достоянием всего народа, которое объединяет нацию и дает ей жизнь Солнца."

Я и Мы.

Данко Бог с Громом,
Я со своим младшим братом;
Грому вся земля,
У меня девять птенцов. ЛД 24044

Я и мои девять маленьких птенцов: я и люди вокруг меня — (семья, род), я и нация, я в ткани нации и Бог в ткани Мира. Я не могу существовать вне этой ткани, потому что тогда нет ничего от тебя, ты нигде. Мы можем расти и развиваться как личности только в людях, в девяти маленьких птенцах. Девять в данном случае — символическое число, их может быть много миллионов. И в то же время ткань не может обойтись без Я. Если этих "я" нет, ткань не образуется — не образуется нация. Мы, как узлы, взаимосвязаны.

Я — мальчик, ты — девочка,
Давайте соткаем ткань вместе!
У тебя есть моток, у тебя есть моток,
А у меня — серебряный родник. LD 33907,1
Люди приходят посмотреть,
Полюбоваться на чудеса,
Вента ткет полотно.
Тростники расступаются, пена клокочет,
Дочь солнца, ткачиха. JLB 33907-1
Комната Пиллы Мары (Лаймы)
Крошечная колыбелька:
Одна Мара пошевелилась,
Все согласились. RLB 1872-1

Все добродетели должны культивироваться в трех основных направлениях. Чтобы сохранить землю. Чтобы сохранить семью.

Песни латышских добродетелей включают в себя все самое необходимое, что нужно человеку для уединенной и общительной жизни. Это духовный путь от индивидуального Самосознания к социальному Мы-сознанию нации. Это чувство принадлежности к своей нации, которое выражается в словах — Я латыш! Это чувство общности в радостях и горестях, чувство общности в поворотах судьбы, как в прошлом, так и в мечтах о будущем! Это духовный выбор — Богом данная задача, долг и честь — быть латышом!

Это путь совершенствования и развития Души от одной ступени сознания к все более высокой ступени сознания и совершенства.

Дайте, о боги, гору, на которую можно подняться,
А не спускаться с холма;
Дайте, о боги, другому,
А не просить у другого сладости. LD 1448
Высоко на холме,
Прекрасный клевер;
Будь выше на подъеме,
Чтоб быть более справедливым. ЛД 21411

Благочестие — это божественность духовно свободных и самосознающих людей. Нам не нужны посредники для постижения Бога. Бог открывается во Вселенной, в природе, в человеке.

Счастье достижимо в добродетели и над индивидуальной жизнью в народе.

Валдис Стрейн
Великий лидер СПД
2011
-------------------

Источники

Брастиньш Э. Посвятительный Цероклис или Теофорный катехизис — Созерцание старого латышского божества — Рига: Латвийское Посвятительное Садраудзе, 1932.
Брастиньш Э. Латвия, ее жизнь и культура — Рига: Антера, 2007.
Брастиньш Э. Песни латышских добродетелей — Рига: Звайгзне Азбука, 1997.
Брастиньш А. Мате Мара. Переложение и созерцание песен Мары — США, Кливленд, Огайо: Издательство Мары, 1967.
Брастиньш А. Сказка о Солнце. Аранжировка и эссе песен Солнца, Девы Солнца, Богов, Луны, Звезд — США, Кливленд, Огайо: издательство Māra, 1977.
Брегжис К. Посвятительный журнал. Ежемесячник СПД. Биезайс Х. Семья древних латышских богов неба. — Рига: Минерва, 1998.
Биезайс Х. Главные богини древнелатышского языка. — Рига: Зинатне, 2006.
Брокс А. Стрейн В. Обручальный обет СПД — ритуал.
Целмс В. Латышская письменность и знаки. Модель балтийского мира, структура, образы, символика. — Рига: Информационный центр фольклора, 2007.
Курсите Я. Латвийский фольклор в зеркале мифов. — Рига: Зинатне, 1996.
Коса Я., Латвиска Диевзиня. Я. Основы преданного учения — Рига: Лабиетис, 1940.
Лозе И. Искусство каменного века в Восточной Балтии — Рига: Зинатне, 1983.
Лейтис В. Латышские боги в Азии. Āzijas materiāli Latvi Latviani senvēsturei II. — Рига, 1939.
Мичулис А. Песнь души. — Рига: Саулес кокс, 2001.
Монк Р. К западной нирване через Латвию — Рига: Валтерс ун Рапа, 2000.
Энциклопедия мифологии, т. II. — Рига:
Латвийская энциклопедия мифологии, 1994.
Пуссарс Р. Латвийская национальная религия — благочестие. Буклет ЛДС, 2002.
Силиньш М. Собрания Государственного исторического музея, III д. — Рига: Государственный исторический музей, 1931.
Гриньш М. Латвийский год. Годовые и праздничные издания.
Гриньш М. Есть только один Бог. Лабиетис-78 LDS, США, 11989.
Земитис Г. Орнаменты и символы в латышской предыстории — Рига: LVI, 2004.

Поиск

Журнал Родноверие