Аннотация

Феномен Адама Чарноцкого явился русской действительности первой четверти XIX ст. как «феноменология духа». Он инициировал и исследовал явления этногенеза в русском сознании, которое оставалось не начатым от Ломоносова до Пушкина.

Благодаря его археологической практике утверждается русофильство, этнография и фольклористика в России, приобретая научную направленность.

225-летие выдающегося исследователя славянских народных культур, поляка за происхождением, Адама Чарноцкого, прошло незаметно в 2009 году, нигде не упоминаемо украинской периодикой. Его подвижнический труд на ниве российского, украинского, белорусского просветительства ставит его рядом с К.Д. Фроловым, В.М. Севергиным, М.В. Остроградским и другими его современниками конца XVIII — начала XIX ст.

Вопреки ожиданиям его имя среди выдающихся деятелей славянских стран найти не просто, разве что в немногочисленных биографических справках. Поляк А. Чарноцкий -основоположник славянской фольклористики, русской археологии, известный этнограф, этнолог, историк, внес в становление славянского самосознания такой же вклад, как и чех, Иннокентий Хвойка1 в украинскую культуру.

А. Чарноцкий основал начало славянской фольклористики, классической археологии, что повлияло на дальнейшее развитие этнографии, этнологии, и, в целом, славянских народных культур.

Литературный псевдоним Адама Чарноцкого — выдающегося археолога, фольклориста, этнографа в русской историографии, известен как Zoryjan Dolenga Chodakowski. Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова и П.Н. Милюкова подавала его как литовско-польского славянофила [1, 928].

А. Чарноцкий родился в окрестностях Несвижа в бедной благородной семье. Материальное положение его отца было настолько печально, что он не мог дать сыну никакого образования и в 1795 г. отправил его в Слуцкий уезд к более состоятельным родственникам, которые и поместили Чарноцкого в Слуцкое уездное училище. По окончании училища в 1801 г. Чарноцкий занялся изучением местного права у адвоката, рылся в архивах, разбирал старинные рукописи и документы, оказывал юридическую помощь бедным, не желая, однако, становиться профессиональным адвокатом, хотя и получил в 1805 г. патент на "земскую регендию" в Слуцке.

Однако материалы «Википедии» сообщают, что Чарноцкий переехал в Минск, работал домашним учителем, самостоятельно изучал право. В 1802—1804 годах проходил юридическую практику в Новогрудке, а в конце 1805 года сдал экзамен по юриспруденции. В 1807 году поступил управляющим имения Вороничи, принадлежавшем бывшему воеводе новогрудскому графу Юзефу Неселовскому [2, с. 2]. В это время он познакомился с князьями Чарторийскими, побывал в их имении Пулавах, занимался в их громадной библиотеке и архиве и с их помощью исследовал пограничные с Галицией польские воеводства и Кременец-на-Волыни.

В 1807 году он поступил на частную службу помощником уполномоченного по делам новгородского воеводы Неселовского. Здесь он близко сошелся с одним из родственников воеводы, который затем уехал за границу, поступил в ряды войск, собиравшихся тогда в герцогстве Варшавском, и стал вызывать к себе Чарноцкого. Однако сведения за этот период биографы Чарноцкого комментируют неоднозначно. В одних, Чарноцкий будто бы выражал согласие на приглашение заграничного друга в переписке с ним. Так или нет, но в 1808 году он был арестован за участие в польских освободительных движениях и был заслан на киргизско-кайсацкое пограничье. В ссылке он пробыл 4 года, изучил русский язык, а вернувшись из ссылки, поменял фамилию на Зориан Доленга-Ходаковский. Легендарный польский народный герой «Доленга» был популярным среди польских патриотов. Там же в ссылке, другой выдающийся революционер демократ, штабс-капитан, приятель Т. Шевченка, С. Сериковский тоже выбрал себе псевдоним «Доленга». Этот этично-эстетичный образ имел огромное значение и занимал решительное место в польском национальном сознании.

Легенда герба такова: когда Болеслав Кривоуст (Boleslaw Krzywousty) воевал с пруссами, рыцарь по имени Доленга (Эо1е§а), герба Побуг (РоЬо§), с фланга из засады попал точно в предводителя прусского войска из арбалета, свалил того с коня и лишил жизни. Наведя страх на пруссов, поляки получили полную победу. За эту заслугу рыцарь Доленга получил от короля «стрелу» в свой герб, который с тех пор и был назван «Оо1еп§а». С тех пор этот герб и его героика стали популярным символом в Польше. Этот псевдоним носило около 300 поляков, начиная с XIV в. Терминологическое «Доленга», доланга, долега, долага, Эо1е§а, Эо1а§а -означало «боевой клич». Впервые упоминался в 1345 году. Известный герб "Во1еп§а" -серебряная подкова, вверх плечом, как поставленные ворота, золотой крест сверху и посередине, внутри возле стрела или белт наконечником вниз, в голубом поясе над шлемом крыло грифа, пронзенное стрелой с наконечником, вправо обращено.

С этого времени Чарноцкий носил вымышленную фамилию, искажая собственную биографию. В начале 1812 года Чарноцкий под фамилией Зориана Любранского поступил в 5-й пехотный полк, в дивизию генерала Домбровского, исполняя все время какие-то тайные поручения; есть основания думать, что поручения эти касались вопроса об унии, и Чарноцкому поручали сношения с разнообразными деятелями этого движения. Однако в этом же году он вышел по собственному желанию в отставку и поселился в Галиции, сначала под фамилией Хржановского, а затем под именем Зориана Доленги-Ходаковского, и всецело отдался изучению памятников славянской старины, совершая с этой целью пешком научные экспедиции. В середине 1811 г. Чарноцкий исчез, его смерть была засвидетельствована официально.

Биограф Н. Тычино писал:

«на самом же деле он просто дезертировал» [3]

Другой его биограф А. Левинсон сообщает, что в 1811 дивизию перевели в Бобруйск. И именно здесь он решил бежать: бросил одежду на берегу Березины, чтобы его посчитали утонувшим, пробрался в Варшаву и передал французам план Бобруйска. Его определили писарем батальонной канцелярии в корпус маршала Даву [4].

Князья Чарторийские направили Чарноцкого в Петербург, снабдив рекомендательными письмами к канцлеру гр. Румянцеву и министру просвещения кн. Голицыну, у которых он нашел поддержку как исследователь древностей северной России.

После поражения Наполеона Чарноцкий скрывался на Волыни под уже известным именем Доленга-Ходаковский. В усадьбе Тадеуша Чацкого в Порицке он познакомился с рукописными материалами по этнографии, фольклору и языку Литвы и Беларуси. Некоторое время Доленга-Ходаковский провел на Львовщине, в Гомеле, Чернигове, Киеве, изучая древности и собирая фольклор.

Интернет ресурс «Википедия» сообщает, что 14.12.1818г. А.Чарноцкий в Белоруссии получил от Виленского университета открытый лист на право проведения археологических раскопок. Исследовал городища в Полоцке, Витебске, Турове, Бобруйском уезде, производил записи фольклора, местных диалектов, обрядов.

В 1819 г. Чарноцкий вошел в Петербурге в круг ученых и литераторов. Его "проект ученого путешествия по России", составленный им уже давно и теперь представленный на рассмотрение, был вполне одобрен Карамзиным, понравился Государю; Александр I приказал зачислить Чарноцкого в состав Министерства Народного Просвещения и выдавать ему по 3000 руб. серебром в год на осуществление его "ученого путешествия", причем губернаторам и прочим местным властям приказано было оказывать Чарноцкому всяческое содействие. Радость Чарноцкого не поддавалась описанию, пишет Н. Тычино [5]. Чарноцкий активно принялся за работу и в 1820 г. выехал из Петербурга в Москву, осматривая по дороге окрестности Ладоги, Новгорода, Твери и другие места. Вероятно, там, в Петербурге А.Чарноцкий встречался с Пушкиным, который одобрял его проект и желание работать на ниве славяноведения.

В Москве он занялся сравнительным изучением карт и планов российских губерний с другими славянскими странами; составил общую карту под названием: "Славянские городища" и "Сравнительный Словарь" на польском языке (Slownik por6wnawczy), содержащий 7000 названий урочищ, расположенных возле городищ. Собрал сведения о "жальниках" (могильниках) и "волотовках" Новгородской земли, "сопках" Ладоги и первый сделал попытку выяснения значения древнеславянских городищ, указав на важность их изучения. Осенью 1821 года Доленга-Ходаковский поселился в Москве, где у него сложились дружеские отношения с Михаилом Погодиным, Петром Киреевским, Константином Калайдовичем (этот профессор в значительной мере повлияет на последующую судьбу исследователя), а также издателем «Московского телеграфа» Николаем Полевым. Отчет о «ученом путешествии» Чарноцкого поступил на рецензию профессору Калайдовичу. Кабинетный ученый дал настолько негативный отзыв о работе Чарноцкого, что у него была отнята казенная субсидия, и он оказался в затруднительном финансовом положении.

Заслуга Ходаковского состоит и в том, что он первым в славянских странах заложил начала системного изучения археологических памятников. Его славянофильские интересы к дохристианским идеям и общинному быту не воспринимались и осуждались в Польше. Не издаными (в рукописях) остались: польский перевод повести Н. Карамзина «Марфа-Посадница», автобиография, «Указатель важнейших русских местностей». Его намерения исследовать параллели между российско-кривичским диалектом и литовским языком, а также где заканчивались славянские городища не были завершены [6, с. 928].

В общем, Доленга-Ходаковский в 1820-1822 рр. изучал городища Петербургской, Новгородской, Московской, Смоленской губерний, «странствуя от Шлезина до Москвы, и от берегов Днестра до Белозерского уезда" изучал пограничные и другие карты 21 губернии. Результаты его полевых и картографических исследований были опубликованы в упомянутых «Донесениях ...» под редакцией Погодина (1844) [7, с. 262]. К «Донесениям...» был приложен словарь «показывающий одинаковые урочища в целом пространстве славянства». Словарь вмещал 1350 слов. Собранная им географическая номенклатура публиковалась в «Сыне Отечества» за 1820 г. Значительный по объему историко-этнографический лексикон, вспоминал Н. Барсов, хранился в императорской Публичной библиотеке и в библиотеке Варшавского университета, где профессор Барсов занимал должность директора [8]. Теория Ходаковского о происхождении городищ и значении «городов» или малых «городов», считал Н. Барсов, «замечательна по оригинальности» [3, 262]. Города и городки, как укрепленные поселенческие структуры, Ходаковский аргументировано характеризует хронологически, по размещению и их функциям:

1) размещаются в «прелестных избранных местах, имея вход с востока...»;

2) «обвалованы черноземной почвой» до самой подошвы;

3) характерная внутренняя теснота (по его свидетельству могло размещаться не более двух жилых домов);

4) вокруг них инородные урочища (угодья — А.С);

5) расстояние между «городцами» от 4 до 8 старых верст [10, с. 263].

Идеи Ходаковского воспринимались с восторгом его прогрессивными современниками А. Пушкиным, Н. Гоголем, Т. Шевченко, М. Карамзиным, Н. Полевым и др.

Адам Чарноцкий был близок с руководителями польского повстанческого движения К. Калиновским, А. Мацкявичюсом.

Трагический конец настиг его соотечественника С. Сериковского. В бою с карателями попал в плен и был казнен в Вильне [11, с.113].

Научное значение творческой работы А. Чарноцкого

В северной России Чарноцкий сосредоточил внимание на сборе информации об археологических памятках: городищах, курганах, могильниках, которые тогда именовались собирательным термином «сопки». Кроме археологических исследований, собирал этнографические и фольклорные материалы. В процессе изучения северных районов России, Ходаковский собрал сравнительный лексикон 7000 урочищ, сведения о «жальниках» -могильниках на волотовских и новгородских землях. Совершил раскопки «сопок» в Волотово и Старой Ладоге, и первым из исследователей пришел к выводу об их славянской принадлежности [2, с. 58-59].

Впервые результаты его исследований были изложены в статье «Историческая система Д. Ходаковского» в «Историческом сборнике» кн.3, 1837г. Материалы были обнаружены Н.П. Погодиным в бумагах покойного исследователя. Статья «Историческая система Ходаковского» была ответом на критику Колайдовича, который отрицал основную идею Ходаковского о славянской принадлежности исследуемых памятников. Ходаковский в последний раз исследует три «сопки» возле Новгорода (Волотово) и Старой Ладоги (Велеша) и еще три в Беженцах на верхней Мологе. Отнеся их к погребальным комплексам, исследователь очертил область их распространения [14]. В том же сборнике были опубликованы статьи Ходаковского: «Пути сообщения в Древней России» (1837г., кн.1); «Отрывок из путешествия Доленга Ходаковского по России» (1839г., кн.2). В 1835 г. в Кракове издаются работы Доленги Ходаковского «O Slowianszczyznie przed chrzescijanstwem» [15, с.928].

После Ходаковского «сопки» продолжали исследовать Л.К.Ивановский, М. Богословский, В.А. Прохоров, на р. Мсти В.С.Передольский и П.А. Путятин — все в 90-х гг. 19 ст. Самыми интересными являются исследования Н.Е. Брандебурга, кторый раскопал 10 сопок у Волхова. Итоги раскопок «сопок» (городищ и захоронений) подвел А.А. Спицын. Его информация вошла в «Сведения 1873 г.» [16, с. 10].

Летописная география, выводы Самоквасова подтверждают объективность теории Ходаковского, за ней «в дотатарский период на Руси было несколько тысяч «городов» и «городков» в пространстве от Западного Буга до Окской области; от Урало-Карпатской гряды до Олонецких гор и Белого моря, среди населения, занятого преимущественно хлебопашеством и местными промыслами».

В украинскую историографию Зориан Доленга-Ходаковский вошел как польский демократический деятель, фольклорист, этнограф и археолог, является основателем славянской фольклористики. Изучая народную культуру россиян, белорусов, поляков, украинцев, собрал более 2700 украинских, белорусских, польских и русских песен, из этого числа 2000 украинских. Небольшая часть украинских песен, записанных Ходаковским, опубликована в сборниках М. Максимовича, Н. Гоголя, В. Гнатюка [17, 336].

Творческая наработка основоположника российской археологии, славистики; фольклориста, этнографа и диалектолога российской наукой рассматривалась как любительское собрание панславянской старины. До нынешних времен имя известного исследователя находится если не в не забытье, то оно умалчивается до забытья. Феномен Чарноцкого заключается в первую очередь в том, что исследователь сам себя формировал. Природные лингвистические способности, наблюдательность, аналитический ум содействовал его научной перспективе, исследователь опередил своих современников в видении перспективы. Это замечали его великие современники Александр Пушкин и Тарас Шевченко. Важным в его творчестве является и историческое мировоззрение, приобретенное под влиянием научного мировоззрения Тадеуша Чацкого «О литовских и польских правах...», личные контакты с ученым. Чацкий был генеральным инспектором школ Волынской, Киевской и Подольской губерний, одним из создателей Виленского университета и Кременецкой гимназии. После смерти Чацкого в 1818 году попечитель Виленской учебной округи Адам Чарторийский забрал его библиотеку в Пулавы, где плодотворно работал Адам Чарноцкий. В наиболее значительной работе «От славянщины до христианства» (1818) Доленга-Ходаковский впервые сделал попытку дать картину древнеславянского быта, культуры и народного творчества в дохристианский период, наметил программу комплексных исследований славянских и соседних народов. В «Разысканиях касательно русской истории» (1819) критиковал некоторые положения «Истории государства Российского» Николая Карамзина, уточнил факты, связанные с историей Белоруссии (в последующих изданиях Карамзин учёл их). В «Проекте учёного путешествия по России для понимания древней славянской истории» (1820) и «Исторической системе Ходаковского» (опубликовано в 1838) обосновал археологическую теорию городищ, принципы сбора фольклора и диалектной лексики, определил территорию распространения украинского и белорусского языков.

Научными успехами Чарноцкого заинтересовался Н.А. Полевой. Негативная рецензия профессора Калайдовича «ученого путешествия» Ходаковского фактически прервала его плодотворную работу. Субсидии были отняты, а частные финансирования Полевого были исчерпаны и исследователь вынужден был искать работу управляющим в поместье, принадлежащее тверскому помещику Мацкевичу.

Зориан Доленга-Ходаковский впервые в славистике показал роль топонимики для исторических исследований, составил реестр общеславянских топонимов. Собрание белорусских и русских песен, записи заговоров, загадок, словари, материалы по славянской этнографии, диалектологии, топонимике, археологии — до сих пор не опубликованы. Заслуга его для науки громадна, пишет в биографической статье Н. Тычино [18]. Громадна в том отношении, что "начинавшийся в литературе интерес к археологическим изысканиям, из сухого книжного антикварства он перенес на живую почву народной личности"; он первый начал проводить мысль, что надо "идти в народ" не только для того, чтобы собирать этнографический материал, но и для того, "чтобы сжиться с ним, понять дух и природу народа, которые создают народный характер и поэзию" [19]. Чарноцкий явился миру начинателем и выразителем того панславистического движения, которое впоследствии совсем изменило характер историографии и самой литературы. После Чарноцкого осталось громадное количество рукописного материала, который вместе со всеми его бумагами перешел к Н.А. Полевому, а затем российское правительство передало их Погодину, который и опубликовал значительную его часть. Самим Чарноцким было опубликовано всего около десятка своих работ, остальные были изданы после его смерти. Их перечень приводит автор биографической статьи Чарноцкого Н. Тычино в указанном биографическом словаре [20].

Николай Барсов писал, что сформулированную Доленга-Ходаковским теорию «городищ», Шафарик оценивал как «заслуживающую внимания» [21]. Для теории Ходаковского, считал Барсов, характерна точность характеристик памяток, их географическое положение, рациональное планирование, однако точных топографических доказательств исследователь не предоставил. Барсов также пишет, что Колайдович критически оценивал теорию Ходаковского, о чем писал в «Письмах об археологических исследованиях в Рязанской губернии», опубликованных в 1822 году [22, с. 264]. Позже И.Срезневский в работе «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян» позитивно оценивал теорию Доленга-Ходаковского [23, с. 35].

Рельефную характеристику действий Ходаковского представил его приятель и поклонник А. Пушкин в поэме «Езерский»:

Я сам — хоть в книжках и словесно 
-Собратья надо мной трунят
Я Мещанин, как вам известно,
И в этом смысле демократ.
Но каюсь: Новый Ходаковский
Люблю от бабушки московской
Я слушать толком о родне,
Об отдаленной старине.

Идеи Ходаковского о важности исследования и описания археологических памяток воспринимались с подъемом в петербургском просвещенном социуме.

Его подвижническую работу высоко оценивал Тарас Шевченко. Повесть Тараса Шевченко «Наймичка» впервые опубликована в издании П.Кулиша «Записки о Южной Руси» (1857, — Т.2) без подписи автора, поскольку Шевченко тогда было запрещено печататься. По цензурным соображениям в предисловии к поэме П. Кулиш отмечал, что автор поэмы неизвестен, а текст ее якобы найдено в альбоме «хуторской барышни». В повести «Наймичка» Шевченко вспоминал А. Чарноцького как страстного исследователя древних памяток [24] .

В поместье тверского помещика Чарноцкий женился на своей служанке. Здесь, в селе Петровском, А. Чарноцкий и умер 17 ноября 1825 г. Его супруга пытается продать его архив Николаю Полевому и другим.

Впервые записи Ходаковского на основе автографов изданы в советские времена. Записи его отличаются вероятностью, сохранением отдельных ярких особенностей языка, порой лаконичной паспортизацией [25].

Исследовательница Л. Малаш-Аксамитова, выполняя огромную поисково-исследовательскую работу в поисках утраченных автографов Ходаковского, подытожила их результаты:

«В 1826 г. владельцем рукописей Ходаковского стал Н. Полевой. В 1833 г. он вернул их жене исследователя, но не полностью. Собрание русских песен он передал П. Киреевскому. Вдова Ходаковского в 1833 г. продает Максимовичу два сборника песен, один из которых не имеет начала. Часть этого сборника она продает Погодину. От последнего сборник попадает к Бодянскому. Второй сборник (106 песен) Бодянский покупает у супруги Ходаковского». Таким образом, судьба сборника русских песен, который Н. Полевой передал П. Киреевскому, неизвестна. Также огромной потерей для славянской фольклористики является «Тетрадь славянской мифологии» Ходаковского, которую по эпитету И. Сахарова «стоит поискать днем с огнем» [26, с. 77; 29/26]. Н.Максимович писал Н. Гоголю, что приобрел у вдовы Ходаковского его работы «как в собственноручном оригинале, так и в копии, переписанной в Москве, незадолго после смерти собирателя» (это могло произойти 09.11.1833 г., считала Малаш-Аксамитова).

Издание собрания песен славянских народов в записях З. Доленги-Ходаковского более всего ожидалось украинскими фольклористами, потому что украинские песни в коллекции Ходаковского составляли подавляющее большинство — более 2000, среди песен славянских народов Ходаковский записал около 500 белорусских, более 200 польских, 30 русских (утеряна отдельная тетрадь — А.С.) и одну чешскую. Но это лишь то, что удалось разыскать. Исследователь в начале Х1Х в. в своих действиях значительно опережал своих современников, творцов народного творчества он называл «классом людей, крепкая ладонь которых обрабатывает наши поля и защищает государство» [27, с. 183].

Фольклорное наследие Доленги-Ходаковского повлияло на научную деятельность Адама Киркора, Петра Киреевского и других. Его научная и собирательская деятельность стала образцом и программой для ряда научно-литературных объединений. Многие выдвинутые им славяноведческие проблемы (этногенез, прародина славян) актуальны и в настоящее время.

К VII Международному Съезду славистов в Варшаве готовился к изданию сборник 2000 украинских песен в записях Ходаковского. Их хранитель прожил 41 год жизни, а оставил после себя целый пласт из славянских культур.

!И. Хвойка также причастен к основанию славянской археологии как первооткрыватель трех археологических культур, предшествовавших эпохе Киевской Руси. Хвойка (Хвойко) Иннокентий Вячеславович (1850-1914), украинский археолог, родился в Чехии, с 1876 г. В Киеве; в 1896 г. впервые открыл памятники трипольской культуры, 1898 — 1901 гг. культуру полей погребений, исследователь Кирилловской палеолитической стоянки, скифских городищ (Пастырское, Мотронинское), памятников Киевской Руси, один из основателей Минского музея древностей и искусств (УСЭ, 1999).

Литература

1. Б.Э. — Т.4 Третье издание со стереотипа: — Изд.: Библиографического Института (Мейер) въ Лейпцигъ и Вънъ. — СПб.; «Просвещение», 1986.

2. Малаш-Аксамитова Л. А. З душою слов'янина / Л.А. Малаш-Аксамитова. — Мн., 1991.

3. Тычино Н. Чарноцкий, Адам / Н. Тычино // Русский биографический словарь: В 25 Т. / под наблюдением А.А. Половцова. СПб., 1896-1918.

4. Левинсон А. Первая биография и социография / А. Левинсон // Публичная лекция Алексея Левинсона. — Полит. рд, 10 июня 2004.

5. Тычино Н. Чарноцкий, Адам / Н. Тычино // Русский биографический словарь: В 25 Т. / под наблюдением А.А. Половцова. СПб., 1896-1918.

6. Э.С. — Т.ХА, СПб., 1893.

7. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи / Н.Барсов, изд. второе. — Варшава. Тип. К. Ковалевского, 1885.

8. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи... Там само.

9. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи... Там само.

10. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи... Там само.

11. Марахов Г.1. Т.Г. Шевченко в колi сучасниюв / Г.1.Марахов // Словник персоналш. — К.: Дншро, 1970.

12. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи... Там само.

13. Седов В.В. Восточные славяне в VI-VШ вв. / В. Седов // Ответственный редактор Б.А. Рыбаков. -М.: Наука, 1982.

14. Седов В.В. Там само.

15. Э.С. — Т.ХА, СПб., 1893.

16. ИАК. — СПб., 1903. — Вып. 5; Самоквасов Д. Древние города России. / Д. Самоквасов. — СПб., 1873.

17. Шевченювський словник. У двох томах. Вщп. ред. Е.П. Кирилюк / Е.Кирилюк, Т.2. — К.: Головна редакщя УРЕ, 1976.

18. Тычино Н. Чарноцкий, Адам. Там само.

19. Тычино Н. Чарноцкий, Адам. Там само.

20. Тычино Н. Чарноцкий, Адам. Там само.

21. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи... Там само.

22. Барсов Н. География Начальной (Нестеровой) летописи... Там само.

23. Срезеневский И. Святилища и обряды языческого богослужения древних славян / И. Срезеневский. — М., — Т.2, 1850.

24. Шевченювський словник... Там само.

25. Левинсон А. Первая биография и социография; Малаш-Аксамитова Л.А. У пошуках фольклорних збiрникiв Доленги-Ходаковського / Л.А. Малаш-Аксамитова // Народна творчють та етнографiя, -№ 4. — К., 1970.

26. Малаш-Аксамитова Л.А. У пошуках фольклорних збiрникiв Доленги-Ходаковського / Л. А. Малаш-Аксамитова // Народна творчють та етнографiя, — № 4. — К., 1970, — с. 73-77; ВБЛ, фонд М. Погодша, Т.П. 26/29.

27. Путевые заметки Ходаковского / Доленга-Ходаковский // Журнал Министерства Просвещения, 1838, Т.ХХ, — с. 189.

Поиск

Журнал Родноверие