Турболехиты и прочие "славянские" мерзости — часть более широкого явления. Голод по культурному наследию. Голод, который поп-культура не знает, как удовлетворить.

На этот раз у меня есть очень весомый предлог. Речь идет о наследии славянской культуры и ее присутствии в поп-культуре. Непосредственный виновник — Конрад Т. Левандовски, писатель, мой коллега по клубу Tfurcuff (такой же союзный член), парень, которого я знаю уже два десятилетия и который не поддается реформации. Он любит оскорблять людей и сам принимает даже самые сильные словесные удары, как боксер на тренировке. Давайте не будем говорить о его социальном положении, потому что Facebook позволил ему высвободить худшее, что в нем есть. Давайте поговорим о том, что является лучшим в знаменитых Пшеводах. А это — борьба за наши культурные корни, те, что идут глубже, чем христианизация. И сразу же просьба: в возможных комментариях давайте не будем спорить, как он, давайте не будем мордобоить о вере, потому что я собираюсь вбросить кое-что гораздо более важное. Серьезное.

15 июня этого года в Словенском национальном парке прошла акция протеста. Неоязычники, родноверы, как бы мы их ни называли, восстали против инициативы муниципалитета Смольдино. Ведь идея мэра и местных представителей римско-католической церкви заключается в том, чтобы построить часовню на горе Ровокул. Родноверы-славяне утверждают, что здесь было место поклонения, у них есть свидетельство в виде очага. У подножия холма есть следы замка — естественно было бы расположить его выше, но если там было захоронение, то это не вариант. Канавка возвышается на 115 метров над уровнем моря, и, учитывая шесть километров, отделяющих ее от морского побережья, она не была ориентиром (примитивным маяком). Очаг там зачем-то существовал.

Исторический опыт также говорит нам, что христианские часовни не возводились в случайных местах. Обычно их строили на месте древних храмов или священных рощ. Это напоминает то, как собака "метит" территорию: это моя территория, отвалите. Поэтому по всей Польше на месте славянских культовых центров возводились даже скромные святилища. В том числе и на Ровоколе. Источники спорят о том, было ли это место посвящено святому Николаю, покровителю моряков, или же оно стало местом марианского посвящения. Сегодня у мэра есть деньги на возведение святыни. У него нет денег, чтобы воздвигнуть статую какого-нибудь славянского бога. Поэтому он говорит коренным верующим: не надо, собирайте деньги сами. Но в любом случае это национальный парк, так что получить разрешение будет очень сложно.

И вот тут мы действительно подходим к нашей теме. Мэр считает, что святыня будет способствовать развитию туризма, особенно религиозного. Это немного безумно. Я знаю по опыту, что такой туризм процветает вокруг чудотворных мест или на всевозможных капищах. Часовня на окраине Слупска привлечет максимум мэра и нескольких жителей. У христианства есть и своя поп-культура. Есть святые картины, кальварии... Все это не имеет никакого отношения к Ровоколу. Так что если мэр хочет туризма, пусть идет наперегонки с приходским священником, потому что местная статуя славянского бога привлечет больше туристов, чем иная святыня. Конрад Т. Левандовский даже говорит: пусть будет святыня, но многоконфессиональная, открытая для любого религиозного объединения, зарегистрированного в Республике Польша.

Еще раз: если мэр хочет туризма, пусть делает ставку на неоязычников. Потому что они — та диковинка, которой нет в других муниципалитетах. Потому что мы, поляки, вообще не умеем создавать исторические достопримечательности. В США, чья история смехотворна по сравнению с нашей, любой исторический объект должен приносить прибыль. И они приносят. Кто не заплатит за вечер у древнего славянского очага? Если цена будет разумной, то и поляки придут узнать о своей предыстории, и иностранцы оставят немало евро в обмен на то, чтобы пожить с — для них — экзотической культурой. Потому что славяне могут быть экзотическими. Этого не понимает мэр, но понимают создатели поп-культуры. Пока что, в небольших масштабах, мы далеки от викингов или кельтов, но не по своей вине.

В великой культурной гонке мы оказались в невыгодном положении. В Ирландии не только жили монахи, которые записывали ее легенды и вводили их в традиции христианской Европы, но и они экспортировали свою народную музыку на все континенты посредством голода. Кроме настоящих шанти, то есть рабочих песен моряков, более половины песен Кубрика происходят из ирландской традиции. То есть кельтской. Викинги приняли эту веру в политическом смысле, чтобы избавить себя от возможных последствий после нападения на Британские острова. В сильно закрученный переходный период несколько монахов записали свои верования. Решение Мешко I распространилось на двор и магнатов; в провинциях продолжали придерживаться старых богов, и со временем даже произошло восстание. Однако славянская традиция, основанная на устной передаче, так и не получила своего переписчика.

Наши знания о религии и традициях предков пришли к нам не из Средневековья. Всем, что мы знаем, мы обязаны эпохе Просвещения. Именно тогда были заложены основы мышления о нации в том виде, который доминирует в дискурсе сегодня. Исследователи бежали к людям, готовые выслушать любую басню, которую мог рассказать любой старик в любой встреченной ими деревне. Наша родовая вера существует только в таком варианте: суеверия, записанные в конце XVIII — начале XIX века. Именно поэтому мы так много знаем о злых и добрых духах, магических существах, связанных с повседневной жизнью, и о богах. Знание о них пришло из совершенно другого источника. Из того, за который турбославы из Великой Лехии сожгут меня на костре.

Славяне не жили здесь, где мы живем, с незапамятных времен. Во времена Речи Посполитой родилось представление о шляхте как о сарматах. Скифские воины, пришедшие на земли, населенные в целом мирными славянами. Сегодня это продолжает культивироваться, есть даже исторические указания в виде элементов скифской геральдики в наших гербах. Проблема в том, что славяне были едва ли не последней волной переселения народов. До этого в плавильный котел Центральной Европы попадали народы, вытесненные своими более жестокими соседями. Кем были приезжие, смешавшиеся здесь с германцами и кельтами? Мы ничего о них не знаем, кроме того, что они умели производить. Внезапно, в шестом веке, на границе известного мира появляются захватчики. Сила, с которой никто в округе не знает, как справиться.

Южные фракции славян нанесли удар по сытым и мирным землям Восточной Римской империи. Закостеневшая администрация могла лишь наблюдать, как все новые провинции покидают империю. За несколько десятилетий одно из самых могущественных государств по сути потеряло все Балканы. Очевидно, славяне не были приятными гостями, мирными земледельцами. Мы шли на своих как ураган, на севере воинственные немцы остановили нас примерно на линии Эльбы. Пусть турболехиты своей империи скрываются, настоящая история интереснее. На входе мы поставили Византию на колени.

Очевидно, первое впечатление нельзя стереть. Восточная империя тяжело восприняла разгром, клика фракийцев выступила с планом по исправлению империи. Юстиниан укомплектовал военные органы своими фракийскими соотечественниками. Генерал Белисарий, однако, не пытался вернуть себе полный контроль над Балканами — у него было слишком много проблем на юге, с персами. Византийская дипломатия сделала свое дело: она обратила в свою веру новых поселенцев. Кто-то там понял, что славяне могут пойти на ура, потому что не уважают землю. Поэтому они остановили наших южных братьев, предоставив им очень хорошие условия. До тех пор, пока они не перестали мигрировать. Они и сегодня там живут, так что все получилось.

Внесли ли скифские народы, сарматы, вклад в нашу культуру? Почему бы и нет? Следы в геральдике значительны. Только вот действия никакого не было: мы приходим к славянам-земледельцам в качестве рыцарей. Вскоре озлобленные кочевники победили поселенцев и с позиции силы с ними поладили. Гербы остались. И мы можем попытаться воссоздать наших древних богов через общее наследие. Ведь мы, по сути, предпоследние дети эпохи великих переселений. Греки были гораздо ближе к началу — и именно анализируя их пантеон, сопоставляя его с верованиями последующих волн, исследователи могут установить, как могла выглядеть славянская религия. Приношу свои извинения вам, турболехиты. Славяне не являются коренным народом с совершенно уникальной культурой.

Я хотел написать что-нибудь о том, как славянство ощущается в литературе и играх, но сейчас я подсчитываю слова, и это станет темой для следующей недели. У меня уже есть список авторов, но не стесняйтесь отметить меня в комментариях, если у вас есть любимые авторы/деятели. Просто выделите для себя самые очевидные, например, The Witcher.

Поиск

Журнал Родноверие