Группа энтузиастов восстанавливает белорусскую традицию колядования в Гродно. В этом году к обычным героям присоединилась „сотрудница милиции"”

Каждый год мы пытаемся что-то изменить в сценарии, потому что нас обычно приглашают одни и те же люди. Наши друзья, которые уже знают колядование, которое для них уже не так интересно. Поэтому нужно что-то изменить, придумать какую-то новую интригу, показать что-то новое. В этом году мы представили нового персонажа-милиционера. Во время последней попытки кто-то загрузил видео о том, как делается современная социальная колядка. И там одним из героев был именно милиционер,

— рассказывает колядница Марина Чаревич, которая уже шесть лет помогает восстановить праздничную традицию.

Колядники в Гродно

Как рассказывает девушка, которая в этом году сыграла следователя и собрала отпечатки пальцев, реакция на нового персонажа была разной. В первом доме люди действительно испугались, они сочли женщину в форме настоящей милиционеркой.

У меня было такое впечатление, что в первом доме мы немного потрясли людей. Вы знаете: "Добрый вечер, гражданин. Кто хозяин квартиры?"Этот текст и форменная кепка впечатляют. Но тогда родилась и теория, что где-то в подсознании белорусов скрывается страх, что в любой момент нас могут наказать за то, что мы делаем что-то не так. Это было такое колядование в белорусском стиле. Но мы не знаем, было ли это хорошо, потому что мы напоминали о печальной реальности белорусов,

– считает Рождественский офицер Марина Царевич.

Колядники появились в Гродно 30 лет назад

Традиция колядования в городе продолжается уже тридцать лет. Те, кто начал его, не могут точно вспомнить, был ли это 1986 или 1987 год. Калади впервые организовал клуб Pashostnia с Микола Таранда во главе. Тогда еще не было медведя и козы. Все выглядело довольно скромно. Молодежь вырывала откуда-то колядные песни и просто пела их. Затем кто-то нашел сценарий, и с этого все и началось. В течение 30 лет участники и организаторы менялись. Некоторое время ходил хор Бацкаушчина [Родина-прим.]. Несколько лет Каладами занимался Ихар Кузьминич, но традиции не прекращались.

Мы хорошо защищаемся. Каждый год приходят новые люди, а уходят старые. И так постепенно состав омолаживается уже 30 лет. Сегодня нас спрашивали, как нас зовут, а мы вообще не называем друг друга. Пока это небольшая группа людей, которые все время поддерживают этот обычай, и каким-то чудом каждый год присоединяются новые люди. Люди самых разных профессий. Есть с нами, например, сотрудник Велком-у [белорусской мобильной связи-прим.], школы, продавец из сувенирного магазина, есть журналисты, бухгалтер и т.

- рассказывает колядница.

Вместо китайских традиций-свои

Колядование — один из древнейших белорусских обычаев, который медленно уходит в прошлое, теряя первоначальный смысл. В дохристианские времена колядники были олицетворением существ из двух миров или, как считают некоторые ученые, тотемных животных. Колядников нельзя было обидеть или не пустить в избу-это привело бы к плохому году и плохому урожаю. Благодарность и угощение для колядников были обязательными.

Мы теряем наши традиции. И это такой необычный синтез, потому что раньше колядовали только в деревнях, а мы приносим калады в город. Видно, что люди не умеют реагировать. Когда мы заходим в кафе, в одном Нам отказывают, в другом не очень охотно что-то дают. А некоторые даже спрашивали себя: а что, надо что-то дать? Многие люди сидели в телефонах,

— делится впечатлениями одна из участниц колядования.

В любом случае мешок колядников не остался пустым, что предвещает богатый и успешный год.

Мы все знаем, к сожалению, что следующий год-год Собаки. Мы принимаем какую-то китайскую культуру, далекую от нас. Мы даем друг другу собачьи календари или собачьи календари. И никто не помнит, что у нас были коза и Медведь. Именно козел — главный герой любого колядования, является символом процветания, плодородия, богатства в новом году. Поэтому жаль, что мы не уважаем своего

– говорит Марина Царевич.

Следующее колядование в Гродно состоится в православное Рождество 7 января.

Поиск

Журнал Родноверие