[видео]

Российский фильм "Викинг", премьера которого состоялась 29 декабря, комментирует историк-медиевист Сергей Емельянов.

Из скандинавской принцессы, которая прекрасно осознавала свой социальный статус, свое положение, свои обязанности, сделали плаксивую девушку, которая пойдет куда угодно за любым, кто ее поведет. При этом, согласно сюжету, ее судьбой управляют разные люди. Я уже не говорю о том, что Рогнеда была христианкой еще до событий, показанных в фильме.

Создатели фильма совершенно не обратили внимания на состояние современных знаний по этому вопросу: к этому моменту существовало около десятка различных версий этих событий, а режиссер придумал одиннадцатую, которая, к тому же, не подкреплена никакими историческими фактами.

Больше всего возмущает то, что в фильме все они показаны язычниками, хотя рыцари и команчи, особенно варяги, служившие при константинопольском дворе, уже тогда были христианами.

Эпизод с идолом бога Святослава я комментировать не буду: это пустая трата слов. Я не понимаю, о чем думали режиссер и сценарист, создавая эту сцену.

Обо всех этих событиях рассказывает летопись — русская летопись. Но материал ничтожно мал. Это история, фактически басня.

Снимая фильм о раннем Средневековье, режиссер должен взять эти данные как есть и придумать что-то свое. А в данном случае, как мне кажется, режиссер взял существующие исторические факты и превратил их в свое собственное изобретение. В том числе и то, что касается религии — как христианства, так и язычества.

Рогнеда показана как язычница, хотя современные ученые, в том числе и я, считают, что представители элиты того времени были либо знакомы с христианством, либо сами были христианами.


Рогнеду в фильме "Викинг" сыграла белорусская актриса Александра Бортич

Если говорить о создании персонажей фильма и костюмов, то, похоже, режиссер черпал сильное вдохновение в канадском телесериале "Викинги". Внешний вид Рогнеды и греческой жены Яропелко, которой дали имя Ирина, делает их похожими на двух главных героев сериала.

Это было неприятно видеть в трейлерах, и, к сожалению, подтвердилось во время показа фильма.

Российский кинематограф уже не в первый раз обращается к истории Владимира — недавно, например, был снят анимационный фильм о нем. (Вообще, за последние десять лет в России было снято множество исторических фильмов разного качества, действие которых происходит в Средние века, — от ерунды до вполне добротных работ. Можно упомянуть фильмы о Ярославе Мудром и Александре Невском). Мне кажется, что за это время было создано много своеобразного материала: долгое время снимали некачественные фильмы, а теперь перешли к очень дорогим постановкам, отшлифованным с технической точки зрения (но очень неразвитым, когда дело доходит до обсуждения темы).

Как и любой другой народ, русские ищут опору в истории и исторических личностях, но стараются относиться к ним по-своему. Главная мысль двух с половиной часового фильма резюмируется в последние двадцать минут — о принятии Русью христианства. Даже если сравнивать "Викинга" с мультфильмом о Владимире, то там хотя бы идея борьбы "хорошего" христианства и "плохого" язычества распространена на весь мультфильм и показана детям как нечто значимое.

В "Викинге" "что-то происходит": есть действие, пожар — этакий средневековый "Сталинград" Бондарчука, который заканчивается пропагандой христианства. Все это выглядит как искусственно сшитые несочетаемые куски.

Мне кажется, если бы они просто взяли книгу и сняли старый роман Антонина Ладинского "Падение Херсона", посвященный этим событиям, все выглядело бы более логично.

Все это может обернуться очень печально. Как преподаватель, я могу сказать, что уровень исторических знаний нашей молодежи и так очень низок, а если они еще увидят такую красивую картинку... Единственная надежда, что они будут смотреть на действие, а не следовать сюжетной линии. Я думаю, что, к счастью, у нас нет преподавателей, которые бы оправдывали такой нелепый способ подачи истории. Самое главное — не начинать строить академические лекции на основе такого фильма, как это было с "1612".

Я бы хотел дождаться того момента, когда в Беларуси начнут снимать нормальное кино, чтобы не ходить на российские фильмы. Мне кажется, что хороший фильм Ежи Хоффмана "Варшавская битва" не был показан в России, как не был показан фильм Вайды "Катынь". Это польский взгляд на историю, который неприемлем в России. Было бы странно показывать фильм, в котором большевики терпят поражение под Варшавой.

Почему мы, белорусы, позволяем себе смотреть фильмы, в которых они насилуют нашу принцессу? К россиянам у меня вопросов нет: пусть снимают и показывают. Но я спрашиваю наших кинематографистов: почему до сих пор не снято ни одного хорошего белорусского фильма?

Российский "Викинг" показывает, что там уже научились снимать кино на том же уровне, что и на Западе.

ПОСЛЕ РЕКОНСТРУКЦИИ "БЕЛАРУСЬФИЛЬМ" ПЛАНИРУЕТ ВЫПУСКАТЬ 65 ФИЛЬМОВ В ГОД

Поиск

Журнал Родноверие