В 2009 году я прочитал адресованный детям фантастический роман Игоря Гуревича из Щецина под названием "Борек и боги славян". Главный герой — сын автора Чсибор (титулованный Борек). Главный герой — несколько летний сын автора Чцибор (одноименный Борек). Роман повествует о путешествии во времени из современности в раннее Средневековье. Действие происходит как в современном Штеттине, так и в регионах Полабии, Польши и Киевской Руси. Во время путешествия в прошлое мальчик познакомился со славянскими богами и богинями.

Триглав, которого Борек встретил в средневековом Штеттине, явился мальчику в виде могучего трехголового мужчины, вооруженного копьем. Он был покровителем людей, ищущих знания, и вместе со своим братом Свентовитом создал мир. (Отсылка к народному мифу о совместном сотворении мира Богом и Дьяволом). Борек искал золотую статую Трехбога, спрятанную в дупле, а когда нашел и вернулся в наше время, показал ее отцу, который поручил сыну поделиться полученными знаниями о славянских богах.

Борек встретил Свентовита в его храме в Арконе на острове Рюген. У него было четыре головы и рог с культовым медом, по которому жрецы гадали. В его честь был испечен большой пирог, за которым стоял жрец и спрашивал у празднующих, видят ли они его. Когда они отвечали утвердительно, он желал им, чтобы через год они его больше не увидели, то есть чтобы из обильного урожая испекли лепешки, которые полностью покроют человека.

Ругевит принял Борека в Гарджеке на Рюгене. У него было семь лиц на одной голове, и он владел восемью мечами. Его атрибутом были ласточки, в которых воплощались души умерших. У Поревита было пять голов, а у Порену — четыре лица на одной голове и пятое на груди.

У Сварожича, бога огня, был свой храм в Радогоще. Там Борек встретил выходящего из озера вепря, который предупреждал о войне, а говорящий черный конь Тшиглова увез мальчика на восток.

Сварог был богом Солнца и отцом Свараеца. Он был наиболее почитаем на Руси. Он дал людям железо — во время его правления с неба падали железные щипцы, о чем пел бард Боян (это отсылка к мифу о Феосте из "Романа минувших лет"). Его священным животным был птица-носорог, также известная как Зар-птица. Боян рассказал Борку о втором солнечном божестве, Даджбоге, или Солнце, брате Свараджека.

Перун ехал по небу на колеснице из золота и серебра, запряженной четверкой белых коней. Он был похож на могучего воина, рыжеволосого, как скандинавский бог Тор. Он был одет в светлые штаны, без рубашки, а его оружием был каменный молот, из которого сверкали молнии (снова сходство с Тором). Он сражался со своим братом, драконом Вайпером, который обладал способностью запечатывать воду в камне. Если он случайно поджигал молнией дом, люди... были благодарны ему и молились священному огню, зажженному молнией (что поначалу возмущало Борека), и стучали камнем по его голове, чтобы она стала... твердой (своего рода сочувственная магия). Следует добавить, что гадюка была одним из персонажей "Трехглавой". Любимым деревом Перуна был дуб (поэтому мочиться под ним было святотатством, о чем предупреждал мальчика Боян). Стрелы-молнии образовывались из ударов молний в землю, которые считались амулетами. Он покровительствовал воинам, которые присягали ему на верность. Его женой была Перуница.

Хорс был лунным божеством. Луну грызли оборотни; иногда они пожирали ее целиком, что воспринималось как затмение. Борек встретил русского князя-оборотня Всеслава, фигурирующего в русском эпосе "Слово о полку Игореве".

Род, который Борек видел сидящим на облаке, был в виде старика, создавшего детей из комка земли. Именно он выбирал родителей и определял пол ребенка. У Рода была жена Родзаница, от которой произошли две младшие богини. Таким образом, Родзаниц было три: одна старая, другая среднего возраста и третья младшая. Они определяли судьбу новорожденного, которого навещали по ночам и рисовали на его лбу невидимую метку.

Сием был богом семьи и начальником духов-хранителей, таких как Дола и Домовик. В его честь два великих полянских правителя носили теофорные имена Сьемовит и Сьемомысл. Ргиель, в свою очередь, был богом зерна. Вместе они образовали чудовище — крылатого пса Симаргла, который охранял Древо жизни от демонов.

Мокошь была женой Дадзбога, богини красивой, нежной и доброй. Она носила длинное платье, расшитое красной шерстью, серебряное ожерелье с кристаллами, белый платок на голове и десять височных кабошонов — женское украшение, характерное для Славонии. Она заботилась о женщинах, которых учила прясть. За это ей приносили в жертву клубки шерсти. Славяне также поклонялись Матери-Земле, на которую запрещалось плевать, а перед богами Яро пахать, вскапывать и выкорчевывать растения, потому что она была беременна. Некий Нилюб нарушил эти запреты и в наказание сломал себе ногу, упав на землю. Интересно отметить, что, описывая богиню, Игорь Горевич придал ей черты своей покойной жены Магдалены, матери одноименного Борека.

Марцанна была, по словам лесного духа Лешего, "странной". С одной стороны, она давала рост урожаю, благодаря ей женились, но с другой — она же была ответственна за мороз и смерть. Она была сестрой Мокоши и матерью Дзеванны. Весной ее чучело сжигали и топили, чтобы ритуально начать новый сезон.

Дзиеванна была богиней весны и леса. Она была высокой и стройной. Она носила короткое зеленое платье и ходила босиком. Ее волосы струились, как у молодых девушек поселения, а в руке она держала лук". Она ездила на медведе. Ей служили лесные духи, такие как гном Леший или Борута, которого стали отождествлять с дьяволом только в период христианизации. Фигура Девы происходит из хроники Яна Длугоша. Описывая эту богиню, автор придал ей черты кельтских богинь: галльской Ардуины, отвечавшей за леса, и гельветической Артио, которой поклонялись в районе современного Берна и священным животным которой был медведь.

Яровит, которому поклонялись бжежане и помераны (в Валахии), был богом весны и войны. Он имел облик молодого красивого воина в длинном белоснежном одеянии, вооруженного копьем и щитом. Его символом был золотой щит, хранившийся в углу в Вологоше (сегодня Вольгаст в Германии). Яровит также проявлялся как Ярило, бог весны и плодородия.

Велес был грозным правителем Нави, земли мертвых. Он имел облик гигантского минотавра, покрытого густым черным мехом. Он отвечал за мир мертвых, гадания и клятвы, являясь еще одной формой Трехгрошового.

Кроме того, в романе упоминаются такие божества, как стрелок Стшибог, Переплут — бог воды, Прове, Лада, Ния, Перперуна и Зивия.

В своих странствиях Борек встретил и таких людей, как внук Велеса, певец Боян из эпической поэмы "Слово о походе Игоря", бжежанский князь Вирыкинд (историческая личность), споривший со святым Оттоном Бамбергским, и князь Чцибор, брат Мешко I, герой, убитый под Цедынью, которого мальчик встретил в загробном мире.
Эта книга — настоящий кладезь знаний о наших предках и их верованиях, поданный в очень привлекательной форме. Когда я читал о приключениях Борека, мне вспомнилась книга польского автора, которую я читал в пятом классе, о приключениях братьев Наленч с богами и героями из греческой мифологии. Нет ничего плохого в том, чтобы изучать прошлое, даже языческое, если это не приводит к идолопоклонству. Некоторые сомнения вызывает ношение современными людьми языческих символов в романе (экзорцисты предостерегают от подобной практики) и не очень благоприятный, но я бы не сказала, что особенно демонизирующий, способ изображения святого Оттона Бамбергского.

В заключение интересный факт: я видел господина Игоря Горевича, когда впервые посетил фестиваль "Славяне и викинги" в Волине; позже я узнал его в Интернете.

Мне это приснилось:

- Игорь Горевич написал еще две книги о своем сыне Борке и славянской мифологии; одна — о людях, другая — о демонах,

- где-то в современной Польше есть поселение, населенное самими верующими, там жил мальчик по имени Борек, который, помимо идолов, поклонялся еще и Иисусу; этот мальчик, чтобы спасти мир, летал над водой на спине белого орла, который держал в когтях лосося, который парил в воздухе, помахивая хвостом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие