Уральский сценарист и режиссер Андрей Титов не мог вспомнить ни одного из носителей русской духовности и православия кто бы окунался в ледяную купель. Почему? Потому что такой традиции просто не было ни в клире, ни в мире. Свой взгляд на массовые заплывы в ледяных купелях Андрей Титов привел на своей странице в соцсети.


Автор фото: Рада Боженко / Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

«42 тысячи свердловчан … окунулись на эти праздники в крещенских купелях. Теперь, уважаемые знатоки, вопрос: а какого ляда? Кто помнит хоть одну дореволюционную фотку крещенских купаний? Хоть одно свидетельство, чтоб кто-то из царей или великих князей по своей воле, а не по принуждению большевиков – в прорубь бух?! Или ФМ Достоевский (на что человек православный) в дневниках памятку оставил: «Ходил на Карповку в Крещение. -30, а я в одном исподнем, уж до чего хорошо душу почистил»?

Ну, или рафинад исконного духа Сергей Есенин (надрежь его – берёзовый сок польётся) тоже ничего по этому поводу, вроде:

«Гой ты, прорубь ледяная – бухнусь, похмелюсь»

И граф Толстой, и Фёдор Шаляпин, и Зинаида, не к ночи будь помянута, Гиппиус – никаких упоминаний о столь присущем и впитанном с молоком матери русском обычае. А почему? А потому что не окунались ни шиша!

У Владимира Даля находим объяснение феномену недальновидности предков:

«В иордани купаются только те, кто о святках рядился»

То бишь, кто на святки колядовал, гадал, козлиную морду на себя натягивал – тому и в прорубь, грехи искупать. Малое число сельской придури этому следовало. Участь необузданной молодёжи. Повыёживались в святки и на крещение хвост распустили – эвон, как могу. Большинство в степенном дореволюционном бытии относились к этим причудам, как мы ныне к громким тачкам, что пугают своими децибелами затихомиренный окрест – «бесятся, дурни, да и пущай их». Никакой массовости, сугубо языческая маргинальщина.

Даже газета «Правда» в 1949 году в своём фельетоне ни в коем разе не связывала этот обряд с православием, а напрямую указывала корни:

«Порнографическое действо воскрешает дикие обряды времён бога Ярилы!»

Так вот! Впервые массовым этот обряд стал в середине 80-х годов. Когда стало модным показывать фигу безбожному государству. Ну уж, как могли, и с учётом куцых представлений о православии. Потом показные, эфира ради окунания «новых русских», чтоб напоказ замолить свои грехи. Потом куда крестьяне, туда и обезьяне – окунаться стали все. Скопом и с властями. И так чтоб рюмочку после – «Христос заповедовал». И детей заодно, хворых, нехворых, морозостойких и не очень – пусть причащаются родительской дури, авось, выживут.

Цитата из интервью Епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора:

«После того, как совершается великое освящение воды, начинается странное: люди раздеваются и начинают бросаться в прорубь. Ответственно заявляю: прощение грехов в холодной проруби никто не получает. Его мы получаем от Господа при условии, что искренне раскаиваемся и меняем свою жизнь. А не то, что вот кто-то из вас залез в прорубь, а потом вылез да еще и водки хряпнул по случаю того, что накупался. Какое прощение грехов?».

Маргинальный обычай, необузданное бахвальство, принявшее вид всеобщего поветрия, моды.

Как говорил Черномырдин

«Никогда такого не было и вот опять»

Крещение в Шарташе-2018: люди, лица и не только — в объективе «АиФ-Урал»


© «АиФ-Урал» / Александр Ёжъ Осипов

Чтоб не казаться розовым и пушистым – я трижды окунался на Крещение в прорубь. Долго думал: отчего это я такой весь из себя правильного воззрения, а организм мой напротив – ведёт себя как тварь дрожащая?! Только изготовлюсь благочинно троекратно окунуться, как он тут же сам по себе оказывается в бане и отогревается, гад! Ну и что, что иней в подмышках и ресницы от мороза слиплись? – благодать же сойти должна! А эта благодать в самых неподобающих местах сморщилась и скукожилась. Теперь вот дошло, почему организм вёл себя не по церковным канонам, а по климатическим – потому что нет таких церковных канонов.

Специально не писал раньше, чтоб праздничного вдохновения не вспугнуть и прорубного бултыхания не нарушить, нехай грехи с себя в воду стряхивают, коли считают, что это возможно. Ну, вроде и не помешал – секите меня, люди добрые!»

Поиск

Журнал Родноверие