Считается, что один из самых известных русских богатырей, Евпатий Коловрат, как и Добрыня Никитич, был родом с Рязанщины, более конкретно – оба они происходили из современного Шиловского района Рязанской области. В пгт Шилово (известен по летописям как город Неринск с 1147 года) с 1995 года даже есть памятник Коловрату, переделанный из статуи Ленина. Однако само по себе имя богатыря — Евпатий Львович Коловрат звучит как славянское, но явно не русское. Между тем в Чехии существует известный дворянский род Коловратов, потомки которого дожили до современной эпохи.


Памятник Евпатию Коловрату в пгт Шилово (известен по летописям как город Неринск с 1147 года), переделанный из статуи Ленина.

От Праги до Рязани

Евпатий Коловрат (ок. 1200-1238) упоминается только в «Повести о разорении Рязани Батыем». Предположительно он родился на Рязанской земле и погиб во время сражений с монголо-татарами где-то между Старой Рязанью и Коломной. Однако вполне возможно, что эта знаковая для российской истории фигура связана с Чехией. Действительно, других Коловратов в российской истории мы не знаем, зато эта фамилия хорошо известна в Чехии.

Согласно письменным источникам, первым известным представителем чешского рода Коловратов был некий Альбрехт Старший, умерший в 1391 году. Но сам род мог иметь и более древние корни. К юго-востоку от столицы Чехии по сию пору есть поселок и железнодорожная станция Прага-Коловраты. По одной из версий, именно из этих мест с конца XIII века ведет свое происхождение род Коловратов. По семейной легенде, эта фамилия происходит от истории, когда основатель рода остановил мчащуюся повозку с лошадьми и тем самым спас короля Чехии, за что и получил дворянский титул и родовой замок. С другой стороны, коловрат – это языческий символ, который славяне унаследовали еще от более древних индоевропейских предков.


Успенский Княгинин монастырь во Владимире, основанный в честь Марии Шварновны, первой жены князя Всеволода Большое Гнездо.

Вполне возможно, что Евпатий Коловрат по каким-то личным причинам отправился на Русь или был приглашен русскими князьями в качестве профессионального военного наемника (как известно, война веками был уделом дворянских родов). Такая версия тем более вероятна, что в ту эпоху Русь имела довольно тесные связи с Чехией. Например, во Владимире поныне сохранился Успенский Княгинин монастырь, названный так в честь Марии Шварновны (ок. 1158-1205/1206) — первой жены великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. Ряд источников указывает на ее происхождение из Чехии: «Мариа Всеволжа Шварновна, дщи князя Чешьского».

Граф Саша Коловрат — автогонщик, кинопродюсер и бизнесмен

Наверняка неизвестно, оставил ли после себя потомков Евпатий Коловрат и жили ли они на Рязанщине или под Прагой (если они были). Тем не менее, сам род Коловратов имеет длинную, богатую событиями историю. Одним из ярких потомков этого рода, чья жизнь в том числе была связана и с Россией, стал Александр Коловрат.

В мае 1907 года журнал The Autocar писал, что в числе самых рьяных гонщиков на автомобилях Laurin&Klement (L&K), как изначально назывался автомобильный бренд Skoda, был граф Александр Коловрат-Краковский, родившийся в 1886 году в США. В 1876 году его отец Леопольд на дуэли в Праге убил соперника – принца Ауэршперга и бежал в Россию, прежде чем суд в Вене успел вынести ему приговор. Он вернулся из Российской империи в Австро-Венгерскую только после того, как сам император Франц-Иосиф даровал ему прощение. В Вене Леопольд женился на баронессе Надин фон Гупман-Вальбелла (1858-1942), дочери владельца табачной фабрики из Санкт-Петербурга, которая родила ему сына в американском городе Блумфилд (штат Нью-Джерси), вскоре после их свадьбы, сыгранной в США.


Автомобили Laurin&Klement на Красной площади после автопробега Санкт-Петербург — Москва в 1908 году. Александр Коловрат слева.

Родовое имение Коловратов на тот момент располагалось в Пршимде (в немецком варианте — Пфраумберг) в Западной Чехии. В 1898 году Леопольд Коловрат стал членом-основателем Австрийского автомобильного клуба. Также Коловраты имели акции фирмы Laurin&Klement. Неудивительно, что сын Леопольда Саша Коловрат стал автогонщиком, хотя родители и были против, из-за чего он выступал на соревнованиях под псевдонимом. После смерти отца Александр унаследовал акции Laurin&Klement, а его успехи в автогонках на моделях этой марки способствовали росту ее продаж на экспорт. В частности, в 1908 году он участвовал в автопробеге Санкт-Петербург – Москва.

Laurin&Klement была передовым для своего времени предприятием. Уже в 1907 году один из сооснователей фирмы, Вацлав Клемент начал копировать поточный метод производства автомобилей американца Генри Форда и стал вводить ставшие затем общераспространенными элементы работы с субподрядчиками и поставщиками. По его оценкам, автозавод того времени мог быть прибыльным только при условии выпуска не менее 100 крупных или 500 небольших автомобилей. Благодаря автогонкам в других странах, росли экспортные поставки чешской фирмы. Так, были открыты филиалы Laurin&Klement в Российской империи – в Санкт-Петербурге и в Киеве.


Так как на автогонках существовали жесткие ограничения по весу, Александр Коловрат, весивший около 120 кг, нередко брал в экипаж своего младшего брата Генриха (фото около 1908 года).

И хотя во время Первой мировой войны под брендом Skoda фирмой Laurin&Klement выпускалось оружие для Австро-Венгерской империи (например, тяжелый трактор разработки Фердинанда Порше для транспортировки снарядов или крупнокалиберные орудия «Барбара»), симпатии многих сотрудников были на стороне Российской империи. Из 36 работников российских филиалов Laurin&Klement 25 человек присоединились к Антигабсбургскому движению, а затем вошли в состав Чехословацкого легиона, который в период Первой мировой войны сражался против Австро-Венгрии. Они поддерживали Томаша Масарика, впоследствии ставшего первым президентом независимой Чехословакии. Австрийские власти делали внушения Вацлаву Клементу по поводу российского влияния на его фирме, но он втайне сам поддерживал национально-освободительное движение.


Автогонщик Саша Коловрат (фото около 1912 года).

Граф Александр Коловрат тоже слыл одним из самых инновационных предпринимателей своего времени: у него была собственная стекольная фабрика в Харахове (в немецком варианте – Харрахсдорф) в Северной Чехии. Также он свел знакомство с известным французским кинематографистом Шарлем Пате и основал в Вене собственную киностудию – Sascha-Filmstudios, на которой по окончании Первой мировой войны в 1918 году снимались такие известные актеры той эпохи, как Марлен Дитрих и Вилли Форст. Примечательно, что во время самой войны Саша Коловрат не отсиживался в тылу, а работал военным корреспондентом.


Автогонщик Саша Коловрат (фото около 1914 года).

Александр пытался соперничать с самим Голливудом и построил вблизи от Вены в местечке Лааер Берг новый кинокомплекс, где снимались такие эпичные фильмы, как «Содом и Гоморра» (1922). Коловрату также принадлежали акции еще одного известного автопроизводителя – Austro-Daimler: его директором на тот момент был Фердинанд Порше. Он уже тогда работал над созданием удобного и практичного автомобиля, которым впоследствии стал легендарный Volkswagen. Вместе с Коловратом они занялись проектом такой машины, получившей название Sascha. Ее испытаниями должен был заняться сам Коловрат. Однако автомобиль был выпущен всего в 4 экземплярах, и до промышленного производства дело так и не дошло.

К несчастью, в 1927 году Александр Коловрат умер от рака в возрасте всего 41 год. Он долгое время поддерживал дружеские связи с сотрудниками фирмы Skoda, как к тому времени уже стала называться Laurin&Klement. Однако после женитьбы в 1923 году на русской княжне Софье Николаевне Трубецкой Саша в большей степени занимался делами своей киностудии в Вене. К сожалению, их брак оказался бездетным.


Софья Николаевна Коловрат-Краковская, урожденная Трубецкая.

В заметке использованы материалы и иллюстрации из книги J. Jetschgo «Skoda. A car that made history» (Vitalis, 2019, перевод с немецкого языка), Википедии и фото автора.

Поиск

Журнал Родноверие