Много ли вы знаете парней, увлекающихся народным творчеством? Уверена, их можно пересчитать по пальцам одной руки. А вот на отделении дизайна ЕГУ им. И.А. Бунина обучается Вячеслав Червяков, занимающийся ткачеством.

Такое редкое увлечение появилось у Славы в детстве. Любовь к народному творчеству ему привила мама Ольга Червякова. Выезжая с ней на конкурсы и фестивали по всей России, юноша постоянно был окружён талантливыми людьми.

– Мама умеет всё: плести корзины, вышивать, шить, вязать, рисовать, ткать. Владеет практически всеми существующими ремёслами, – делится Слава.

В начале своего творческого пути парень освоил технику вышивки крестом, а потом прочёл книгу по ткачеству мастерицы Елены Осиповой. Так и началось увлечение. Этот по нынешним временам редкий вид ремесла требует невероятной усидчивости и пытливого ума. Не каждый вытерпит такие занятия.

Своё первое изделие – пояс – Вячеслав соткал в 2013 году. С ним же поехал на Всероссийский конкурс «Хоровод традиций» в Карелии. Разделение на номинации отсутствовало: жюри приходилось сравнивать вышивку, ткачество, плетение, вязание и другие ремёсла в одной категории. Немудрено, что начинающий ткач вернулся без наград.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Поражение стало блестящей мотивацией для дальнейшего развития. На помощь приходили всё те же книги Осиповой.

Благодаря упорству, любви к народным промыслам Славе на следующий год удалось выиграть этот конкурс. А в дополнение получить государственную поддержку в виде премии и бесплатную путёвку в Крым.

Сейчас Министерство культуры нашей страны приглашает студента давать мастер-классы в Великий Новгород, Псков, Печоры. От остальных ткачей Вячеслава отличает владение всеми техниками ткачества.

– Обычно мои коллеги – специалисты в чём-то одном. Я же стараюсь всё время совершенствоваться, – рассказывает Слава. – Сейчас делаю такие пояса, за которые возьмётся не каждый мастер. Профессионалы удивляются, как молодой парень на такое способен.

РЕШАЮЩАЯ ВСТРЕЧА

О личных успехах Вячеслав смог рассказать своему кумиру – Елене Осиповой, мастерице, с книгами которой он провёл тысячи часов. В Великом Новгороде она приняла молодого лебедянского ткача и дала несколько советов.

После такой встречи дела талантливого мастера ощутимо пошли в гору. Сейчас его пояса ручной работы разлетаются нарасхват. Покупатели – народные коллективы России, а также народные мастера. Первым пояса необходимы для сценических костюмов, вторым – для участия в творческих конкурсах народной одежды.

Пользуются спросом пояса и среди обычного населения. Недавно на одной из выставок девушка купила тканый пояс, который отлично подошёл к её современному платью.

ЯЗЫЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

– В отличие от нынешнего времени, на Руси костюм был «паспортом» человека. По нему можно было определить семейное положение и принадлежность к какому-либо роду, – рассказывает Слава. – А вот пояса трактовать, оказывается, запрещено.

От своей почитаемой мастерицы молодой ткач узнал: узоры – свое­образные языческие символы. Православные люди не придавали этому значения, просто использовали пояс в качестве оберега от злых сил. Считалось дурным тоном, если человек появлялся в обществе без такового. «Распоясался», – говорили про этих людей.

Двести лет назад человек мог носить несколько поясов одновременно. Первый – крестильный пояс – сопровождал человека всю жизнь и носился под одеждой. Второй надевался на рубаху, третьим могли подпоясывать тулуп в зимнее время года.

ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЬБА

Самый красивый пояс – свадебный. Чтобы оберечься от злых духов, молодожёны надевали пояса, которые изготавливала невеста. Ткать свадебные пояса наш мастер уже попробовал.

– Сейчас модно устраивать свадьбу в русских традициях. Для молодожёнов из Задонского района я изготавливал свадебные пояса. А в знак благодарности меня и на сам праздник пригласили, – делится Вячеслав.

«ЛЕДНИКОВОЕ» ТВОРЧЕСТВО

Парень уверен, что ткачество – самый древний вид творчества, изобретенный ещё до нашей эры. А нужду в поясах сформировал ледниковый период. Древнему человеку необходимо было подпоясывать шкуры животных, чтобы не выпускать тепло.

Правда, сохранять старинное ремесло желающих почти нет. Молодёжь всё меньше интересуется народным творчеством. Считается отличным результатом, если мастер передал своё наследие, свои навыки и умения одному-двум ученикам.

ВМЕСТО ГРАНТА – GRANTA

Вячеслав придерживается мнения, что в наш век важно сохранять традиции. В противном случае есть риск превратиться в Иванов, не помнящих родства. И лебедянский парень радеет не только за ткачество. В свободное время он лепит глиняные игрушки и вышивает.

Творчество – дорогое занятие. Его развитие требует не только сил, времени, но и значительных затрат. Именно поэтому юноша постоянно участвует в грантовых конкурсах.

Ткацкий стан – очень дорогое оборудование, стоит 200 тысяч рублей. Таких денег у студента нет. Ему приходится работать на самодельных и подержанных машинах: получить материальную поддержку на развитие ткачества в регионе Славе пока не удалось.

Но жизнь – это не только поражения. Прошлым летом семья Червяковых участвовала в конкурсе «Семья года» и заняла второе место. Администрация области подарила самой творческой семье региона машину Lada Granta. Теперь юный умелец и его мама ездят с мастер-классами на автомобиле.

ЗА МЕЧТОЙ – В ЛИПЕЦК

Превращаться в ремесленника, который конвейером изготавливает народные изделия, Вячеслав не планирует.

– Это моё хобби. Хочу учить людей творчеству, но не сидеть за станом ежедневно. Любая работа чревата профессиональными болезнями. Ткачество портит спину, зрение и пальцы. Работать на поток значит гробить своё здоровье, – делится молодой ткач.

В ближайшем будущем Вячеслав Червяков представляет себя педагогом. Уже два года подряд он работает в летнем лагере, обучая ткачеству детей-сирот и ребят с ограниченными возможностями здоровья. Оставаться в Лебедяни или Ельце парень не планирует. После окончания обучения Слава, скорее всего, переедет в Липецк.

Лет через десять, набравшись педагогического опыта, молодой ткач мечтает работать в административном органе по продвижению культуры и творчества в нашем регионе.

Поиск

Журнал Родноверие