"Посмотрите на прошедшее! Были времена и нашего могущества и вашего, и оно переходило попеременно то в те, то в другие руки. Какие же напасти терпели вы от христиан подобные тем, кои так часто терпят от вас верующие?

Лишали ли мы вас каких-либо прав? Вооружали ли против кого неистовую чернь? Возбуждали ли против кого начальников, которые бы поступали строже, нежели как им предписано? Подвергли ли кого опасности жизни? Отняли ли у кого власть и почести, принадлежащие мужам отличным? Словом, нанесли ли кому такие обиды, на которые вы так часто отваживались или которыми угрожали нам?" (св. Григорий Богослов. Слово 4 На царя Юлиана).

Император Юлиан Отступник летом 362 г. издал эдикт об учителях, запрещавший христианам преподавание в университетах и школах.

Григорий Богослов свои "Слова на царя Юлиана" написал уже после смерти Юлиана (26 июня 363), хотя начаты они, вероятно, во время удаления Григория Богослова из Назианза, вскоре по принятии им священного сана, а закончены и опубликованы в конце 364 — начале 365 г.

Эти слова он пишет и публикует, еще не будучи епископом (хиротония — в 370-м году).

Увы, подстрекательства "черни" к преследованию язычников имели место задолго до воцарения Юлиана:

Уже около 346 года прозвучало: "Того, кто приносит жертвы богам, нужно стереть с лица земли, никакого сострадания к нему, даже если это твой брат, твой сын или женщина, отдыхающая у тебя на сердце..." (Юлий Фирмик Матерн, De errore profanarum religionum).

Ограничения в карьерном росте для язычников начались еще при имп. Константине.

"Еще при Константине государство начало проводить конфискации храмовых земель и изъятия храмовых сокровищ (Jul. Or. VII.288B –C; Lib. Or. XXX,6; LXII, 8–9; Anon. De Reb. Bell. II.1).
Уже в последние годы правления Константина были разрушены отдельные языческие святилища, культовые практики которых император считал аморальными. При его приемниках государство перешло в решительное наступление на язычество. В 341 г. был издан закон, осуждавший жертвоприношения (СTh. XVI.10.2). В 354 г. Констанций II издал еще более суровый закон, предусматривающий закрытие всех языческих храмов империи и смертную казнь за принесение жертвы (С Th. XVI.10.4). В 356 г. закон был повторен (СTh. XVI.10.6)"

Кодекс Феодосия 16.10.6:
"Тот же август (Констанций) и цезарь Юлиан. Мы приговариваем к смертной казни тех, кто совершает жертвоприношения или позволяет кланяться идолам. Издано в 11 день до мартовских календ в Медиолане в 8-е консульство августа Констанция и в консульство цезаря Юлиана. (19 февраля 356 г.)".

Итак, с 354 года христианские императоры стали преследовать язычников:

То есть за 10 лет до слов св. Григория про "а нас-то за что?" уже был закон о смертной казни практикующих язычников. За эти 10 лет закон, изданный для всей империи в далеком Медиолане (Милане), полагаю, мог достигнуть ушей образованнейшего священника Назианза.

***
В чуть более поздние годы:

Там же 16.10.7
"Императоры Грациан, Валентиниан и Феодосий августы префекту претория Флору. Если какой-то безумец и святотатец совершит священнодействия дневные или ночные, или займется гаданием, или станет использовать святилище или храм для такого рода преступных занятий, пусть знает и будет уверен, что подвергнется проскрипциям, ибо мы справедливым приговором напоминаем, что Богу должны воссылаться чистые молитвы, а не зловещие колдовские напевы. Издано в 12-й день до январских календ в Константинополе в консульство Евхерия и Сиагрия. (381, 21 декабря).

***
Сегодняшний ре-публикатор этого закона итожит:

"Язычники-то в отношении христиан довольствовались указанием Траяна: разыскивать христиан не надо, если попались, тогда наказывать в случае упорства. Христиане карательную практику усовершенствовали и поставили на экономические рельсы. При этом чем жёстче репрессивные законы, тем более император прославляем церковью. Когда узнаешь эти законы (я их прочувствовала, когда случилось перевести примерно два авторских листа таких текстов), распространенные утверждения, что в послеконстантиновскую эпоху язычники массово хлынули в церковь и испортили ее, вызывают только нервный смех".

***
Все равно св. Григорию надо быть благодарным хотя бы за то, что он или искренне осуждал насилие в религиозных вопросах или хотя бы считал, что христианский пастырь должен обличать такое насилие в своих словах.

Может, к этому времени христианин мог обличить христианские власти в том, что их действия несовместимы с Евангелием, лишь путем такого рода фейка.

Может, святой ритор был увлечен плетением своих словес и "ради красного словца" приврал.

Может, сознательно пошел на полемическое "приукрашение действительности" "ради блага церковного".

Может, не-сознательно временно отключил все те свои знания, которые были малосовместимы с поставленной апологетической задачей. Такое бывает с увлекающимися людьми... Но вышло все равно вранье. Если бы кто-то в эту минуту взял его за руку и спросил : "Ты всерьез утверждаешь, что, обретя власть, христиане за истекшие 40 лет никого не обидели и не утеснили?" — св. Григорий, полагаю, признал бы неправоту своей риторики.

Еще вариант: до поры до времени закон в самом страшном своей аспекте не применялся. То есть норма смертной казни за участие в неверных обрядах уже была, но еще не было политической воли к ее активному применению.

Первый казненный христианами еретик — Присциллиан — был вместе с четырьмя учениками сожжен в 385 году. Когда был казнен первый язычник — не знаю.

Но ограничения в правах, штрафы, запрет на наследство, препятствия в карьерном росте (то, что перечисляет св. Григорий) началось очень рано:

CTh. XVI. 5. 1[48]
326 год
Привилегии, дарованные для культивирования религии, необходимо предоставлять только последователям кафолической веры. Мы желаем, чтобы еретики и раскольники (схизматики), не только были удержаны от этих привилегий, но и подвергались различным штрафам.

***
А это — сегодняшнее дно: православные московские казаки с иконами на спине избивают мирных демонстрантов в центре Москвы.

Поиск

Журнал Родноверие