Язычество ассоциируется с многобожием, но это не всегда так. У каждого региона – свой пантеон богов. Минчанка объясняет, что значит язычество XXI века.

«Язычество – в каждом из нас»

Когда Янине было шесть лет, ее крестили. «Макнули головой в чан со святой водой, и домой я пришла с сосульками и крестом на шее», – вспоминает она. Сейчас женщине 30 лет, и ближе всего ей скандинавские боги.

Свое православное детство она провела с непонятным страхом перед религией. К язычеству Янина приходила долго: через музыку, увлечение мистикой, мифологией, эзотерикой.

– С 11–12 лет я стала слушать тяжелую музыку. Многие группы продвигают патриотические мысли о «нашем роде, крови», у них еще фольклорные отсылки есть.

Существуют, конечно, группы сатанинского плана. Я всегда относилась к ним достаточно негативно и с иронией: раз я не верю в бога христианского, то и сатаны для меня не существует.

Родные с женщиной «до сих пор ведут баталии» насчет религии. Родители – православные, очень верующие люди. Однако в последнее время их настроение стало меняться.

– Мама часто говорит, что православие, христианство – истинная вера, вспоминает принципы «не навреди, не сделай плохо другому человеку». Я ей объясняю, что в язычестве то же самое.

Ты отвечаешь за весь мир, принимаешь боль на себя, потому что считаешь: все взаимосвязано. Если плохо кому-то, то и тебе плохо. Если кому-то хорошо, то ты не завидуешь, а радуешься. И в последнее время она стала соглашаться. Просто приклеили ярлык, что если язычество, то это какие-то дикари бегают с ножами по лесу.

Муж Янины разделяет ее мировоззрение. Он участвует в ритуалах, помогает жене, даже искал вместе с ней папараць-кветку. В семье есть и дети: Артур (8 лет) и Эрик-Ричард (5). Вместо крещения женщина провела ритуалы для их защиты и здоровья.

Главное, считает Янина, – это атмосфера любви, в которой растут дети. Вместе с сыновьями Янина ходит в лес, убирает с ними мусор, рассказывает про природу: «Объясняю, что белочки, ягодки – живая энергия, которая пронизывает и оживляет все вокруг и заставляет наши души вибрировать в ритме со вселенной».

«В язычестве есть свой Езус»

Тяжело обсуждать язычество отдельно от основной религии страны. Всегда возникают сравнения: традиций, имен или храмов. Янина считает, что многие обычаи и названия христиане переняли у язычников. Например, Езус, созвучный с Иисусом, – кельтский бог.

Другой пример – обычай красить яйца к Пасхе. В прошлом это делали перед праздником весны: красные яйца были символом плодородия. Украшать елку начали кельты: правда, органами своих врагов.

– Считалось, что раз ветви елки направлены вниз, то это дерево – проводник в мир мертвых и может забирать энергию у людей. Поэтому и хоронили в еловых лапах, запрещали селиться рядом с еловыми рощами. Так что наряжать елку было своего рода приношением потустороннему миру, чтобы было хорошо живым.

Еще пример: в скандинавской мифологии существует триединство главного бога – Одина. Он представлен как воин, бог и человек. По итогу путем уничтожения и выставления язычества в качестве сатанизма все эти традиции были стерты из человеческого сознания.

Так называемые «места силы» заменяют язычникам храмы. Для каждого они индивидуальны, а иногда и вовсе не нужны: «Язычество основывается на силе внутри себя».

Для Янины места силы – леса и парки: например, лесопарк в Дроздах, парк Горького и парк Победы у Комсомольского озера.

– У каждого также есть свое дерево. Я иногда подойду, обниму и чувствую, будто оно говорит: «Иди отсюда». Значит, не мое. Деревья говорят – это факт, только не передавайте эту информацию в Новинки (смеется). Вообще, если хочется обнять дерево – значит, есть в этом какой-то смысл.

Для того чтобы повлиять на свое будущее или просто отметить значимый день, язычники проводят ритуалы. «Можно сказать, что для этого нужна кровь девственницы или младенец, но на самом деле нет», – шутит Янина.

Чаще всего просто зажигаются свечи, но можно покормить домовика или зарядить воду. Янина замечает, что так часто делали бабушки: клали имбирный корешок ребенку под подушку, чтобы хорошо спал. В основном ритуалы связаны с четырьмя стихиями: водой, воздухом, огнем или землей.

Для защиты язычники могут носить талисманы. У Янины это валькнут: три треугольника, сплетенные в один.

«22 июня – невеселый праздник»

В язычестве есть четыре основных праздника: весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Зимнее солнцестояние отмечают 22 декабря. Рождество же отмечают 25 декабря: «Так сделали, чтобы люди не заметили подмены», – считает Яна.

– В этот самый короткий день считается, что рождается Бальдр – бог света. С этого дня пошла надежда, что день становится больше, солнце возрождается. А 22 июня – день летнего солнцестояния. И это не такой веселый праздник. С этого момента день становится меньше и мир идет во тьму.

На 22 декабря, как и в христианстве, дом должен быть убран, украшен. Можно провести ритуал. Янина, правда, последние два года их не проводила – «из-за личных обстоятельств».

«Перед родами исписала весь живот рунами»

– Если внимательно вчитываться в языческие тексты, можно увидеть много научного. Например, история создания мира: сначала был хаос, потом великая корова – творящая сила.

Затем появились гиганты и убили корову, из нее высвободили энергию. И так из этой коровы возник мир. Если задуматься, это ведь теория большого взрыва.

Для последователей скандинавской мифологии главные книги – это Эдда и скандинавские саги, а также рунический алфавит Футарк. Последний – это «наша библия», отмечает Янина. Искать тексты женщина советует в библиотеке. В интернете же Янина часто находит или что-то непонятное, или неправильное.

– Особенно в соцсетях популярно гадание по рунам. Не верьте этому. Чтобы управлять рунами, нужна сила. Нужно знать, как правильно эту руну составить, вдохнуть в нее жизнь.

Если не умеешь, в лучшем случае не принесет пользы, в худшем – навредишь себе. Я руны изучала, живу по ним. Перед родами весь живот исписала, все прошло удачно. А заговоры должны быть от сердца.

Для того чтобы принять язычество, можно сделать символический ритуал. Например, посадить цветок – повлиять на энергию земли, или зажечь свечу – повлиять на энергию огня. Можно ничего не делать. Главное – принять мысль, что «вы – часть мира, а не венец природы, быть готовым принять энергию природы и сделать через нее мир лучше».

– У нас все построено на знании. Я знаю, что управляю ситуацией и что сделать, чтобы все было нужным. Например, сделать заговор на удачную сессию.

Внутри язычества нет никаких конфликтов. Я хоть ближе к скандинавским богам, но верю и в славянских, и в других. Каждый бог, которого когда-то придумали люди, существует не просто так. Значит, он был и есть кому-то нужен.

Говоря о равноправии полов, Янина отмечает, что в прошлом женщина легко могла стать ярлом – это одно из высших сословий в средневековой Скандинавии. Сейчас же женщина может достигать всего, чего достигает мужчина.

Секс в язычестве одобряется, ведь «это потребность человека, это прекрасно, да и от него дети получаются».

Единственный запрет в язычестве, рассказывает Янина, это идти против себя. Тогда нарушается закон благостного бытия. Но и реинкарнация работает: «Если ты плохой человек, то в следующей жизни тебе будет нелегко, а если наоборот – будешь жить на Бали» (смеется).

Язычники также верят в загробный мир. Для Янины это Вальхалла. В прошлом считалось, что туда попадают павшие в сражении воины.

– Хотя сейчас у каждого свое поле боя, – говорит Янина.

Поиск

Журнал Родноверие