Язычество в Израиле: где современность и древность сходятся.

«С самого начала [человеческой истории], с самого исхода человечества из Африки, люди разных культур прошли через эту крошечную страну. Здесь есть места поклонения ханаанским богам, египетский храм Хатор, бесчисленные святилища греческих и римских богов, финикийские культовые места и многое другое».

Эти слова написаны Миртл, студенткой-археологом, профессиональным художником и язычницей, которая живет в «крошечной стране» Израиле. Израиль – современное государство с населением около 8 миллионов, которое располагается на территории одной из «колыбелей цивилизации». Где-то между древностью и современностью помещается уникальная израильская культура, выстроенная на основе еврейского наследия, но пронизанная насквозь влияниями самых различных культур и религий. Внутри этой богатой культуры развивается молодое сообщество израильских язычников.

Обычно иностранцы удивляются, когда узнают, что в Израиле живут язычники. Однако израильские язычники считают, что их страна как нельзя лучше подходит для их религиозных практик, поскольку здесь как нигде сохранилось наследие древних культур, тысячелетиями населявших эту землю.

«Примерно полтора года назад я принял участие в ритуале, посвященном Ашере на горе Кармель, который организовали язычники. Возможно, это был первый ритуал подобного рода, который здесь проводился за последние 2500 лет», – говорит Шай Фераро, историк-аспирант из Тель-Авивского университета. Шай не является язычником сам, но посвятил себя исследованию современного язычества и феминистской духовности. Шай полагает, что на текущий момент в Израиле приблизительно 200 человек идентифицируют себя как язычников, и, возможно, столько же, младше 18 лет, не связаны с языческим сообществом. Также набирает силу движение «духовности Богини», но многие его последователи не считают себя язычниками.

По словам Миртл, «язычников пока слишком мало», но их число растет. По мере роста возникают попытки самоорганизации. Недавно основанное израильское отделение Международной языческой федерации проводит пабмуты и другие встречи. С 2010 г. на территории экологического хозяйства в юго-западном Израиле проводится языческий фестиваль, приуроченный к Мабону. Соучредитель фестиваля Moon Daughter (Дочь Луны), язычница-эклектик, выросшая в сельскохозяйственном поселении (мошав), говорит, что в прошлом году на фестивале собралось 60 человек – рекорд за все годы его существования.

К сожалению, местные ресурсы весьма ограничены. Илан, язычник-эклектик, изучающий герметическую магию, говорит, что это связано с отсутствием «учителей в конкретных традициях, ковенов и групп. Мы в основном учимся через книги и Интернет…так что наше язычество – в основном D.I.Y. [Do It Yourself – «сделай сам»]». Однако, он считает, что такое отсутствие «старейшин» может быть и преимуществом, способствуя самобытности и самостоятельности израильского языческого сообщества.

Отчасти эта самобытность исходит от самой земли. Многие израильские язычники включают в свою практику поклонение местным божествам. Например, Илли Ра [угарит.-др.-егип. «мой Бог Ра»] из маленького городка Кадима в центре страны, национальный координатор МЯФ в Израиле, является последовательницей кеметической традиции (древнеегипетское язычество). «Языческая практика в Израиле, – говорит она, – может дать лучшее понимание таких языческих традиций как ханаанская религия и кеметизм, связанных с историей земли Израиля». Илан добавляет:

«Некоторые язычники пытаются реконструировать древние доиудейские верования, используя ТАНАХ [ивритское название «Ветхого Завета»], Новый Завет и угаритские тексты, совершая ритуалы в таких древних местах как Руджум-эль-Хири или Мегиддо… У этой земли богатая и хорошо документированная история, и у нас есть древние храмы множества религий…Наша история влияет на нас, и это влияние многообразно».

Большинство израильских язычников – евреи из светских или религиозных семей. Это единственное, что их объединяет: «самобытность» эклектической практики израильских язычников не позволяет однозначно сформулировать, во что верит большинство из них. В своем исследовании Шай обнаружил, что большая часть израильских язычников «испытывает влияние викки и движения Реклейминг. Некоторые…являются реконструкционистами – последователями эллинской, кеметической, ханаанской и скандинавской традиций». Миртл и владелица магазина магических товаров Лирон White Wood Бланк сообщили о влиянии друидизма на свои личные практики.

Лирон, языческая жрица-одиночка и учитель религиозной языческой традиции, одна из немногих, кто осмеливается обучать язычеству открыто. Ее магазинчик, White Wood расположенный в Рамат-ха-Шароне – единственный магазин оккультной атрибутики и литературы в Израиле. «Моя лавка похожа на лес, – говорит Лирон, – поэтому он привлекает внимание людей». Лирон организует мастер-классы, учебные курсы, лекции и чтения. По ее мнению, «важно, чтобы магия была доступна всем. У меня на прилавке еврейские талисманы, каббалистические талисманы лежат рядом с рунами, картами Таро, кельтскими и друидическими амулетами, магическими жезлами, книгами по ведовству и многим другим». В марте магазин отпразднует вторую годовщину своего существования.

Несмотря на открытость своей деятельности, Лирон пока не сталкивалась с агрессией в свой адрес или в адрес своего предприятия. Пока не наблюдалось случаев открыто негативного отношения к язычникам в Израиле. Большинство в Израиле даже не подозревают, что у них существует языческая община. Тем друзьям и родным язычников, кто знает об этом, по-видимому, все равно.

Хотя культурная анонимность имеет свои негативные последствия, израильские язычники стремятся сохранить «частный» характер своей религии. Как объясняет Moon Daughter, «мы живем под радаром…И пока так продолжается, нам не причинят вреда». Миртл говорит, что проходя обязательную службу в израильской армии, она никому из сослуживцев не говорила о своей религиозной принадлежности:

«Никто в армии не знал, что я язычница. Но это было и неважно. Нет лучшего времени, чтобы почтить Богиню, чем на заре, в пустыне, когда ты одна несешь караул, а все спят».

Почему же они сохраняют анонимность, если никто им не угрожает?

Дело в том, что в Израиле отсутствует разделение «церкви» и государства. Хотя там признается свобода совести, в Израиле наравне со светским законам действует еврейский религиозный закон. «Еврейская идентичность, – объясняет Шай, – считается привилегированной…Если израильтянин-еврей будет открыто идентифицировать себя как язычника, он рискует получить, вместо привилегии, негативное к себе отношение». С ним согласна Moon Daughter:

«Сложно противостоять бремени истории и возможным обвинениям в том, что мы якобы «предаем» нашу еврейско-иудейскую идентичность. Это одна из причин, по моему мнению, почему для нас здесь очень трудно [открыто быть язычниками] – мы энергетически пытаемся возродить нечто на том самом месте, где этому «нечто» была впервые объявлена смертельная война».

Религиозный закон пронизывает всю израильскую культуру и политику. Брак и развод, например, целиком состоят в юрисдикции галахи [религиозного еврейского законодательства]. Изучение Библии обязательно во всех школах. Общественный транспорт и многие другие общественные службы не работают по субботам. В этом есть и чисто практически аспект, замечает Илан: «Большинство язычников, которых я знаю, не имеют машины…, а это значит, что им будет сложно добраться на встречу на выходных, когда общественный транспорт не работает».

Хотя осуществляются попытки перейти к более светскому режиму, пока нет видимых признаков перемен в общественно-политической жизни Израиля. В последнее время резко усилилось противостояние между светскими политическими активистами и ультра-ортодоксальными религиозно-политическими лидерами. Ультра-ортодоксы, харедим, стремятся сохранить и упрочить религиозный контроль над обществом. Секуляристы, включая представителей религиозных меньшинств, хотят прямо противоположного. «Политика в Израиле – очень запутанная штука», – вздыхает Илан.
Несмотря на связь между израильской политикой и верой, у развивающегося языческого сообщества есть много позитивных возможностей. В 2012 г. Хайфский университет провел конференцию по современной духовности, одна из секций которой была посвящена современному язычеству. В мае 2013 г. на конференции по изучению современной религии и духовности в Тель-Авивском университете с пленарным докладом выступил Рональд Хаттон. В июле того же года Моргана, международный координатор МЯФ официально объявила об открытии Израильской секции Международной языческой федерации. Первым национальным координатором в Израиле стала Илли Ра, которая надеется «создать единое сообщество». «Все больше людей стремится встретиться с другими язычниками и получить информацию о язычестве… Израильское отделение МЯФ, будем надеяться, сможет удовлетворить эти потребности», – говорит Илли Ра.

Помимо помощи израильским язычникам, Илли Ра также собирается выстраивать связи с международным языческим сообществом. «Несмотря на то, что можно увидеть в новостях, – говорит она, – Израиль это безопасная страна, здесь прекрасные виды, и много древних языческих культовых мест – таких как храм Пана в Баниасе, храм Хатор в долине Тимна». С ней согласна Миртл, которая говорит, что сама атмосфера Израиля, наэлектризованная политическими дебатами и обилием культурных импульсов, делает «жизнь и магические практики очень интересными. Здесь точно не соскучишься».

Источник: http://wildhunt.org/2014/03/paganism-in-israel-where-the-modern-meets-the-ancient.html

Поиск

Журнал Родноверие