В минувший четверг мы мчались по извилистой щебеночной дороге среди глухих лесов и гор. Азбука округа дошла до буквы «Т», и, посовещавшись на редакционной летучке, мы решили отправиться в старинную деревню Тляково. Тридцать пять километров по южной автодороге, поворот на Русский-Сарс, еще четырнадцать верст пути, и пред нами живописный берег реки Сарс, мир сказок и чудес.

Особое селение

feda077ec366cfa344426f36ef2894c3

По легенде старинное селение было основано в 1771 году марийцем по имени Тляк. Пришел он сюда из соседней Башкирии, дабы скрыться от наказания за языческую веру. Сегодня Тляково – самая крупная марийская деревня Октябрьского городского округа.

С момента основания селения прошло почти 250 лет, и за это время уклад деревенских жителей значительно поменялся. Большинство из них отказались от язычества и приняли православную веру. Сегодня тляковцы не проводят обряды жертвоприношений, не поклоняются богу леса, однако по-прежнему живут в мире поверий, почитая обычаи своих предков.

В старинной марийской деревне нет ни школы, ни детского сада, ни почтового отделения. Здесь отсутствует ФАП, фельдшер приезжает один раз в неделю из Русского-Сарса на патронаж. Уехать отсюда также непросто, к остановке не приходит ни один рейсовый автобус, не считая школьного. По современным меркам Тляково практически отрезано от внешнего мира, что позволяет ему жить наособинку.

- В деревне проживает около 110 человек, — рассказывает начальник Русско-Сарсинского территориального отдела В.А. Седухин. – Помимо взрослых и пенсионеров примерно тридцать ребятишек до 18 лет, двадцать из них – ученики Русско-Сарсинской школы. В Тляково люди очень милые и добродушные, а само селение славится богатой историей, традициями и поверьями.

Место встречи изменить можно

0659552bd61f5b8f9884d6eed872caa3

В последнее время основным местом сбора местных жителей был сельский дом культуры, но сейчас клуб закрыт на ремонт, который взялся делать ИП Сергеев. Мы попытались попасть внутрь, однако двери нам никто не отворил.

- Бесполезно, не ходите туда, уже вторую неделю закрыто и никого не видно. Видимо, уехали строители, — рассказывает жительница деревни О.А. Егорова. – Вроде, говорят, ведут отделочные работы, но когда закончат, непонятно. Хотелось бы, чтоб к осени клуб все-таки открылся, а пока место встречи – местные магазины.

Магазинов в деревне аж целых два. Один открыла предприниматель С.П. Моськина, другой расположился аккурат напротив сельского клуба и принадлежит ПО «Русь».

- В принципе торговых объектов хватает, — рассказывает продавец ПО «Русь» В.П. Мишкина. – Частный магазин торгует, и у нас ассортимент товара нормальный. Я работаю за прилавком беспрерывно тридцать лет, и могу уверенно сказать, магазины жителей деревни вполне устраивают, за день приходит человек по десять.

Полный швах

На торговлю деревенские не жалуются, но в остальном здесь полный швах. В Тляково не ловит ни один мобильный оператор, проводной телефон и интернет подтянут из Русского Сарса, и, по словам местных «юзеров», ползет черепашьим шагом. Мы попытались связаться с внешним миром по уличному таксофону, однако при вводе первой же цифры устройство предательски замолчало.

69c7ec052686f87da3f371418fc1f5b8

- Нет нормальных дорог, своей больницы, школы, работы, — рассказывает жительница деревни А.Д. Мишкина. – Большинство мужиков то на шабашках, то по вахтам, молодежь уезжает, женщины сидят дома. Мы с мужем состоим на учете в ЦЗН, а как на пособие прожить? Младшая дочь недавно купила квартиру в Екатеринбурге, так нам даже помочь ей нечем. Держим скотину, чтоб хотя бы мясо было.

514cc7885ebdb9b903712de0e489bd24

- Для чего вообще сделали нас городским округом, — встревает в разговор односельчанин Д.М. Апанасов. – Цены на воду взвинтили, а водопровод по деревне дырявый. Нынче практически все лето без воды сидели. Мы с женой 38 лет прожили в Екатеринбурге, вышли на пенсию и приехали на малую родину. Разве бы я подумал, что расценки в Тляково будут как в городе.

В своем мирке

Несмотря на коммунальные недовольства, супруги Апанасовы покидать деревню все же не собираются. Многие тляковцы живут своим хозяйством и тем, что летом подарит матушка-природа.

fe8424458ee3e7fd35e8c38f51f27179

- Хоть у нас квартира в райцентре, как только тает снег, приезжаем сюда, — продолжает Дмитрий Михайлович. — От родителей жены достался добротный дом, решили его обустраивать. На самом деле у нас здесь очень красиво, посмотрите, какие леса, горы, речка. Собираем грибы, ягоды, ходим на рыбалку. Вчера вот по верху бросал, в результате 21 хариус в корзинке...

- Деревня жила своим небольшим мирком, — добавляет супруга Евгения Яковлевна. – Не понимаем, зачем нам городской округ. Тляково всегда было местом тихим, спокойным, отдаленным. Так и не трогали бы нас.

Мифические Овда

В марийской деревне есть культовое место – Березовая роща. Согласно легенде, когда-то здесь проходили обряды язычников. Тляковцы собирались в белых одеяниях, совершали в поле жертвоприношения, отдавая идолу в дар быка. А затем молились среди берез богам леса, воды и огня.

Напротив священного места виднеется «Лешачихина гора», где по рассказам местных жителей когда-то обитали мифические существа Овда.

- Это огромные двухметровые волосатые люди, подобные Снежному человеку, — поведала бывшая директор СДК В.А. Гафарова. — У нас под горой есть чудодейственный родник Куго Памаш — священный источник с целебной водой. Когда наши прабабушки ходили за ней, Овда кидали в них камни, прогоняя с территории. Говорят, на горе до сих пор находят пещеры, где жили эти необычные существа.

По рассказам жителей, в саму деревню Овда никогда не спускались. Однако всех тляковцев они знали в лицо и по имени. Идут, например, женщины с ведрами на ключ, а Овда им вслед: «Хи-хи-хи, Людка! Смотри, баба, у тебя змея на поясе..!».

Местные жители рассказали, змей в Тляково, действительно, много. Наслушавшись баек о чудо-воде, мы решили отправиться к роднику Куго Памаш, дабы умыться живительной влагой и набрать по бутылочке священной жидкости домой. И только проходя по висячему мосту, услышали вдогонку страшилки:

- Вы там осторожно, не ходите без сапог-то… Гадюки могут и тяпнуть. – После этих слов было не по себе, но к счастью на пути к источнику нам не встретился ни один ползучий гад.

- Ерунда это все, нет там никого, не бойтесь, — улыбнулся нам дачник из Екатеринбурга И.А. Кузьминых. — Каждое лето приезжаю сюда из города. Часто скашиваю полянку и еще ни одной гадюки не встретил.

07624def97770104e988390fe3b0c495
96370a3fbafba04c4c8f1afbd49fad1d

Праздник трех улиц

Деревня Тляково состоит из трех улиц: Нижняя, Средняя, Новая. Их освещает порядка десяти фонарей. Самым новым и красивым строением местные жители называют дом мастера на все руки, местного Левши по фамилии Апанасов. К слову сказать, он же и представитель одной из самых распространенных фамилий. Апанасовых и Мишкиных в Тляково не счесть.

7435dd14c71e38ee9161080e71db2dd7

Каждый первый выходной июля селение празднует свой национальный праздник «Пеледыш пайрем», что в переводе с марийского означает праздник цветов. В последние годы он получил статус не только районного, но и краевого.

abf75e27427e8c2110cf7e0d23d05db8

- К нам приезжают марийцы со всей округи, — говорит В.А. Гафарова. – Собираются гости из Суксуна, там тоже есть марийское движение. Также праздник посещают представители Пермского марийского центра, привозят с концертами свои ансамбли. Жалко, что в этом году из-за пандемии «Пеледыш пайрем» пришлось отменить. Но вы приезжайте на будущий год, сами все увидите…

На выезде мы заметили лежащую в поле новую водонапорную башню. Рядом на небольшой строительной площадке обедали молодые ребята. Оказалось, в деревне полным ходом идет замена оборудования для подъема воды из местной скважины. Работы ведет бригада сарсинского предпринимателя Вячеслава Дарчехина.

- На объекте мы недавно, пока сделали опалубку, сейчас начнем заливать бетонное основание под новую башню, — поведали рабочие.

Хочется надеяться, что совсем скоро новая 18-метровая красавица заменит видавшую виды ржавую старушку и порадует деревенских жителей хоть какими-то элементами цивилизованного мира. Ведь у любой сказки должен быть счастливый конец, не правда ли?Праздник трех улиц

Деревня Тляково состоит из трех улиц: Нижняя, Средняя, Новая. Их освещает порядка десяти фонарей. Самым новым и красивым строением местные жители называют дом мастера на все руки, местного Левши по фамилии Апанасов. К слову сказать, он же и представитель одной из самых распространенных фамилий. Апанасовых и Мишкиных в Тляково не счесть.

Каждый первый выходной июля селение празднует свой национальный праздник «Пеледыш пайрем», что в переводе с марийского означает праздник цветов. В последние годы он получил статус не только районного, но и краевого.

- К нам приезжают марийцы со всей округи, — говорит В.А. Гафарова. – Собираются гости из Суксуна, там тоже есть марийское движение. Также праздник посещают представители Пермского марийского центра, привозят с концертами свои ансамбли. Жалко, что в этом году из-за пандемии «Пеледыш пайрем» пришлось отменить. Но вы приезжайте на будущий год, сами все увидите…

На выезде мы заметили лежащую в поле новую водонапорную башню. Рядом на небольшой строительной площадке обедали молодые ребята. Оказалось, в деревне полным ходом идет замена оборудования для подъема воды из местной скважины. Работы ведет бригада сарсинского предпринимателя Вячеслава Дарчехина.

- На объекте мы недавно, пока сделали опалубку, сейчас начнем заливать бетонное основание под новую башню, — поведали рабочие.

Хочется надеяться, что совсем скоро новая 18-метровая красавица заменит видавшую виды ржавую старушку и порадует деревенских жителей хоть какими-то элементами цивилизованного мира. Ведь у любой сказки должен быть счастливый конец, не правда ли?

Качество жизни

Дороги — 3

Образование — 1

Связь — 2

Здравоохранение — 1

Культура — 3

Занятость — 1

c61b49595db0d22c23cec214df66a2c0
89bca05ce41917541e3331ecc30b709f
7d0f2fa0a7c1ee43c81d6d5ef4e5145a
094793fde92bbe400f068c68a798a7f2
4e9e83486083add303aa9f187c6d39d8
c7ba9f825416a2aed435a749ecfd43e3
0d177a7ba6047a877cb85a63673c4523
ddf0daeccb493f9ca746e27ac1e5ae5c
c1a8424027d203a7f999e56dd2469e21
0c92e56d571e1c7b7870eaa36f2e6881

Поиск

Журнал Родноверие