Памяти князя Святослава посвящается… 3 июля-День Великой Победы!

3 июля 964 года войско князя Святослава разгромило войско хазарское и уничтожило столицу Хазарского Каганата Итиль. Это, бесспорно, не единственная заслуга Великого Князя перед Русью. Святослав до сих пор остается загадочной исторической фигурой, и то, что мы знаем о нем сейчас не оставляет сомнений – это самый выдающийся Князь в истории Руси.

Князь Святослав - сын князя Игоря и княгини Ольги. По известным нам ныне источникам родился он в 942 году. Уже с раннего детства воспитывали его как будущего князя и воина. Его воспитанием занимался варяг Асмид, который обучал его как владению оружием, так и вкладывал в него волю, столь необходимую для будущего княжения. Вторым наставником Князя был Свенельд. Он научил Святослава быть не только храбрым и сильным воином, но и отличным стратегом.

В 945 году от рук древлян погибает отец Святослава Игорь, и трехлетний мальчик становится формальным князем. В силу возраста Князя фактическое правление Киевским государством лежало на плечах княгини Ольги. Она стремилась отомстить за убийство мужа и пошла войной на древлян. Именно эта война и стала первой войной Князя. Уже в четырехлетнем возрасте Святослав уверенно сидел в седле.По древнему обычаю только князь мог начать битву. Четырехлетний Святослав бросил копьем в древлян. Дружина нарекла это "первым ударом князя" и как свидетельствует Повесть Временных Лет Свенельд тп Асмид сказали тогда " Князь уже начал; последуем, дружина, за князем“. Силами дружины (войска) покойного князя Игоря , древляне были покорены.

Самостоятельное правление Князя началось в середине 10 в. символическим началом его правления был отказ принимать так навязанное матерью христианство. В 955 году Ольга приняла христианство и пыталась обернуть к нему юного Святослава. И несмотря на свой молодой возраст, Князь отказывался раз за разом, объясняя что не русская это вера – «для неверующих вера христианская юродство есть»(часто эти слова приписывают апостолу Павлу, и не имея достоверных тому доказательств не стоит исключать вариант авторства Святослава). Князь прекрасно понимал не только Родовое значение славянской веры (популярный термин «язычество» был предложен христианами для обозначения «иноверцев»). Святослав сознавал, что народ мгновенно отвернется от новой веры. Тем более никому бы не понравилась роль раба Божьего в роли ребенка.

По поводу антропологического и физиологического типа Князя мы имеем единственное и весьма достоверное утверждение, которое мы видим в воспоминаниях византийского журнала Льва Диакона. Он описывает Святослава так: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень пониженного, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только заметной чистотой.» Такое описание определенно дает основания свидетельствовать о славянский, близкий к арийскому типу, виду и генотип(а как следствие и фенотип) Великого Князя.

Что же по поводу нрава Святослава, по всем известным источникам, он отличался скромностью и простотой. Даже в дальних походах Святослава трудно было отличить от воинов, шедших с ним. Спал он на лошадиной копне, с седлом под головой. Никогда не возил с собой шатров или повозок с продуктами и одеждой. Дружина Князя уважала его, ведь никогда он не прятался в боях за спинами своих вояк. Никогда не отступал, но и не приносил напрасных жертв. Отличительной чертой Князя была известная и благородная традиция перед походом слать врагу письмо с текстом «Иду на Вы». Напомню, что Вы – не выражение уважения к врагу(в этом нет ни смысла, ни логики). В древнеславянском(или древнерусском) языке слово вы-значило Тьму. Соответственно выражение» иду на вы " не имеет никакого отношения к уважению своего свирепого ненавистного врага.

Отдельно стоит остановиться, бесспорно, на военных достижениях Князя Святослава. Наиболее известные походы войска Святослава-поход на Хазар 964 года и война с Византией.

Святослав Храбрый был сильным стратегом и стремился всеми силами укрепить тогдашнюю Русь. Для выживания народа, численность которого постоянно росла, необходимо было расширять границы его существования. Война с Хазарами не была прихотью высокомерного и самовлюбленного князя. Это был необходимый шаг как для закрепления своего авторитета среди других земель, так и для обеспечения выживания своего народа во всех смыслах. Кроме того, Хазария была известна своей кровожадностью всех пленных хазары превращали в рабов и продавали, как скот. Наиболее от их жестокости страдали соседние вятичи. Хазары брали с них дань,а непокорных калечили или делали рабами. В 964 году Святослав атаковал Хазарию. После почти двух лет кровопролитных сражений, Хазария (исламское царство) была уничтожена. А завоеванные территории были долгое время закреплены за Святославом. Впоследствии осла этого, Святослав захватывает у " ятичей. Некоторые историки предполагают возможность военного союза Святослава с греческими правителями,и достоверных данных об этом мы не имеем до сих пор.

Болгарские походы Святослава, центром которых сала русско – византийская война 970го – 971го лет, стали еще одним подтверждением военной мощи и политического авторитета Князя. Он все время вел активную и продуктивную внешнюю политику на началах равноправия со страной-союзником. Он никогда не перенимал чужого и не отдавал своего. В 970м году между тогдашней Болгарией и Византией возник мощный конфликт, единственным решением которого могла стать и стала война. Но в одиночку Византия не имела шансов победить. Византийский император Никифор Фока стремился заручиться поддержкой государства русского, и одержать победу чужими руками. Князь Святослав избрал наиболее выгодный Руси путь. Он согласился помочь в войне, но вместе с тем заключил договоренность с византийским послом Калокиром бросить императора с трона. Еще одной замечательной чертой правления Святослава была невероятная способность вести войны международные, и одновременно защищать территории уже устоявшейся к тому времени Руси. Подтверждением этому являются сражения с печенегами. Со временем, императора Никифора был свергнут, а между новым императором Иоанном и Болгарским царством был заключен шаткий мир. Центром земель Святослава был Переяславец (Переяслав). Стратегически важная точка, которую Святослав решил взять под свое правление. Для этого необходимо было ворваться во владения болгар. В то же время Святослав заключает мир с Болгарией, и таким союзом осуществляется мощная атака на Византию. Византия с Русью владели равными силами, и винкла необходимость переговоров. Осознавая перспективу полного краха Византии в майбтнем, Иоанн пошел на компромисс со Святославом. Византия должна была обеспечить хлебом воинов Святослава на 2 месяца и заключить торговые отношения. В замен Святослав забирал свои войска из Болгарии. Погиб Святослав Храбрый от рук печенегов, в том числе от рук князя Куря. После его гибели к власти пришли его сыновья – Владимир, Ярополк и Олег.

Исследовав то незначительное количество информации, которую мы имеем о Князе, невозможно не восхищаться его преданностью Родной земле и своему народу. А также своей вере. Этот великий человек всеми силами боролся за могущество Руси, и вряд ли в нашей истории человек более достоин и предан своему Роду. Долгое время его фигура даже не упоминалась в учебниках по истории. Но мы не имеем права забывать таких людей.

Земной поклон тебе, Княже!

С праздником, побратимы!

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 06.06.2009

Алексей Почерников - Планировка культовых мест

Лекция школы "Русская Традиция" от 30.05.2009

Алексей Почерников - О святилищах

Поиск

Журнал Родноверие