Каждый второй материал о марийцах в российских изданиях выходит под заголовком «Последние язычники Европы» — и не только для увеличения количества просмотров. Марийцы действительно сохранили свою особую религию и культуру с традиционными праздниками и молениями, несколько из которых снял фотограф Олег Пономарёв.

Марийцы — народ финно-угорской группы численностью 547 тысяч человек, согласно последней всероссийской переписи. Проживая, в основном, в республике Марий Эл, они соседствуют с русскими, удмуртами и татарами — в некоторых деревнях живут представители всех народов.

В Советском Союзе были запрещены мольбища и жертвоприношения, но сегодня марийцы снова открыто исповедуют свою веру, стержень которой — почитание природы. Молитвы марийских картов уходят к богам мира неба и богам мира земли через дерево-алтарь, роль храма для них выполняет лесная роща.

PON Mari 030Утро перед молением. Карт Вячеслав Арктуганов вместе с семьёй хозяина дома ждёт, когда все будут готовы к выходу в рощу. На мольбище принято одевать белую одежду, символизирующую чистоту помыслов, с которыми верующие пришли в священную рощу. В правой руке Вячеслав Михайлович держит Теркупш — шапку, которую носят карты и их помощники. Деревня Визимбирь.

PON Mari 39По дороге в рощу. Трактор везёт необходимый для обряда инвентарь.

PON Mari 038Марийцы верят, что деревья — проводники между мирами. Через дерево молитва поднимается в небо.

Дни молений — самые главные в году. Храмом служит лес, а точнее Священная роща (Кусото), специально оборудованная для проведения молитв. Обязательным атрибутом марийского моления является жертвоприношение, так как считается, что с пустыми руками у богов просить ничего нельзя. В зависимости от масштаба моления (маленькое деревенское или всемарийское) в нём может участвовать от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

PON Mari 041Марийка перед священными воротами — входом в рощу

PON Mari 042Карт перед главным деревом (Онапу). Именно перед Онапу карты читают молитву, которая должна уйти к богам через ветвы и корни.

PON Mari 047В качестве дарственных животных принято приносить гусей, уток, баранов, иногда лошадей. У Мари существует культ водоплавающих птиц. Например, перелётные дикие гуси по-марийски звучит как "Юмын комбо" (божьи гуси), а перелётные утки — "Юмын лудо". Охота на этих птиц запрещена.

PON Mari 050Лошадь всегда была помощником в домашнем хозяйстве, в обработке земли, сборе урожая. Кроме этого марийцы приносили лошадей в жертву богам. Сейчас лошадь является символом состоятельности хозяина и предметом гордости для марийца.

PON Mari 055Подготовка к жертвоприношению и приготовлению трапезы. Деревня Шинур.

PON Mari 052Мясо готовится в котлах на костре. Дрова специально привозят, так как рубить деревья в священной роще запрещено.

PON Mari 058Приготовление трапезы в священной роще

Молитву в роще читают карты. Карт — особый статус для марийского мужчины, его получают самые уважаемые старейшины деревни. Они принимают участие не только в молениях, но и в праздниках — на свадьбах читают молитвы за молодых, на похоронах — за то, чтобы душа ушла в другой мир. Карты играют важную роль и в хозяйстве деревни: они знают, когда засеивать поля, когда собирать урожай.

PON Mari 049Подготовка к молению

PON Mari 053Перед тем, как опуститься на колени и приступить к молитве, на землю кладуь еловые ветви

PON Mari 056После молитвы все прихожане по очереди подходят к дереву и общаются с ним. Обычно марийцы благодарят его, просят донести их молитвы до Богов и прощаются с ним до следующего прихода в рощу. Деревня Визимбирь

Не на всех молениях марийцев обязательно приносят в жертву животных. Моление Агавайрем — ритуал, посвященный Богам плодородия — проводится до или сразу после посевной. Агавайрем не имеет точно установленной даты проведения, день чаще всего назначается старейшинами деревни. В день Агавайрем марийцы надевают чистую национальную одежду, готовят обрядовую пищу — блины, хлеб, лепешки, вареные яйца и квас. В Священной роще под руководством карта ритуальная пища укладывается на стол у подножья Священного дерева (обычно это самая высокая липа или береза, иногда дуб).

Перед тем, как начать молитву, карт определяет каждому из своих помощников имя божества, которое они будут повторять во время коллективного моления. После молитвы карт с помощниками бросают в костёр часть ритуальной пищи.

PON Mari 057Важным атрибутом Агавайрема являются установленные в роще качели. Они олицетворяют связь земли и неба — чем быстрее и выше ты на них качаешься, тем лучше.

POV Mari homeПосле ритуала карт приглашает божество Агавайрем в деревню. Молящиеся хороводом возвращаются из рощи в дом, из которого выходили на молитву.

В январе, целую неделю с первой пятницы нового года, марийцы отмечают праздник Шор-Йол — заканчивается старый год, уходят все его беды, и начинается новый.

PON Mari 079Жители деревни наряжаются в костюмы животных, надевают и ходят по домам деревни, где их должны встретить и накормить — так духи леса будут довольны, и у хозяина дома год сложится хорошо. Деревня Сардаял.

PON Mari 080Поскольку Марийцы живут в соседстве с другими народами, Шор-Йол напоминает колядование на Рождество. Деревня Сардаял.

У Мари нет священных книг, а знания о традициях, праздниках, правилах проведения молений передаются устно от отца к сыну или от карта к его ученику.

PON Mari 060Карт проводит обряд закрытия рощи. После моления в золе костров остались кости животных, принесённых в жертву богам, и чтобы эту золу нельзя было использовать в чёрной магии, карт должен заговорить костры, а после и всю рощу, чтобы уберечь её от человеческого зла и стихий.

PON Mari 061Верующие ожидают своей очереди, чтобы поблагодарит карта за проведённое моление. Табличка "Шочын Ава" (мать всего живого) на Онапе — имя богини, которой молились у этого дерева. Деревня Чашкаял.

PON Mari 062Марийка выходит из рощи после моления. В бидоне она несёт трапезу, которую разделит со всеми членами семьи. Деревня Чашкаял.

PON Mari 029Марийцы верят, что семья объединяет не только живых родственников, но и ушедших предков. На поминки, Семик, для умерших топят баню, а после приглашают за стол. Около порога ставят ящик, в который каждый член семьи кладёт для предков кусочек угощения со стола, а по периметру ящика зажигают поминальные свечи. После того как все свечи прогорят, ящик вынесут на улицу, откроют ворота и проводят умерших, после вывалят еду из ящика в восточный угол двора, туда где завтра будет солнце. Деревня Сардаял.

PON Mari 064Марийцы возле Онапу. Деревня Чашкаял

Каждый второй материал о марийцах в российских изданиях выходит под заголовком «Последние язычники Европы» — и не только для увеличения количества просмотров. Марийцы действительно сохранили свою особую религию и культуру с традиционными праздниками и молениями, несколько из которых снял фотограф Олег Пономарёв.
Марийцы — народ финно-угорской группы численностью 547 тысяч человек, согласно последней всероссийской переписи. Проживая, в основном, в республике Марий Эл, они соседствуют с русскими, удмуртами и татарами — в некоторых деревнях живут представители всех народов.

В Советском Союзе были запрещены мольбища и жертвоприношения, но сегодня марийцы снова открыто исповедуют свою веру, стержень которой — почитание природы. Молитвы марийских картов уходят к богам мира неба и богам мира земли через дерево-алтарь, роль храма для них выполняет лесная роща.

Дни молений — самые главные в году. Храмом служит лес, а точнее Священная роща (Кусото), специально оборудованная для проведения молитв. Обязательным атрибутом марийского моления является жертвоприношение, так как считается, что с пустыми руками у богов просить ничего нельзя. В зависимости от масштаба моления (маленькое деревенское или всемарийское) в нём может участвовать от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.

Молитву в роще читают карты. Карт — особый статус для марийского мужчины, его получают самые уважаемые старейшины деревни. Они принимают участие не только в молениях, но и в праздниках — на свадьбах читают молитвы за молодых, на похоронах — за то, чтобы душа ушла в другой мир. Карты играют важную роль и в хозяйстве деревни: они знают, когда засеивать поля, когда собирать урожай.

Не на всех молениях марийцев обязательно приносят в жертву животных. Моление Агавайрем — ритуал, посвященный Богам плодородия — проводится до или сразу после посевной. Агавайрем не имеет точно установленной даты проведения, день чаще всего назначается старейшинами деревни. В день Агавайрем марийцы надевают чистую национальную одежду, готовят обрядовую пищу — блины, хлеб, лепешки, вареные яйца и квас. В Священной роще под руководством карта ритуальная пища укладывается на стол у подножья Священного дерева (обычно это самая высокая липа или береза, иногда дуб).

Перед тем, как начать молитву, карт определяет каждому из своих помощников имя божества, которое они будут повторять во время коллективного моления. После молитвы карт с помощниками бросают в костёр часть ритуальной пищи.

В январе, целую неделю с первой пятницы нового года, марийцы отмечают праздник Шор-Йол — заканчивается старый год, уходят все его беды, и начинается новый.

У Мари нет священных книг, а знания о традициях, праздниках, правилах проведения молений передаются устно от отца к сыну или от карта к его ученику.

Поиск

Журнал Родноверие