Возле села Никольское-на-Днепре, у днепровских порогов (Солонянский район Днепропетровской области) есть уникальное место — Перуново капище. На поляне, как и в Стоунхендже в Солсберийской равнине (графство Уилтшир), там расположены 24 мегалита — вкопанные по кругу каменные глыбы 1,5-2 метра высотой и 1-1,5 шириной.

Но это не природные образования, выветренные дождями и ветрами, какие встречаются в Крыму. Неизвестный древний мастер придал глыбам форму русского щита. То есть, лицевая сторона слегка выпукла, а внутренняя несколько вогнута, из-за чего некоторые вытянутые в длину камни стали похожи на упавшие с неба капли.

Появление этого капища на южной оконечности девственных байрачных лесов связано с несколькими легендами. Согласно одним из них, к этому месту (еще до появления там капища) приходили после битв отряды скифов и печенегов, чтобы восстановить свои силы. Ибо, как было замечено шаманами, вблизи водопадов и днепровских порогов намного быстрее заживали раны.

Знакомы были здешние места также персам и римлянам. На затопленном после возведения плотины острове Песчаном, расположенном напротив нынешнего села Войсковое, римляне, если верить преданиям, когда-то добывали черный янтарь.

И именно в этих краях персидский царь Дарий получил от скифов легендарный подарок: птицу, мышь, лягушку и 5 стрел, которые вынудили его прекратить войну и убраться восвояси. Эта легенда дошла до нас от Геродота. И гласит она следующее.

Более двух тысяч лет назад Дарий, которому скифы досаждали частыми набегами, решил расправиться с кочевниками и послал против них войско из 700 тысяч храбрейших солдат. Узнав о том, скифы перегнали далеко на север скот и кибитки со своими семьями и имуществом. Однако в открытый бой с персами не вступали, а нападали на них ночью или из засад. Но это помогало мало. И тогда скифы пошли на хитрость: они прикинулись, будто отступают, заманивая тем самым войска Дария вглубь страны, а на своем пути засыпали колодцы с водой и родники и уничтожали селения. Следуя за ними по опустошенной степи, персы гибли от голода и жажды.

На берегу реки, напротив порогов (Ненасытецкого и других), обессиленные от жажды и голода скифы сделали остановку, разбив временный лагерь. И Дарий сделал то, чего никогда не делал прежде: отправил посла к скифскому царю Идантирсу с письмом следующего содержания: «Странный человек! Почему ты постоянно убегаешь, когда у тебя есть шанс сразиться со мной? Если ты считаешь себя достаточно сильным для открытой борьбы, остановись и вступай в бой. Если признаешь себя слабее, то ты тем более должен остановиться и начать переговоры со своим господином, принеся ему землю и воду в знак подчинения».

И стал ждать, когда скифы принесут ему знаки подчинения.

Однако разгневанный скифский царь отправил Дарию совсем другой ответ: «Я никогда не боялся ни одного человека и ни от кого не убегаю. Я просто странствую, как делал это всегда в дни мира. Ты спрашиваешь, почему я сразу не вступил с тобой в бой? Позволь напомнить, что у моего народа нет ни городов, ни собственной обрабатываемой земли, разорения которой мы могли бы бояться. Поэтому у нас нет причины для сражения с тобой. Вместо воды и земли, которых ты ожидаешь, я пришлю тебе совсем другие дары – именно те, которых ты заслуживаешь».

Заканчивалось его послание словами: «Владыками своими я признаю только Зевса, моего предка, и Гзстию, царицу скифов».

Спустя несколько дней, когда скифы перешли к активным действиям, Дарий получил обещанные дары. Ими оказались птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персидский царь истолковал их в выгодном для себя свете, рассуждая так: «Поскольку мышь живет в земле, а лягушка в воде, то скифы, вероятно, задумали сдаться мне с водой и землей, на которой живут. Скоростью полета птица смахивает на быстроту лошади. Значит, скифы скоро появятся здесь на своих конях. А стрелы означают, что они сложат предо мной оружие».

Однако его более прагматичный советник Гобрий дал иное толкование присланным дарам: «Мудрый ты царь, но скифы хотели сказать нам следующее: если вы, персы, не улетите в небо, как птицы, и не зароетесь в землю как мыши, и не поскачете в болото как лягушки, то будете поражены этими стрелами и не вернетесь назад».

Последовавшие за этим события убедили Дария, что второе толкование было более правильным, и он решил не искушать судьбу, оставив Приднепровский край в покое.

Так скифы остались единственным народом, который не смогли победить персы.

Окончание следует.

Поиск

Журнал Родноверие