Афродита и хариты (грации). Ок. 410 г. до н. э.

Мифы, рассказанные тысячи лет назад о богах и героях, на самом деле рассказывают о нас, людях сегодняшнего дня, — причем истории, которые не всегда приятны.

Древнегреческими вазами, которые стали экспонатами выставки, открывшейся сейчас в музее изобразительного и прикладного искусства в Гамбурге, можно просто любоваться. Поразительно, с каким мастерством их изготовили около 2500 лет назад художники и гончары, как блестит — как будто вчера наложенный — черный лак, как великолепно построены многофигурные композиции на сложной поверхности ваз, высота которых не превышает 60 сантиметров...

Современный супергерой Геракл

Но выставка не случайно называется "Античные образы", да еще с подзаголовком "О чем рассказывают греческие вазы". Потому что ее организаторы выбрали такие 80 ваз, на которых представлены — без всякого преувеличения — вполне современные сюжеты, хотя их создатели опирались на мифы, которые рассказывали в V-VI веках до нашей эры.

Причем, если не сами сюжеты, то, по крайней мере, их персонажи узнаваемы даже для тех, кто не слишком хорошо знаком с античной мифологией. Вот Геракл с палицей, вот прекрасная Афродита с зеркальцем, вот Зевс, метающий молнии...

Кстати, Геракл представлен сразу на нескольких вазах. Силач и герой, незаконный сын верховного божества Зевса, совершивший свои 12 легендарных подвигов, был очень популярен у древних греков. Как он похож на супергероев нашего времени! И как ему прощали две с половиной тысячи лет назад человеческие слабости, которые мы прощаем и современным супергероям!

Геракл был вспыльчивый малый и в юности в припадке гнева прибил учителя музыки за то, что тот решил его наказать, — причем, той же самой кифарой, на которой тот учил играть Геракла. Выполняя один из своих подвигов, особенно хорошо известный и вошедший в поговорку — очищение Авгиевых конюшен, герой решил подзаработать. Он договорился с царем Авгием, что если очистит его огромный скотный двор, то Авгий отдаст ему десятую часть своего скота. Не получилось. То есть стойла Геракл очистил, но когда Авгий узнал, что тот выполнял распоряжение Эврисфея, которому должен был служить по приказу оракула, он отказался с ним расплачиваться. В свою очередь, Эврисфей, узнав о договоренности Геракла с Авгием, подвиг не засчитал, так как Геракл выполнял его за плату.

Боги капризны и злопамятны

Да что Геракл! Ему как человеку, ну, максимум полубогу, слабости, в общем-то, простительны. А вот на других вазах мы видим сюжеты, героями которых стали боги, — но о чем же рассказывают эти сюжеты? О том, как Зевс обманывал свою божественную супругу, превращаясь в людей и животных, чтобы провести ночи с любовницами, как мстила ему Гера, преследуя соперниц, превращая Каллисто в медведицу, Ио в корову... На другой вазе — Афродита в окружении трех граций (харит) прихорашивается явно не в ожидании своего мужа, хромого Гефеста, которому изменяла направо и налево, как мы сказали бы сегодня.

А хромым Гефест стал, потому что его сбросили с Олимпа — не то раз, не то даже два: папа и мама, Зевс и Гера на него рассердились. Олимпийские боги капризны и тщеславны, они ссорятся друг с другом и интригуют друг против друга, ревнуют, хвастаются, обманывают, они злопамятны и мстительны... В общем, как и люди.

9605 16Низверженный Гефест возвращается на Олимп. Роспись на античной вазе. Ок. 440 г. до н. э.

Вернемся, кстати, к людям. Два мотива, так сказать, из повседневной жизни древних греков, вазы с которыми вошли в экспозицию в Гамбурге, особенно поразительны. На одной гордый и богатый грек позирует со своими породистыми скакунами. Сегодня так позируют рядом со своим "мерседесом" или "порше".

На другой вазе — сцена кулачного боя. Точнее — сцена прекращения кулачного боя. Один из бойцов попытался схитрить и нарушил правила. Судья бьет его по плечу жезлом с двумя зубцами, показывая тем самым, что присуждает нарушителю поражение. Сегодня мы бы назвали это дисквалификацией.

Модные штучки от античных ювелиров

9605 1Эти фибулы в виде попугаев (эпоха Меровингов, первая половина 6-го века н.э) хранятся в земельном музее в Бонна, собрание античных украшений которого считается одним из самых значительных севернее Альп. Эти и другие ювелирные изделия, представленные в нашей фотогалерее, были найдены в Рейнской области.

9605 2Еще с бронзового века фибулы использовались как застежки для одежды и одновременно украшение. Дисковидные фибулы были особенно распространены в Средние века. На фото: филигранная фибула эпохи Меровингов (7-й век н.э), для создания которой использовалось золото, гранат и цветное стекло.

9605 3Комплект украшений из золота, гагата, альмандина, темного оникса. Середина 3-го века н.э.

9605 4Золотое кольцо с геммой из сардоникса с миниатюрным изображением белки. Первая половина 3-го века н.э.

9605 5Бронзовый браслет в виде змеи с портретом древнеримского императора Элагабала на медальоне из серебра, 3-й век н.э.

9605 6Древнеримские серьги, 1-3 века н.э.

9605 7Золотое кольцо с геммой, изображающей рукопожатие как символ согласия (первая половина 3-го века н.э.) Надпись на греческом означает "близость", "союз". Возможно, это украшение предназначалось для помолвки.

9605 8Эти бронзовые булавки для волос (1500-1300 до н.э.) в качестве символов статуса носили представительницы высших слоев кельтского общества.

9605 9Серьги из бронзы с янтарем, 600-475 годы до н.э.

9605 10Края этого ожерелья из бронзы были настолько острыми, что модницам приходилось защищать шею полоской из ткани или кожи. 600-500 годы до н.э.

9605 11Комплект ювелирных украшений. Для цветных бус каждая бусина изготавливалась из стекла вручную. Первая половина 7-го века нашей эры

9605 12Бронзовые браслеты, 1300-800 годы до н.э.

9605 13Серьги из бронзы и стекла, 600-475 годы до н.э.

9605 14Бусы из аметиста и золотых медальонов, 6-7-й века н.э.

9605 15
Украшения, обнаруженные на месте княжеского погребения в Вальдальгесхайме. 330-320 годы до н.э.

Поиск

Журнал Родноверие