Живой фольклор в исполнении Сергея Старостина и Сергея Клевенского, впечатляющих своим творчеством музыкантов этнической сцены России, всеми красками раскрасил один из осенних вечеров в музее «Слово» на ВДНХ.

Сергей Старостин — музыкант, этнограф, путешественник, композитор, которого почитатели провозгласили мэтром русского фолка. Собиратель богатого наследия русской традиционной музыки, неизменно его актуализирующий и во всей полноте звуковой палитры доносящий до современников.

«То, что сегодня прозвучит, это в основном варианты аранжировки песен, которые были мною когда-то почерпнуты из народных глубин, непосредственно во время экспедиционной деятельности. Существовала такая практика, когда ездили по деревням и записывали песни. Меня не обошла стороной эта история, я активно принимал участие в записи песен в разных уголках России, побывал практически во всех областях европейской части. Во время таких поездок случались самые разные и очень интересные человеческие встречи. И есть самое ценное, что остается в памяти.

С годами я осмыслил, что у нас называется народной музыкой. Поездив по деревням, я понял, что народ имеет имя, фамилию и место прописки. Это личности, мастера, с которыми ты общаешься, и они тебе что-то дарят, оставляют в наследство какую-то свою память человеческую, которую они собирали по крохам. На протяжении нескольких поколений все это передавалось от старшего к младшему и шло по эстафете. И, счастье тех, кто в 20-21 веке хоть немножечко соприкасается с этой памятью народной. Мне кажется, это важным для каждого из нас, не только в плане просветительства и приобщения к национальной культуре, а в плане приобщения к своему родовому знанию. Каждый сидящий здесь потенциально может по-настоящему обрести голос своего предка» — начал общение со зрителями Сергей Старостин.

Сергей Клевенский — композитор и мультиинструменталист, один из самых продвинутых в стране исполнителей на фольклорных духовых.

«Сергей Клевенский – это дудошник всея Руси. Мы давно с ним сотрудничаем не только как дуэт, но и в более масштабных проектах, – рассказал Сергей Старостин. – Выступление вдвоем – это очень специфическая и довольно правильная модель. Когда два человека, то легче друг друга слышать. Тут все зависит только от нашего взаимодействия, от того, как мы существуем здесь и сейчас в пространстве. Музыка, которая прозвучит композиторская, она не записана нотами, она существует в нашей голове и будет складываться здесь и сейчас. Она в некотором смысле нам знакома, но всегда остается вариант непредсказуемости. Это свободное существование в музыке. Сергей меня слушает, я слушаю его и мы таким образом взаимодействуем»

В проекте «Проще простого» творческий тандем не просто умело дополняет друг друга в музыкальных импровизациях, но и с легкостью погружает в традиционную культуру и привлекает к исполнению слушателей. В этот раз музыканты услышали необычную акустику круглого мраморного зала в павильоне и попробовали к ней прииграться.

«Я считаю себя музыкантом, но и фольклорной практикой тоже занимаюсь давно. Фольклористы уже на протяжении более 100 лет фиксируют народные голоса. Началось все с фонографов Эдисона, когда записывали на восковой валик, передавали и фиксировали через репродуктор, потом все это можно было воспроизводить. Некоторые такие записи датируются 1903-1905 годом. Это уникальные вещи, это срез нашей национальной культуры за 100 лет. Многие вещи записывали 300 лет назад, но делали это исключительно на слух с фиксацией на бумаге, либо словами. А уникальность процесса фиксированием голоса состоит в том, что тут нет никакого посредника между голосом и воспринимающим человеком, т.е. ты воспринимаешь само звучание. Я сейчас точно также буду транслировать те песни, которые услышал и может быть вы в них угадаете какие-то персоналии, какие-то личностные моменты, потому что я буду прибегать к максимальной достоверности звучания»

В живом исполнении наиболее ярко проявляется насколько голос Сергея Старостина гармонично сочетается с мелодичностью традиционных духовых инструментов. Его исполнительская манера с глубиной звучания, умением прожить песню, пропустив ее через себя, талантливо усилена грамотно подобранной, прочувствованной этнической перкуссией Сергея Клевенского.

«Многотысячные, если не многомилионные варианты голосов наших предков все так же хранятся во множестве самых разных архивов России. К сожалению, у многих из здесь присутствующих нет возможности соприкосновения с ними, соответственно мало шансов, что вы встретитесь с голосами своих предков. Но я думаю, что эта проблема будет постепенно решаться и в конце концов эти архивы будут открыты.

Когда вы наберете в интернете ФИО своего деда или бабушки, а также название места и области, в котором они родились, то вполне возможно, что у вас появится информация какими фольклористами они были записаны. И, вот так неожиданно, вы можете соприкоснуться с голосом своего предка. На мой взгляд это сопоставимо с культурологическим взрывом, когда вы вдруг обрели голос своего предка. Уже много лет существует интерес к своей родословной и архивы, которые держат разные справки и документы готовы с вами поделиться. Вы можете узнать, где какие предки у вас жили, были похоронены, или работали»

Моя дочка занималась этим в пандемию и через документальную базу нашла еще 15 моих родственников, о которых я не знал. Это всегда очень важные вещи для укрепления связи со своей семьей, со своим родом. Соответственно этому способствует наша многообразная, очень интересная, глубокая музыкальная культура, которую сохранили наши предки. Мы только маленькая частичка, отголосок этого явления, с которым с вами сегодня будем потихонечку знакомиться»

Выступление музыкантов началось с эпической баллады, которая была записана в поселке Монино Тверской области. Ее необычный, иносказательный текст Сергей Старостин не только исполнил, но и постарался разгадать:

«Что это за синее море, почему меня молодого мальчишку темная ночка обняла, почему сквозь мои кости, суставы трава проросла, через мои ноги стежки-дорожки пролегли, сквозь мои уста быстрая речка протекла, змейка проползла, а здесь белая лебедь гнездо вьет? Что это за фантасмагории и модель мира? Куда нужно слетать этой белой лебеди и донести весть о том, что я не пропал, а женился?

Все это вызывает одни вопросы и непонятен ответ. К чему все это народ сочинял, что он подразумевал, какую хотел передать информацию со всей этой историей? Это не просто так, здесь заключена какая-то очень важная мысль. Мы долго думали над этим с моим приятелем Андреем Николаевичем Котовым. Он занимается фольклорной музыкой и высказал мысль о том, что это такое народное представление об изгнании из Рая, куда главный герой стремится вернуться, но грехи его не пускают. Тогда он посылает лебедь туда на небеса, слетай и скажи, что я женился, я не пропал, поскольку меня Господь из Рая удалил за мои грехи, я такой грешный, смертный живу на белом свете, но хочу и душою стремлюсь обратно. Такая трактовка меня устраивает, мне она импонирует и кажется важной»

[видео]

Таночная песня «Таня-Танюшка Таня белая» была записана Мариной Алексеевной Бочаровой из деревни Будище Большесолдатского района Курской области. Она была не только мастерица корогодница, но и еще прекрасно на дудочках играла. В Курской области весной водили танки — замысловатые хороводы, которые выстраивали в разные рисунки. Люди, которые их заводили, знали, каким образом правильно провести танок. И тот, кто стоял на возвышенности видел удивительные узоры, которые складывались в процессе действа с участием огромного количества людей. Там был важен не сколько сюжет, сколько сам факт пения и вождения танков. А сюжет этой песни сам по себе очень грустный, печальный, почему-то ее исполняли сольно. Это такая назидательная история, говорит Сергей Старостин.

[видео]

«Песня моей бабушки, которую я застал в сознательном возрасте, она мне ее напела. Это самое драгоценное мое наследие, которое есть и никакие инвестиции, и счета в банке не идут в сравнение с ним»

В одном из интервью Сергей Николаевич рассказывал:

«В какой-то момент своей жизни я задумался, о чём же поёт народ. Образ моей бабушки вставал у меня перед глазами. Я был очень маленьким, но запомнил её тихий, вкрадчивый голос. Через пение она делилась со мной своей жизнью, своей мудростью – самым ценным, что у неё было. Из вещественного после неё осталась коробочка с иконами и единственное письмо с фронта от мужа. Народ наш пел по любому поводу. Кое-где в России ещё остались такие места, где живут деревенские люди так, как жили их предки. Они очень естественно играют голосом. Конечно, иногда проскальзывает и крепкое словцо, но по делу. Без дела они никогда не говорят. Их речь настолько интонационно богата, что ты слушаешь её и пьёшь её, как источник живой воды. Это богатство ушло из нашего сегодняшнего быта. Мы перестали петь – вот в чём беда. Раньше жизнь людей проходила через традицию, через песню, как через фильтр, и очищалась. Конечно, это было неотрывно от веры и молитвы. Но без песни человек никак не мог обойтись»

[видео]

Далее Сергей Старостин показал зрителям длинную трубку и отметил:

«Станете первым парнем на деревне, если сыграете на такой. У меня данная трубка сделана из пластика. На самом деле это духовой инструмент калюка, который по традиции делается из зонтичной травы – дудника или высохшего сухого борщевика за три минуты, всего тремя движениями ножа. Сверху наискосок срез, а в этом клюве делают свистковое отверстие.

Инструмент невероятно богатый. Это придумали наши предки, а открыли фольклористы Белгородской области более 40 лет назад. Играли на нем в разное время, но в основном в ночное, когда пасли коней, чтобы не заснуть, ночку скоротать, чтобы было весело, и чтобы никого не напугать. У этого инструмента своеобразный звук, как трава может звучать. Мы с Сергеем Клевенским из этой истории сделали более развернутую композицию. Так можно красиво и художественно выразить свои чувства и свое отношение. Это была особенность нашего народа фиксировать и претворять через язык»

[видео]

«В это время года уже пора заводить коров на постой, на зимнее пребывание. Еще чуть-чуть и пойдет снег и коровушки будут в хлеву. Пастухам будет уже делать нечего, они и так отпахали, отыграли весь сезон, коров попасли. Сейчас мы вспомним как это было весной. Легкое попурри, путешествие в мир пастушеской музыки, в котором пять куплетов из разных песен — продолжает Сергей Старостин.

Это история, которая непосредственно связана с русской музыкой и именем П.И. Чайковского. Первый концерт Петра Ильича и песня «Шумел камыш». Чайковский понимал толк в народных песнях. У него был дом в Клину, где ему хорошо жилось и писалось. А там в то время проводили ярмарки пастухов, вокруг Москвы было несколько таких ярмарок. Умеющие играть на рожках пастухи приезжали и соревновались для того, чтобы их нанимали на работу.

В функции пастухов входило выгонять, загонять и пасти коров. Но не только, плюсом этой истории было то, что пастухи умели играть на музыкальном инструменте рожке и соответственно могли еще и в быту пригодиться, на всяких гулянках песенки разыграть, на танцах поиграть, припевочки исполнить. Это очень ценилось качеством, чем лучше пастух играл, тем больше было шансов хорошенько заработать. Вот они на ярмарках соревновались кто лучше парами сыграет. Петр Ильич это естественно фиксировал, а затем приходил и говорил, а вот так будет звучать первый концерт Чайковского и таким образом увековечил народную песню. На самом деле рожок универсальный инструмент, на нем можно сыграть все что угодно»

[видео]

«Ой да не плачь» («Иван да Марья») — записанная народная песня в Калужской области.

[видео]

[видео]

«Есть категория песен моралистских, в которых заложена какая-то мораль, они как правила жизни, которые народ придумывал сам себе, кто их понимал тот и выполнял. Забавная история в песне возникла почему, да просто надо родителей слушать и почитать, и заповедь эту не нарушать»

- прокомментировал Сергей Старостин.

[видео]

Познавательным для юных зрителей стало знакомство с потешкой «Пошла коза за лыками, пошла коза за орехом», записанной в деревне Головино, Дубенского района, Тульской области.

«Спев эту потешку, ребенок получает естествознание комплексно, понимает, что в ипостаси человека есть огонь, вода, камень, металл, дерево, а еще есть подземные существа. Так вырисовывается модель мира. И все друг от друга зависят, все звенья одной цепи, за звено дёрнул, цепочка вся зашевелилась. Она развивает у детей артикуляцию, память, логическое мышление, музыкальную интонацию и дыхание. И может избавить от расходов на репетиторов. Выучите всего одну потешку и вам будут не нужны 5 педагогов. Наши предки не спроста все это придумывали»

- посоветовал С. Н. Старостин.

[видео]

«Эти две песни из Тверской области (быв. Калининская) пели на свадебном пиру. Русская свадьба – это обряд, который продолжался несколько дней, а если по всему комплексу, то это растягивалось на несколько месяцев. Знакомство молодых, сватовство, рукобитье, и тут мы приходим к финальной истории, когда уже молодые обвенчались, погуляли и к ним пришли гости. Здесь обязательно были свадебницы, которые помимо молодых и их родителей, пели всем гостям. Гости были разные, богатые, бедные, одинокие, на выданье, молодая пара, девушка в ожидании ребенка, для каждого был свой пропевный сюжет»

продолжил Сергей Николаевич.

[видео]

[видео]

«Два раза в год в деревенских местах происходили моменты расставания. Кто-то из мужиков с весны отправлялся работать, как пастухи, например. Некоторые уходили в отхожий промысел дом рубить, сторожить, мороженое продавать в Петербурге или извозчиками, много было столярных, слесарных работ. Это все наложило отпечаток на появление сюжетов длительных расставаний. И одна из таких историй, в которой главный герой, как всегда, Ваня. Сюжет этот распространен по всей европейской части России «Ой же да ты Ваня, разудала голова… Сколь же ты далеко отъезжаешь от меня?»

[видео]

«Страданий было много в жизни простого народа, они никуда не девались, изменилась лишь парадигма переживания. Раньше был тяжелый физический труд и народ спасался от депрессий через художественные высказывания в форме страданий. С помощью этих страданий, взгляда на себя немножко со стороны, самоиронии, можно было решать любые переживания, выходить из тоски и кручины. Страдания обычно исполняли под язык в процессе какой-либо работы»

Красноречивые и хлесткие частушки о страданиях в исполнении Сергея Старостина, несомненно, задают тон, приободряют и поднимают настроение даже в тоскливый осенний день.

От страданья, от лихого
Нету спасу уже никакого.
Ох, не страдайте, девки, дюже,
Придет осень — дадут мужа.
Ой, дадут мужа, он полюбит:
И побьет, и приголубит.
Ой, моя милка и я с нею,
Милка пашет, а я сею.
Ой, давай, милка, гроб закажем.
Обымемся, вместе ляжем.
Ой до чего ж я настрадался
Один нос большой остался
Ой, страданья, чтоб ты сдохла!
А без любви да весь иссох я.
Ой хорошо страдать на печке
Ноги в тепленьком местечке.
Хорошо страдать у пруда
Далеко ж ходить оттуда.
Ой, дострадалась девушка,
Что не сходится юбчонка.

Проникновенно прозвучал монастырский стих, старорусский охранный напев «Пока молод был», в котором отразилось переживание уже пожившего мужчины, выбирающего путь ухода от мира в монастырь. Именно про эту личную историю разочаровавшегося в жизни бывшего дозорного или разбойника в 2016 году во Владимирской области и в Москве был снят первый видеоклип Сергея Старостина.

[видео]

Завершением творческой встречи стала прославленная композиция «Глубоко», которая звучит и исполняется настолько близко к народному исполнительскому искусству, словно тоже была записана от наших предков.

Сергей Николаевич поясняет:

«Это авторская история моя, которая родилась достаточно давно. Это мой отклик на всякие внутренние переживания и на надежду светлого будущего!»

[видео]

Подготовила Наталья Долотина / Группа Живые традиции народов России

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие