untitled 1
Николай Селиванов на гуслях играет не только старинные, но и современные мелодии

Липецкий гусляр Николай Селиванов уверен, что мелодии старинных песен в отличие от хитов-однодневок останутся с нами на протяжении веков и тысячелетий. Услышать баллады, былины и сказания в исполнении музыканта — юриста по профессии — можно в парках и на других культурных площадках Липецка.

В произведении Игоря Кобзева «Падение Перуна» древнерусский певец и сказитель, внук бога Велеса Боян предрекал:

«Песни новые старых не заглушат! Русь не сломишь! Она упрямая!»

И он прав — тяга к народной культуре у русского человека в крови. Новомодные песни краткосрочны, они уходят, а древние откликаются в душе ладом и звоном и будут жить, пока жива Русь, считает Николай Селиванов. Тому подтверждение — чарующий переливчатый «голос» старинного инструмента в руках гусляра, который и в XXI веке находит своих почитателей.

Cтруны «гутарят»

Николай затрудняется ответить, что подвигло его три года назад начать обучаться игре на гуслях. Рассказывает, что в детстве занимался в музыкальной школе.

Десять лет играл на скрипке, фортепиано, до 16 лет посещал детский симфонический оркестр. Все это больше для того, чтобы порадовать родителей. А потом надоело, забросил, о музыкальной карьере я даже и не думал. Выбрал юриспруденцию, сейчас представляю интересы клиентов в судах. Но в конце 2018 года что-то такое проснулось в душе. Услышал мелодию гуслей и неожиданно самому захотелось научиться играть на этом инструменте,

— делится музыкант

Старинный инструмент Николаю привез из Москвы его друг. Сейчас гусли можно найти в музыкальных магазинах Липецка, а три года назад Селиванов стал едва ли не первым гусляром в областном центре, поэтому обучаться игре было не у кого.

По крайней мере, я гусляров не нашел. Если они и есть в наших краях, то не рекламируют себя. Учиться пришлось самостоятельно, с помощью Интернета. В сравнении со скрипкой, фортепиано и гитарой могу сказать, что овладеть игрой на гуслях несложно, но для этого нужны большое желание, терпение и упорство, а также чувство ритма и музыкальный слух. Без этих качеств не обойтись! Я вижу, как многие загораются, просят научить играть, особенно дети, которые бывают на моих концертах. Сразу остужаю пыл, объясняю, что придется потрудиться. Хорошо помню свое музыкальное детство, когда учиться приходилось через «не хочу»,

— поясняет Селиванов

Музыкант отмечает, что в последние пару лет у жителей области интерес к старинной музыке значительно возрос, славянский фолк набирает все большую популярность. И этот процесс неизбежен, считает Николай. Заинтересовавшись игрой на гуслях, Селиванов стал глубже изучать народную культуру. При этом круг интересов нашего собеседника достаточно широк, ему близка и культура других народов, к примеру японская. Он увлеченно учит язык самураев, чтобы глубже в нее погрузиться.

Но культура русского народа гораздо древнее и глубже. Даже вбирая в себя элементы чужой, она преобразовывает их под свою, — поясняет музыкант. — Русский язык дает понимание мироустройства. К примеру, гусли взяли свое название от тетивы лука, которая звенела при натяжении. У древних славян она называлась «гусла». Так же стала называться и струна гуслей. А слово «гусла» сходно со словом «гуси», которые галдят, гутарят. И гусли «гутарят» — они могут воспроизвести достаточно широкую музыкальную палитру. Но их многоголосье зависит еще от количества струн и вида этого самобытного инструмента

Звучание гуслей завораживает с первых же нот. Мягкий и насыщенный тембр инструмента дает ощущение мира и покоя. Звонкий и одновременно нежный и мелодичный голос гуслей в руках исполнителя может повторить и птичье пение, и колокольный перезвон, и журчание ручья.

Начинающим лучше брать семи- или девятиструнные гус­ли. Именно на таких начинал учиться Николай, а сейчас у него инструмент с 18 струнами.

Цена на самые простые гус­ли в липецких магазинах начинается от десяти тысяч рублей, но лучше и выгоднее заказывать инструмент на московских фаб­риках, к примеру «Мир гус­лей», советует Николай. Видов гуслей множество. У Селиванова — шлемовидные. Инструмент напоминает внешне и шлем воина, и натянутый лук.

Калика перехожий

Себя липецкий музыкант часто называет «калика перехожий». Так в старину звали странников, поющих духовные стихи и былины. Николай Селиванов не только исполняет известные былины, но и создает собственные сказания. Так, в канун Нового года, который, к слову, по древнему календарю славян является 7530 годом и ведет отсчет с 1 сентября, музыкант представил «Сказание о хане Пахане и тартарах». А еще Николай работает над поэмой Игоря Кобзева «Падение Перуна», которая была написана в 70-х годах прошлого века. Кроме того, вместе с липецкими музыкантами участвует в проекте SEMARGL’OFF SON.

Селиванову удается положить на струны старинного русского инструмента и многие современные мотивы.

Например, большинство мелодий Виктора Цоя можно сыграть на девяти струнах. Как ни странно, строй во многих его песнях гусельный. Это, к примеру, «Кукушка», «Группа крови», «Мы ждем перемен»,

— поясняет музыкант

Услышать сказания липецкого гусляра можно в городских библиотеках, на открытиях выставок в музеях, летом он выступает в парках, на фестивалях.

Какие бывают гусли

Крыловидные

Известны как яворчатые. Это русский традиционный инструмент с количеством струн от пяти до 13. На таких гуслях играл Садко. Не сложны для освоения. Игра осуществляется главным образом путем бряцания правой рукой.

Академические, звончатые

Усовершенствованные крыловидные гусли: без крыла и с большим количеством струнок. Были созданы специально для сольного исполнительства на большой сцене, для чего требуется яркий и сочный звук. На гуслях звончатых ведется обучение в музыкальных школах, колледжах, консерваториях. Количество струн — от 15 до 17.

Стационарные

Закрепляются в определенном месте для облегчения игры. Бывают клавирообразные, столообразные или прямоугольные. Стационарные модели делятся на щипковые и клавишные. Находятся на столике или на подставке.

Шлемовидные

Корпус гуслей внешне напоминает шлем. Раньше они были известны под названием «псалтирь», так как часто звучали в храмах. Количество струн варьируется от десяти до 26. Играют на шлемообразном инструменте двумя руками: правая выщипывает основную мелодию, а левая отвечает за аккорды. Данная модель популярна у современных бардов.

Лировидные (лирообразные)

Внешне похожи на лиру. Имеют проем (окно) в верхней части. Туда помещается левая рука, а правая ударяет по струнам в районе держателя. Количество струн — пять. Сейчас лирообразные гусли можно встретить только в музеях и у коллекционеров, применяются они крайне редко, имеют историческую и культурную ценность.

Концертные

Клавишные гусли известны как концертные, обладают охватом звуковых высот от четырех до шести октав. Количество звучащих струн на устройстве с клавишами — от 49 до 66. Устройство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струны, которым и требуется зазвучать.

Поиск

Журнал Родноверие