Музей забытой музыки в городском Дворце культуры наполнен звучанием волынки, трещоток и других народных инструментов, созданных воронежцем Сергеем Плотниковым.
Здесь посетители могут не только посмотреть на экспонаты ручной работы, но и поиграть на них, создать целый ансамбль из пилы и гудка, спеть свою любимую песню под аккомпанемент лиры.
Собиратель и хранитель древнерусского фольклора Сергей Плотников о своих инструментах рассказывает с особой теплотой. Почти все экспонаты выставки созданы его руками, на основе изобразительных, археологических и этнографических источников, а также по личным чертежам и технологиям. Мой собеседник искусно играет на духовых и струнных инструментах, поёт песни. Вот он берет в руки колёсную лиру и создаёт красивую, неповторимую мелодию.
– Когда и как пришла идея о создании музея? – спрашиваю я Сергея Ивановича.
– На новый, 2003-й, год жена подарила мне книжку «Музыкальные инструменты» Василия Бычкова, с неё-то всё и началось. До этой книги никакого отношения к музыке я не имел и даже не думал, что когда-нибудь буду этим заниматься. Первым моим инструментом была волынка, дальше сделал гусли, а затем и всё остальное. Сам музей начал своё существование в 2007 году. Петь и играть учился здесь же. Сделал инструмент – нужно же проверить. Больше всего нравится играть на гуслях и колёсной лире. У них особое звучание. А петь могут все научиться. Один балалаечник мне говорил: «Раз ты меня слышишь, значит, слух есть». На этот счёт ещё наши бабушки высказывались: «Слушай другого и ладь». Нужно просто петь и слушать, как это звучит.
– А как собиралась ваша выставка?
– Практически все инструменты сделаны мной. Но есть те, которые музею подарили люди, неравнодушные к русскому фольклору, например, эту шарманку, – Сергей показывает на большую деревянную коробку с резьбой, – мне подарил мой друг Игорь Божков. Она долгое время звучала в Липецком церковном хоре, но Игорь оставил её мне, сказал, что у меня шарманка будет при деле.
Мне интересно знать, из чего мастер делает свои инструменты.
– Из всего, что нахожу. Любой кусок деревяшки или стебель пустотелой травы! На создание уходит немного времени, духовой инструмент, например, калюку, можно сделать за полчаса, гусли – за вечер. Длительность процесса изготовления зависит от сложности инструмента, иногда уходит день, а иногда и целый месяц.
Сергей Иванович одет в русский народный костюм. На нём – красная рубашка и сапоги.
– Это жена шьёт. Здесь всё появилось благодаря ей. Она придумала музей, заставила делать русские инструменты, пишет песни, которые я исполняю, и вообще является идейным вдохновителем выставки. Но славу получаю я, а она дома сидит, – шутит мой собеседник.
Экспозиция охватывает период начиная с X века и до наших дней. К сожалению, мы имеем мало достоверной информации о точном названии и облике музыкальных инструментов наиболее ранних периодов.
– Музыка не фиксировалась, передавалась от одного исполнителя другому, при этом сильно изменяясь, вбирая в себя представление исполняющего о мелодии, – рассказывает Сергей Плотников.– Только начиная с XVI века ноты стали записывать. Но к этому времени вряд ли дошла музыка, которая передавалась ещё в устной форме. Тенденции её со временем меняются, молодёжь не слушает музыку своих даже недалёких предков, и того, что исполняли в X веке, в XIX уже не помнили. В древние времена даже слова такого не было, как «музыка». Это называлось гудьбой, от музыкального инструмента.
Наш разговор оказался прерван появлением посетителей, которые приехали в Воронеж из Саратова. Сергей Иванович с увлечением рассказывал гостям об историческом прошлом своих экспонатов. Он знает историю каждого: какой инструмент чей «дедушка», почему балалайка такой формы и с двумя струнами. Для него, кажется, нет вопроса, на который он бы не знал ответа.
Сергей Плотников участвует в фестивалях в разных городах России, например, «Живая старина» в Ростове Великом или «Крепость Русь» в Пензе, «Времена и эпохи» в Москве.
Сейчас идет реконструкция здания Дворца культуры, после чего музей должен расшириться. Помещение, где сейчас находится выставка – небольшое, тесное, может принять только небольшое количество экскурсантов. До реконструкции экспонаты располагались на первом этаже, где находились мастерская и выставочный зал.
Музей забытой музыки является неизменным участником фольклорных фестивалей и уже приобрёл популярность не только в Воронеже, но и во многих регионах страны. Сам Сергей в 2018 году был удостоен звания народного мастера. Экспозиция в городском Дворце культуры – прекрасная возможность не только глубже узнать историю древней Руси, но и познакомиться с интересным человеком. Сергей Иванович воодушевляет, заражает тягой к творчеству. В его руках возрождается история в обличии музыкальных инструментов.