Фольклорно-этнографическая студия “Матица” работает во Дворце детского и юношеского творчества им. А. А. Алексеевой г. Череповца с 1998 года. Занятия в студии ведут педагоги высшей категории С. М. Чибисова (музыкальный фольклор, основы народной культуры), Е. А. Баталина (театр фольклора, основы православной культуры), В. Г. Соловьев (традиционный рукопашный бой, народная хореография, гармонь), Л. Е. Розова (музыкальный фольклор, основы народной культуры). Сегодня это большой творческий коллектив, включающий в себя педагогов, детей и их родителей.
Основой деятельности студии является обращение к народным традициям, фольклору, которое осуществляется по следующим принципам:
1. Отношение к традиционной культуре, как к целостному, социально значимому явлению.
2. Осуществление комплексного подхода к фольклору в процессе его освоения детьми.
Целью работы студии является создание особой среды для формирования общих интересов и совместной деятельности взрослых и детей, для формирования высоких духовных качеств личности, воспитания чувства причастности к своему народу, его истории, культуре.
Осуществляя учебно-воспитательный процесс, студия решает следующие задачи:
— формирование у детей устойчивого интереса к традиционной русской культуре;
— развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях традиционной народной культуры (поэтической, музыкальной, хореографической, прикладной и т.д.)
— создание благоприятных условий для формирования творчески активной личности;
— осуществление начальной допрофессиональной подготовки.
В студии занимаются дети от 4 до 18 лет. Весь состав студии делится на несколько возрастных групп, в соответствии с которыми реализуются и учебные программы:
— на I этапе — подготовительном (2 года) — занимаются дети в возрасте от 4 до 6 лет;
— на II этапе — начальном (3 года) — обучаются дети в возрасте от 7 до 9 лет;
— на III этапе — среднем (3 года) — обучаются дети в возрасте от 10 до 13 лет;
— на IV этапе — заключительном (4 года) — обучаются дети в возрасте от 14 до 18 лет.
Программа деятельности учащихся студии делится на два направления — “Горница” (фольклорная студия) и “Артель” (традиционный рукопашный бой).
Программа “Горница” включает в себя общетеоретический курс, фольклорный ансамбль, театр фольклора, изучение инструментальных традиций. Программу “Артель” составляют общий теоретический курс, занятия по традиционному рукопашному бою, мужской плясовой традиции, инструментальной традиции. По программе “Артель” занимаются одни мальчики.
Кратко обозначим содержание учебных курсов и основных направлений деятельности студии.
Теоретический курс “Основы народной культуры” дает детям знания по народному календарю, этнографии, мифологии, музыкально-обрядовому фольклору и т. д.
Курс рассчитан на десять лет обучения. Материал усложняется по мере развития программы. В зависимости от возраста детей меняются методы подачи материала — от игрового в подготовительной группе до исследовательского в старшей. Программа курса “Основы народной культуры” имеет спиральную структуру — каждый последующий год происходит постепенное расширение и существенное углубление знаний, умений, навыков.
В то же время, в рамках конкретного года обучения, материал располагается в соответствии с линейной структурой. Тем самым обеспечивается последовательное прохождение основных тем, постепенное их усложнение.
Курс “Основы православной культуры” включен нами в программу студии не случайно. На протяжении целого тысячелетия, с момента крещения Руси, происходило слияние двух культур. Несомненно, православное исповедание оказало большое влияние на народную культуру. История православия — это часть истории русского государства, наше нравственное и культурное достояние. Сложно приобщить детей к традиционной культуре, не знакомя их с основами православия. Изучая с детьми народные традиции, педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью объяснять им православные традиции. Эту задачу и выполняет курс “Основы православия”.
Фольклорный ансамбль — форма практического освоения традиционной народной культуры.
На занятиях ансамбля дети овладевают традиционной манерой пения, учатся совместному исполнительству, постигают жанры музыкального фольклора, приобретают навыки импровизации. Пение — сложнейший психофизиологический процесс, в котором задействованы не только музыкальный слух, интонация, память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Программа фольклорного ансамбля составлена с учетом последовательного и постепенного развития вышеперечисленных функций, с учетом возрастных особенностей и динамики их изменений, а также с учетом накопления музыкального (слухового и певческого) опыта, формирования базового репертуара и дальнейшего его расширения.
Учебный материал в программе расположен в соответствии с циклами народного календаря. Занятия ансамбля являются формой подготовки к участию в обряде, празднике, а также обеспечивают музыкальную часть в постановках театра фольклора.
Народная хореография — направление в работе фольклорно-этнографической студии, обеспечивающее практическое освоение учащимися хореографической традиции.
С элементами народной хореографии дети начинают знакомиться ещё в подготовительной группе (с 4-6 лет). Но как предмет для специального изучения, хореография появляется в программе студии лишь на III этапе, в средней возрастной группе (10-12 лет).
Изучение народной хореографии в студии не является самоцелью. Хореография дается детям не как искусство, а как часть традиционной культуры русского народа. Хороводы, пляски, кадрили изучаются в соответствии с конкретной традицией. Важным моментом в занятиях является установка на соответствие манеры исполнения этнографическому образцу. Большое внимание уделяется также освоению мужской и женской исполнительской традиции.
Театр фольклора — направление, объединяющее навыки, знания, полученные детьми на остальных занятиях студии — фольклорного ансамбля, хореографии, теоретических курсах, рукопашного боя и т. д. Занятия театра фольклора имеют свои задачи, свою программу обучения. Но результат деятельности театра — постановка, спектакль — объединяет в себе все выше перечисленные направления, превращая отдельные элементы народной культуры в цельное, органичное действо.
Основой деятельности театра фольклора является осмысление, постижение традиционной культуры в комплексе. Дети, “проигрывая” фрагменты обрядов, показывая со сцены спектакли, включающие в себя фольклорные образцы, не только сами получают возможность глубоко почувствовать этот материал, но и заставляют сопереживать зрителей, вызывая тем самым позитивное отношение к традициям своего народа, формируя конкретные знания по русской культуре.
Инструментальная традиция — одно из малоизученных и практически слабо освоенных направлений.
Программа изучения инструментальной традиции в студии основывается на изучении и овладении народными музыкальными инструментами, характерными для Русского Севера: гусли, балалайка, гармонь, пастушеские инструменты (рожок, барабанка). В процессе работы учитывается прикладной характер инструментальной традиции — игра на инструментах всегда сопровождала конкретное действие и никогда не была исполнительством на публику, для зрителя. Особое внимание в процессе обучения уделяется овладению традиционными наигрышами, освоению манеры исполнения и достижению исполнительской свободы. (В данный момент программа “Инструментальная традиция” находится в проекте, теоретической разработке.)
Традиционный рукопашный бой является основой, стержнем программы “Артель”. Несмотря на чисто практический характер курса, на занятиях по традиционному рукопашному бою не только развиваются конкретные физические навыки, но и даются нравственные, мировоззренческие установки. Основная идея занятий — не развитие личности, самодовольной собственными достижениями, а развитие, воспитание личности, способной осознать свою ответственность перед Отечеством, готовой его защитить и прославить.
Кроме этих направлений, для осуществления начальной допрофессиональной подготовки учащихся разрабатываются дополнительные программы обучения: программа музыкального специализированного класса (сольфеджио, фортепиано, музыкальная литература), программа обучения ремеслам. Эти программы носят факультативный характер и выбираются детьми по желанию.
Учащиеся получают в студии навыки научно-исследовательской работы и закрепляют их в фольклорно-этнографических экспедициях. Дети являются членами научного общества учащихся Дома детского и юношеского творчества, принимают участие в экспедиционных отчетах, городских и областных научных конференциях.
Помимо работы с детьми педагоги считают для себя обязательной организацию работы с родителями. Для родителей в течение года проводятся лектории по народной культуре, осуществляются консультации. Взрослые принимают активное участие в общих студийных мероприятиях. При студии создан родительский клуб.
За три года своей деятельности педагоги и учащиеся студии “Матица” за свою активную и плодотворную работу получили множество наград от управления образования г. Череповца и департамента образования администрации области.
С.М. Чибисова (Дворец детского и юношеского творчества им. А.А.Алексеевой, Череповец)
Опубликовано в сборнике: На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда, 2001.