Чем же так не угодили гусли и для кого они представляли опасность?
Как свидетельствуют исторические хроники, в середине XI веке на Руси начались странного рода расправы над… народными музыкальными инструментами, и в особенности над гуслями.
Чем же так не угодили народные музыкальные инструменты, и для кого они представляли опасность?
Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной
С давних времен хаживали по Руси матушке калики перехожие, гуслисты да скоморохи. Были они одаренными певцами, сказителями, слагали былины, пели песни. И за то любимы были средь простого люда.
Немало свидетельств о той любви народной к гусельникам существует в различных письменных источниках.
Так, в повести временных лет (1068г.) существуют упоминания о целых сословиях: гусельниках, скоморохах, гудошниках, игрецах да каликах, которые населяли обширные пространства Крыма, Поволжья, Сибири, Украины и многих других регионов.
Народные артели (ватаги)
Объединялись они в народные артели и дружины, своего рода братства, ходили ватагами по городам и весям. В одном из постановлений церковного собора указывалось на многочисленные братства (ватаги), которые «достигали до 100 человек».
Сказывали они былины мудрые, старины да песни пели о долюшке народной, при том имели репутацию острословов и сатириков, обличавших в песнях тех, кто жил неправедно, а заодно и самих церковнослужителей.
И было то весьма любо не только в народе, но и у князей, которые приглашали гусельников к себе на пиры (по типу современных корпоративов).
Времена династии Романовых
Однако, после восшествия на трон династии Романовых, на любимцев народа начались жестокие притеснения со стороны церкви и самого царя Алексея Михайловича Романова (тишайшего).
Так по его указу все гусли, дудки и другие народные инструменты подлежали изъятию у населения, после чего, все инструменты прилюдно сжигались на площадях городов и сел.
Так, известный этнограф О. Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» приводит свидетельство одного заморского путешественника Олеария, который самолично видел, как «с каждого дома под пристальным присмотром местного священнослужителя силой изымали у жителей народные музыкальные инструменты, гусли, дудки и грузили их на подводы»
Олеарий рассказывает, что священники собрали «целых пять телег, переполненных музыкальными инструментами», после чего «сожгли на главной площади как оружие дьявола».
Умолкли гусли звонкострунные на Руси, закатилось солнышко ясное. Не слышно более стало песен красных, не видно более скоморохов-гусельников, гудошников да игрецов народных…
Бесовська музыка
- Не только музыка, но даже народные сказки попали в немилость. Так, в XII веке один из проповедников К. Туровский «грозил посмертными муками всем, кто «ворожит, гудит в гусли да сказывает сказки».
- Некий игумен Панфил сильно «ругал псковичей, что, дескать те, во время купальской ночи играли в бубны да гудели в гусли…», даже на исповеди спрашивали: «Не пел ли еси песней бесовських, не играл ли в гусли?».
Вот так, музыкальное инструментальное творчество стало именоваться «бесовським» действом, а народная музыкальная культура считаться нарушением христианских норм поведения. Ведь одевались гусельники в короткополые кафтаны, а ношение подобной одежды с короткими полами церковь также считала грехом.
Не удивительно, что даже в живописи народные инструменты и, особенно гусли, можно было увидеть разве что на картине Страшного Суда.
Сословие народных музыкантов
Почему же столь популярное народное творчество стало столь неугодным и опасным действом?
Гонимые скоморохи представляли собой сословие народных музыкантов, сказителей, несущих в себе архетип самобытной народной культуры того времени, выражающих в своих песнях не только чаяния народные, но и глубокие традиции, мировоззрение и сам уклад жизни.
Может быть, всё это просто-напросто не вписывалось в рамки политической и религиозной системы того времени? А может быть виной были сами гусли, которые будили людей ото сна?
Так, за несколько веков на Руси матушке было полностью уничтожено целое сословие скоморохов и гуслистов, а вместе с этим и вся народная музыкальная культура.
Пока в Европе нещадно жгли на кострах еретиков, на Руси сжигали возами гусли…
Гусельники да скоморохи на Руси
Они — на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен — не меч, а сурна — не копье,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы дает,
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.
P.S. А что вы думаете о причинах гонений на гуслистов и уничтожения народных музыкальных инструментов на Руси?