Ахат Хафизов, капитан команды «Кочующие», об истоках древнего музыкального инструмента.
В наш век интернета, всеобщей компьютеризации, айфонов и прочей электроники человеку очень не хватает самобытной (аутентичной) культуры, настоящей народной музыки, живой человеческой песни и игры на народном инструменте. Таким чудом в наше время являются гусли (кюсле). Оказывается, у татар есть такой народный инструмент. Подробнее в колонке «Снега».
Центры в Арском и Балтасинском районах
Если быть точным, традиция играть на гуслях сохранилась до нашего времени только у крященных татар (кряшен). Именно в кряшенских деревнях Арского (Сердебаш) и Балтасинского (Субаш) районов РТ сохранились традиции игры на гуслях. Да и то, носителями этой древней музыкальной культуры является очень узкий круг людей – около 20 человек.
Сами татарские гусли — это струнный музыкальный народный инструмент. Они имеют широкое ладовое разнообразие и обычно настраиваются в пентатоники, что отражает ладовую структуру татарской народной музыки. По своему типу – это щипковый инструмент, состоящий из деревянного резонаторного ящика (короба), к которому с помощью колок прикреплялись струны в специальной последовательности. Часто в резонаторном ящике было проделано музыкальное окно (игровое отверстие) для хорошей передачи звука. Чаще всего в стародавние времена струны делались из жил животных, кишок или из сыромятной кожи. Реже струны вились из растительного сырья (волокна, например, из льняного волоса) или из волоса животных. Редко кто мог себе позволить в те времена металлические струны, но они все же встречались, причем из золотой или серебряной проволоки, и издавали звонкий и сочный звук.
«Звучат татарские гусли»
Популярность гуслей в последнее время выросла, на волне этого в республике выпустили серию дисков «Звучат татарские гусли». Сюда вошли музыкальные записи, собранные научным сотрудником Республиканского центра развития традиционной культуры Эльмирой Каюмовой в Арском и Балтасинском районах Татарстана в 2013-2014 годах.
Фото: Салават Камалетдинов
На записанных дисках можно послушать уникальные записи гуслей и народные песни (к сожалению, многих исполнителей сегодня уже нет в живых). Также на дисках рассказано об истории народных инструментов, о разных способах настройки гуслей, о традициях в разных населенных пунктах, как они менялись со временем.
Одно из самых интересных сел в Татарстане, где сохранилось живое творческое искусство игры на гуслях – это деревня Верхний Субаш в Балтасинском районе. До сих пор в этой деревни существуют и передаются из поколения в поколение методы и традиции игры на татарских гуслях. Это настоящее чудо для нашего 21-го века, словно человек на машине времени погружается в другие эпохи и слушает музыку прошлых веков.
Также древняя традиция сохранилась в селе Сердебаш Арского района РТ, в советское время там был даже коллектив из тридцати гусляров, который иногда гастролировал по республике.
Еще в 60-х годах гусли сохранялись в кряшенских селениях Мамадышского района РТ, но в настоящее время полностью исчезли.
Финно-угорские истоки
Откуда же появились гусли и такое музыкальное направление у татарских кряшен?
Есть мнения, что гусли появились у тюркоязычных племен в самые стародавние времена от русского народа. Действительно, традиция играть на этих инструментах была зафиксирована более всего у «православных» татар – кряшен (реже у ногайбаков).
Примечательно, что игра на гуслях чаще всего встречается в северных «лесных» районах Татарстана. Во-первых, для изготовления гуслей нужна специальная древесина. Во-вторых, это территория недавнего проживания финно-угорских народов: удмуртов и марийцев.
Аналогично у древних славян – гусли были распространены именно в северных областях: Великий Новгород, Псков, Вологда – именно в тех регионах, где обитали финно-угорские племена (чудь, карела, ижора, вепсы, меря и другие). При этом история возникновения и развития этого музыкального инструмента у финно-угров крайне туманна и до конца не изучена. Многие финские племена уже давно исчезли или ассимилировались со славянскими и тюркскими народами, и не оставили после себя каких-либо письменных свидетельств о своей материальной или духовной культуре. Однако гусли или прародитель этого музыкального инструмента вполне мог появиться вначале именно у северных финских племен, а потом эта традиция была принята уже славянскими племенами и русским народом.
Охотничий лук
Считается, что прообразом гуслей являлся лук (охотничий или боевой), а тетива, которая была натянута на согнутом дереве (луковище или рукояти) являлась прообразом первой струны, которая пела при каждом выстреле из лука.
Само название «гусли» — все же славянское, и происходит от таких старинных слов: гусла (струна), гудеть, гудок. Производное название у татар и мари «кюсле» явно возникло от видоизмененного слова «гусли». Заметим, что очень популярна игра на гуслях в Горномарийском районе Марий Эл – тут есть несколько музыкальных гусельных коллективов, которые пользуются большим успехом в республике и за её пределами.
Также татарские историки утверждают, что в древности у татарского народа были аналогичные гуслям щипковые музыкальные инструменты с названием канун и ятаган, но до нашего времени они не сохранились.
Магия еловой древесины
Также интерес представляет материал, из которого изготавливают гусли. Такая традиция есть не только у татар-кряшен, но и у марийцев. Гусли обычно делались из еловых пород (и очень редко из липы или разновидности клена — явора). При этом наиболее значимой частью музыкального инструмента считалась именно верхняя дека резонаторного ящика (короба). Эту часть резонатора старались изготавливать из того елового дерева, куда однажды попала молния. Древние мари и кряшены (а может быть, и удмурты) полагали, что тогда еловая древесина приобретает особенные магические свойства, это очень сильно влияет на звучность гуслей и на способность этого инструмента влиять на слушателей.
Мало кто знает, что в древности священные обряды и моления в марийских кюсото проводились в сопровождении некоторых музыкальных инструментов, это были как щипковые, так и духовые инструменты, также могли использоваться ударные инструменты. Финно-угры мистически считали, что звук некоторых инструментов (и гуслей) мог отгонять злых духов и привлекать добрых и нужных богов и духов.
Божественный инструмент
Иногда в марийских легендах можно услышать, что гусли – настоящий божественный инструмент, на котором играли древние герои или известные князья (кугыза). При этом современные исследования физиков показали, что, действительно, если в ель ударила молния, то у неё из-за кратковременного прохождения электрического тока высокого напряжения – меняются физические и химические свойства. Это влияет на акустические свойства еловой древесины, вероятно, что это природное явление уплотняет и высушивает дерево, или способствует более качественному процессу сушки и обработки древесины.
Остальные части резонаторного ящика обычно делали из лиственных пород – дуба, клена или березы. В древности количество струн на гуслях было не ограничено – от 6 до 10, более позднее количество струн обычно было 12, в настоящее время их изготавливают из металла.
Настоящей технологии производства народного инструмента до наших дней не сохранилось, современные мастера работают по современным технологиям, по тем лекалам – как сейчас работает фабричное производство инструментов. Глубокие тайны выбора и подготовки древесины к процессу производства нынче уже забыты.
Фольклорный коллектив кряшен и татар в селе Сардебаш
«Кой» и «бэет»
Постепенно сакральный смысл гуслей ушел в прошлое, далее их стали использовать на сельских праздниках и торжествах, на свадьбах, именинах и других собраниях. Гусли использовались для музыкального сопровождения песен и плясок (в те времена еще не было популярной гармони). Еще до революции в народе популярны были лирические песни в стиле «авыл көе» – «деревенский напев»: «Арча» («Арск»), «Сәрдәбаш көе» («Напев деревни Сердебаш»)... В них поется о том, что молодость быстро проходит («как цветы увядает»), как хорошо жить вместе со своими родственниками, друзьями. Раньше под гусли исполнялись эпические произведения (легенды) — баиты. Например, известен баит о взятии Казани царем Иваном Грозным.
Еще лет 150-200 назад гуслярами были только мужчины, но вскоре пришедшая гармонь стала вытеснять гусли из народного обихода. И уже в начале 20-го века на гуслях стали играть в основном женщины, умение игры и пения под гусли стало передаваться от бабушек к дочерям и внучкам. Считалось, что игра на гуслях помогает девушке удачно выйти замуж.
Возрождение
В настоящее время «народных» гусляров буквально не более десяти человек, но есть планы преподавания игры на гуслях в музыкальных школах, участие гусляров в фольклорных фестивалях.
Например, государственный ансамбль кряшен «Бермянчек» ввел в репертуар номера с гуслями. В музыкальной школе города Арска в учебную программу уже включены курсы изучения игры на гуслях.
Чтобы продлить жизнь народной музыкальной традиции и спасти ее от полного исчезновения, необходима целенаправленная совместная работа при многообразной государственной поддержке (хотя бы на уровне республики Татарстан для отдельных районов). Обучение игре на гуслях, как и на других традиционных инструментах, должно осуществляться на всех этапах образовательного процесса в музыкальных школах и консерваториях. Необходимо также наладить качественное производство доступных инструментов для музыкантов.
Использованы материалы из статьи и фото Эльмиры Каюмовой.
«Музыкальное искусство татарского народа. Народные инструменты».
Татарская энциклопедия.