Запись Грановской Н.П. Расшифровка Тихомировой Е.В.
Колядование – святочный обход дворов.
«Колядование состоит в том , что колядовщики обходят все избы своей деревни, величая песнями каждого хозяина и его семью, желая им богатства в виде хорошего урожая, и требуют за это вознаграждение. Когда-то колядование было для земледельца важным магическим актом: к нему относились серьёзно. Суть его заключалась в заклинании урожая, и за столь жизненно необходимое дело колядовщики не просили, а требовали награды.»*
Название своё обряд колядования (а также песенки -колядки, печенье –колядки) предположительно берёт от языческого славянского Бога Коляды – нарождающегося зимнего Солнца, почитание которого приходилось на период зимнего солнцестояния – 22-24 декабря.
Подобный обряд существовал в Нижегородской области.
Обряд назывался по-разному, причём слово «колядовать» употребляется носителями традиции редко. Чаще говорят: «ходили по домам», «ходили под Новый год», «пели колядку», «усенькать ходили» и другие. В связи с колядованием возникает много вопросов, ответы на которые создают наиболее объёмное и подробное представление об обряде. Сроки колядования? Какие песни пели? Что подавали колядовщикам? Ходили ли ряженые? Сведения о праздновании Святок почерпнуты из материалов полевых экспедиций Нижегородского Дома фольклора за 1978- 2005 годы.
Время справления обряда колядования называется информаторами довольно стабильно – в период Нового года.
Причём под «Новым годом» бабушками подразумевается старый Новый год – 14 января («Калёда, калёда» – это в новый год, в старый новый год» – сообщили из с. Федулово Ковернинского района):
1. «Перед Новым годом» ( с Рождества до Васильева вечера – с 7 по 13 января).
2. «Под Новый год» (13 января – Васильев вечер).
3. «На Новый год» («в Новый год») – (14 января).
В каждом селе колядовать принято было ходить в свой определённый день. Например, в селе Арапово Богородского района ходят по домам 7 января.
О сроке колядования – под Рождество – сообщает колядка из Семёновского района «Каляга, каляга – накануне Рождества…».
Имеются сведения также о том, что колядовать могли ходить во все дни святок, вплоть до Крещенского сочельника – 18 января.
В какое время суток ходили по домам?
Информацию об этом мы черпаем из рассказов о ряжении (т.к. ряженые и колядовали): «днём в Новый год рядились» (Навашинский район)
Колядование днём оправдано ещё и святочной вечоркой, следующей после колядования, цель которой – совместное поедание наколядованного*.
В наше время колядовать ходят больше вечером, т.к. днём и колядовщики и «хозяева домов» – на работе. А вечорку «гуляют» на следующий день.
На Нижегородчине встречаются два основных вида специальных святочных песен – колядки и таусени.
Колядки (калёды, коляды, кулаги, каракульки берёзовы и другие местные варианты названий) пели в Нижегородской (Горьковской – с 1937 по 1990 годы) области повсеместно. По материалам опрошенных информантов, датируемых последней четвертью 20 века из архива Дома фольклора, можно сделать вывод о том, что особенно распространены они были в центральной и южной части области, нередко параллельно с таусенями (см. карту). С музыкальной точки зрения колядки представляют собой небольшие по объёму песенки, часто в характере скандирования на одном-двух звуках или без фиксированной высоты.
Характер исполнения подобной колядки хорошо описывает информатор из села Соловьёво Княгининского района: на вопрос «А какая мелодия у этой колядки ( «Скочил козёл на барский двор»)?», она отвечает: «Прямая! Ну как говоришь!»
Скочил козёл на барский двор
– Пошто скочил?
– Брусок просить!
– На што брусок просил?
– Косу точить!
– На што косу точить?
– Сено косить!
– На што сено косить?
– Лошадь кормить!
– На што лошадь кормить?
– Дрова возить!
– На што дрова возить?
– Печь топить!
– На что печь топить?
– Карелки пекчи!
-дятей кормить.
Другое описание выкликающей манеры исполнения колядок заложено в характерном диалоге колядующих и хозяев избы: «Чайны ворота, посконна борода! Кричать ли коляда?» Хозяева отвечают: «Кричите!» «На кого?» «На Валю!»
И далее звучит колядка ( деревня Бочиха Сосновского района):
Расшифровка Грановской Н.П.
Ещё одно характерное описание исполнения колядок, в котором понятия «кричать» и «петь» звучат как синонимы, записано в с. Черновское Б.-Болдинского р-на: «Кучей соберёмся и около окна кричим! И вот и поём, и нам подают!»
Другой вид поздравительных святочных песен – таусени (таусень, таусень-маусень, усень и др.). Существуют разные версии происхождения слова «таусень». По одной из них, Таусень (Усень) – славянский бог молодого, нарождающегося Солнца. По другой, «таусень» – производное от мордовского «Таусяй» – древний бог, покровитель свиней, чествуемый эрзянами на Новый год. О соприкосновении русской и мордовской культур говорит и территориальное «расселение» таусеней на Нижегородчине, зафиксированное повсеместно по центральным и южным районам, включая граничащие с Владимирской, Рязанской областями и Республикой Мордовия (см. карту). Указанная часть Нижегородской области являлась исконно мордовскими землями ( поселения мордвы и сейчас имеются в Лукояновском, Больше-Болдинском и некоторых других районах). И таусени – величальные новогодние песни –вероятнее всего «жили» здесь до прихода русских (в архиве Дома фольклора есть таусени на мордовском языке). По прошествии веков таусени «обрусели» и бытуют в народе по сей день.
Таусени, как правило, более мелодичны, чем метрично скандируемые колядки. Характер таусеней – величальный: подробно описывались и умышленно приукрашивались достоинства объекта величания. Таусени пелись обычно кому-то персонально – девушке, парню, молодожёнам, парню, которого забирают в солдаты и т.д. Явно прослеживается связь таусеней с величальными свадебными песнями. Некоторые таусени поются именно в целях ускорить приближение свадьбы – «припеть невесту» в доме будущего жениха (Вознесенский, Больше-Болдинский районы).
Таусенька
Вознесенский район, село Суморьево
Записано от Шониной Марии Алексеевны, 1926 г.р.
Запись: Харлов А.В. 1993 года.
Расшифровка: Тихомирова Е.В.
Как у нашива двара
Разливалыся вода.
Как на этый ны ваде
Расстилалася трава.
Как на этый ны траве
стаит дров кастёр.
Все нирублиныя,
Нипаленишныя.
Нам зачем эти драва ?
Нам пива варить,
Нам сына жинить,
сынка Ванюшку.
Уж нам взять-та ни взять
Красну девицу,
Душу Машен(и)ку.
Он как вьюн, ишь,.над вадой
Увива(и)лыси,
А как Ванька с мыладой
Цылава(ые)лыси.
Как на речки дьве дащечки,
Па им нихто ни прайдёт.
Адин Ванька пиришёл,
Он и Машку пиривёл.
– Когда пелось?
– Пелось перед Новым годом. Это таусенька, это как колядуют. Вот подходют ко двору девки. И кричат: «Спеть что ли вам? Припеть невесту?» «Припойтя!» Уж там все знают и готовютца. И начинают под окном девки петь. Спели эту, заходют дьве. Там им либо пирог подают, ай какие блины, или што ещё там. Ты песни не поёшь, хотя нарядишь!
В Нижегородской области встречаются и другие формы колядования.
Так, например, на юге области в селе Лапша Первомайского района зарегистрирован единственный случай пения виноградья («Как не ягодка красна») – вида святочных величальных песен, характерных для русского Севера (Архангельской, Вологодской и других областей). (Записано от Галкиной Е.В. (1920 г.р.), Галкиной Т.Г. (1922 г.р.), Михайловой А.А. (1926 г.р.) в с. Лапша Первомайского района)
Отмечены случаи, когда, по словам информаторов, традиции колядования в селе не было: «Не ходили по домам, нет. И песен не пели. Это сейчас молодые колядуют.» (с. Безводное Кстовского района, п. Княгинино, Кулебакский район)
Однако святки всё равно отмечались.
Когда не пелось специальных святочных песен, исполнялись «всякие песни, больше плясовые, частушки пели, чей…, ходили с гармонью» (Бутурлинский район и другие)
Говорили, что «ходили, поздравляли с праздником, со святками» или «говорили какие-то всё присказенья» (приговорки)
Летом 2005 года в экспедиции в село Ильинское Красно-Баковского района записан не зафиксированный ранее вариант святочного поздравительного обряда, называемый информаторами «посулёнова просить». Выпрашивание «посулёнова» (т.е. угощения у хозяев домов) своими корнями уходит, по видимому, к древнему обряду требования обещанной жертвы в праздник Нового года, при этом выпрашивающие мыслились посланниками божества, его «представителями».
В этом же селе на святки «наряжались ряженым и пели баракушешные (безобразные, хулиганские) песни»
Таким образом, по нашим сведениям, на Нижегородской земле представлены практически все виды святочных поздравительных песен, встречающихся в России, исключая южнорусские щедровки. Эта ситуация совмещения на территории одной области колядок, таусеней, виноградий и других непесенных видов зимних обрядовых поздравлений является уникальной, не соответствующей общепринятому мнению о региональной «закреплённости» каждого вида (таусени – Юг России, виноградья – Север ).*
* Цит. по книге И.И.Земцовского «Поэзия крестьянских праздников» Лен., 1970, с. 11.
* «(колядовщики) с собой всё это заберут (угощение), вечером гуляют!» – сведения о дневном времени колядования, а также о сразу следующей за этим вечорке почепнуты из с. Чересь Больше-Болдинского р-на.
* «Если названия «коляда» могло смешиваться со всеми другими, то «овсень» и «виноградья» на одной территории обычно не встречаются» – Земцовский («Поэзия крестьянских праздников» Лен. 1970, с.11)
(0.4 печатных листов в этом тексте)