Каждый из нас — сам себе музыкальный инструмент. Когда мы поем, мы «играем на себе». А любой инструмент, как известно, нуждается в настройке. Поэтому, прежде, чем начать петь, мы распеваемся.

1. Прежде всего, запомним: петь народную песню нужно в кругу. Это долго объяснять, просто поверим на слово: встанем в круг, почувствуем его энергетику. Обратим внимание, что справа от нас — замечательный сосед, и слева — не менее замечательный сосед. Установим мысленный контакт с тем, кто стоит напротив.

2. Следим за дыханием. Не зажимаемся, дышим животом. Звук должен идти не из горла, не из груди, а из живота. Не зря раньше говорили: «Потрохом пой!» Если звук идет из живота, и пресс в этот момент напрягается, песня получается звонкой, глубокой, звучит не только горло, но и все тело. И связки не надрываются, и не устаем, и поем естественно.

3. Погудим, порычим, помычим. Попробуем сымитировать звук, словно «полощем горло». Должно получиться эдакое сдержанное горловое рычание. Сначала издаем его как бы «шепотом», потом добавляем голос и постепенно выходим на открытый звук.

4. Покричим? Не надрывая связки, а так, как это умели раньше в деревнях. Кажется, баба едва повысила голос, окликнула соседку: «Э-э-а-а!», — а та аж с другого конца деревни ее услышала. Вот и мы попробуем крикнуть всем телом, обращаясь к кому-то там, за стеной помещения, в котором занимаемся. Пусть услышит этот «кто-то» на другом конце улицы! Нет, мы не станем истошно визжать, а просто смело, без зажимов, свободно и открыто обратимся к невидимому собеседнику: «Э-э-а-а!» Сначала хором, потом по одному.

5. На очереди — «индивидуальная настройка». Каждый ищет свой звук. Мы, как правило, слышим себя опосредовано: поем, и пение наше, отражаясь от стен, от потолка, от пола, попадает к нам в уши. Попробуем ограничить наши «приемники». Приложим ладони «раковинками» к ушам так, чтобы «локаторы»-руки были направлены за спину. Теперь позвучим: «А-а-а! О-о-о! Э-э-э!» Необычный звук слышится, верно? Поищем, как нам комфортнее поется? Какая тональность подходит больше? Какой звук получается богаче? Поменяем расположение ладоней — направим их вверх. Опять слышится новый звук, правда? Снова настраиваем себя, ищем верное звучание. А теперь вообще заткнем уши! Плотно-плотно, указательными пальцами. Пусть звук идет к нам «изнутри», через кость, через тело. Можем даже закрыть глаза: представим, что мы во сне. Никого нет вокруг — только мы, и наш голос. Поем: «А-а-а! О-о-о! Э-э-э!» Меняем высоту, меняем интенсивность звучания. Ищем свой звук и стараемся его запомнить, зафиксировать, чтобы потом он стал нашим верным помощником в пении.

Это упражнение хорошо выполнять на воздухе, уединившись где-нибудь на опушке леса, чтобы никто не мешал.

Возможно, у музыковедов, у людей с музыкальным образованием это пространное описание вызовет снисходительную усмешку. Но мы предупреждали: мы в музыке чайники, поем для себя, настраиваемся, как можем. Единственное, за что ручаемся: петь после такой распевки будут гораздо легче.

Поиск

Журнал Родноверие