В этом разделе мы представляем литературу на славянскую тематику, которая относится к мифологии и верованиям славян, как с точки зрения познания древнего образа дохристианских верований на польских землях, так и современного функционирования родного государства в Польше. Здесь вы найдете интересные научные публикации, а также художественную литературу, детский контент или журналы.

Сказки малышки Тины. Славянские мифы для детей — Мартина Мандера-Ржепчиньская

"Меня зовут Тина, и я приехала из далекой страны. Я — баба, что означает мудрая женщина, колдунья или ведьма. Когда-то давно "бабой" называли женщин, которые умели лечить и прорицать, помогали людям словом и делом. Я живу в маленькой избушке у леса. Вы должны знать, что за свою жизнь я многое видела и слышала. Я видел, как боги создавали мир. Как был создан ветер. Откуда берется дождь, почему меняются времена года и куда уходят люди, о которых ошибочно говорят, что они умирают. Обо всем этом я хочу рассказать вам в этой книге"

Славянские мифы для детей

Описание

Мартина Мандера-Ржепчинская "Сказки малышки Тины. Славянские мифы для детей"

Мартина Мандера-Ржепчинская — страстный историк, особенно средневековой истории, которая превратила свои интересы в образование. Она интересуется траволечением и с удовольствием создает мази и снадобья. Славянская мифология и молодое поколение также были ее страстью. Из этого сочетания родилась книга "Сказки малышки Тины", которая стала ее литературным дебютом.

Место издания: Варшава

Дата выхода: 2021

Язык: польский

Количество страниц: 96

Формат: 170 x 235 мм

Переплет: твердый переплет

ISBN: 978-83-8244-046-1

Издатель: Издательство "Граф-ника

Соломенные истории (твердый переплет) — Рафал Мерский

"Сказки из-под соломенной крыши" — это сборник легенд из разных уголков славянского региона. Подбор этих историй особенный, так как в каждой из них есть зерно, элемент, связанный с верованиями славян. В то же время к этим историям были добавлены отдельные тексты, так называемые комментарии. Они объясняют мифологическую колоду, содержащуюся в каждой истории. Это позволяет нам познакомиться с содержанием рассказов и одновременно узнать удивительную информацию о мире верований наших далеких Предков.

Издание в твердой обложке содержит больше текстов.

Описание

Рафал Мерский "Сказки из-под соломенной крыши".

Второе издание, твердый переплет

Новое, значительно расширенное издание книги Рафала Мерского. В ней представлены 33 народные сказки с богатым мифологическим слоем, а также комментарии, в которых обсуждаются содержащиеся в них элементы славянской мифологии и ритуалы. Прекрасные иллюстрации Юдиты Видлинской придают книге особое очарование. Кроме того, в книге будет обсуждение эпической литературы, содержащейся в былинах, и обширные отрывки из этих прекрасных произведений, а также обширные отрывки из поэм эпохи романтизма, вдохновленных славянской мифологией, с обсуждением и вдохновением авторов этого периода, в том числе Зоряна Долга Ходаковского. Прозвучат произведения Зморского, Бервинского, Змиховской и Магнушевского. Сами жемчужины. Вся книга, после вступления, рассказывающего о содержании, разделена на три части, охватывающие именно три типа творчества, почерпнутые непосредственно из славянских верований или вдохновленные богатым мифологическим наследием наших Предков.

Оглавление

Введение — с. 9

Народные сказки — с. 13

Многолетние растения — с. 17

Поэмы эпохи романтизма — с. 19

Часть I

Народные сказки — стр. 27

Дух ветра — стр. 29

Борьба с проклятыми — стр. 33

О чванливом Водолее — стр. 37

Янтосек — плавильный котел — стр. 39

Встреча ранним утром с плавильным котлом — стр. 41

Странное происшествие на лугах у реки Видавки — стр. 45

Дьявольский жребий — стр. 49

Богиня — с. 53

Спасенный подсвечник — с. 57

Слезы обременяют мертвых — с. 59

Благодарность медведя — стр. 67

Путешествие по темному лесу — с. 71

Старые змеиные истории — с. 77

Дух Пасечника — стр. 83

Цветок папоротника — стр. 97

В Купальскую ночь — стр. 99

Сестры, превратившиеся в лебедей — стр. 105

Как змея спасла крестьянина — стр. 113

Одинокая сосна — с. 117

По воле Велеса — с. 121

Единство в бедности — с. 125

На службе у ведьмы — с. 127

Королева Балтики — с. 129

Витольф — с. 133

Крумине — с. 135

Казначей — с. 137

Подарок огню — с. 139

Ветер — с. 143

Град — с. 145

Доброхоты — стр. 147

Месть ведьмы — стр. 149

Похищенная девушка — с. 151

Фермер-оборотень — стр. 153

Пещеры Черной горы — стр. 157

Заключение — с. 171

Часть II

Многолетники — с. 173

Светогор — с. 175

Добрыня и дракон — стр. 185

Садко — с. 205

Волхов Всеславич — стр. 211

Вольга и Микула Силянинович — с. 225

Часть III

Стихотворения эпохи романтизма — стр. 229

Богунка на Гопле — стр. 237

Песня Бояна — стр. 237

Майна и Косцей — стр. 259

Башня семи вождей — стр. 267

Словарь диалектов — стр. 281

Библиография — с. 283

Другие публикации автора — с. 290

Место издания: Вроцлав

Год издания: 2020

Язык: польский

Формат: A5

Количество страниц: 294

Переплет: твердый переплет

ISBN: 978-83-64886-02-7

Издатель: Рафал Мерский

Истоки христианства в мазовецко-рутенском пограничье — Анджей Буко (ред.)

"Зарождение христианства на мазовецко-рутенском пограничье в свете результатов исследования отдельных кладбищ"

"(...) в районах бассейнов среднего Буга и верхнего Нарева дохристианские религиозные практики продолжались дольше, чем в других местах. (...) В результате здесь сформировался уникальный этнический и культурный конгломерат, в котором смешались влияния как христианских религий, так и языческих практик с более древними корнями"

Описание

Анджей Буко (ред.) "Początki chrześcijaństwa na pograniczu mazowiecko-ruskim w świetle wyników badań wybranych cmentarzysk" (Начало христианства на Мазовецко-Русском пограничье в свете результатов исследования отдельных кладбищ)

мягкая обложка

Пограничье Мазовии и Руси раннесредневекового периода представляет собой исключительное поле исследований для археологов и историков-медиевистов. Эти территории начинают входить в орбиту христианского влияния сравнительно поздно, чему способствовало их периферийное расположение по отношению к культурным центрам Польши и Руси. Отсутствие местных административных и религиозных центров и близость языческой Литвы привели к тому, что дохристианские религиозные практики сохранялись в районах бассейнов среднего Буга и верхнего Нарева дольше, чем в других местах. С распространением христианства эти территории оказались в зоне соперничества политических (Польша-Русь) и идеологических (Римская и Восточная церкви) образований. В результате здесь сформировался уникальный этнический и культурный конгломерат, в котором смешались влияния как христианских религий, так и языческих практик с более древними корнями. Все это придает похоронным ритуалам здесь неповторимый колорит, неизвестный в других областях польских земель. Это мнение иллюстрируют представленные на страницах данного издания старые и новые открытия, которые могли произойти только здесь и в таком виде.

Оглавление

Введение (Анджей Буко)

1.1 Цели и объем исследования

1.2 Методы исследования

1.3 Замечания по оформлению работы

1 Введение (Резюме)

Отдельные аспекты экологических и культурных детерминант развития поселений в мазовецко-рутенском пограничье (Доминик Чудзик) 2.1.

2.1 Экологические детерминанты

2.2 Отдельные культурные детерминанты

2.3 Резюме

Экологические и культурные условия развития поселений в мазовецко-рутенском пограничье: некоторые аспекты исследования (Резюме)

3. Восточная граница Мазовии в Средние века в свете исторических данных (X-XV вв.) (Казимеж Пацуски)

3.1 Введение. Граница в X — первой половине XI в.

3.2 Восточная мазовецкая граница к северу от реки Нарев. Вводные замечания

3.3 Восточная граница Висленского кастеляна в 1-й половине XIV века.

3.4. Граница Восточной Мазовии между реками Нарев и Буг

3.5 Граница Мазовии к югу от реки Буг

3.6 Южная граница Дрогицкой земли

3.7 Восточная граница Дрогицкой земли с Брестской землей к северу от реки Буг

3.8 Восточная граница Бяльской земли

3.9 Сводка

Восточная граница Мазовии в средние века в свете письменных источников (X-XV вв.) (Резюме)

Неинвазивные исследования отдельных микрорегионов расселения (Дариуш Краснодембский, Катажина Скшиньска, Ханна Ольчак)

4.1 Методологические и содержательные предпосылки поверхностных исследований

4.2 Зайончки

4.3 Збуч

4.4 Красна Весь и Молочки

4.5. Клюковичи и Бобрувка

4.6. Дзенчолы

4.7. Гушлев

4.8. Чеканув

4.9. Поднесенье

4.10. Резюме

4 Неинвазивные исследования отдельных поселений микрорегиона (Резюме)

5. элементы раннесредневековых погребальных и культовых ритуалов в бассейне верхнего нарева в IX-XIII веках: новые исследования и анализ ранее полученных источников

5.1 Продолжение поселения или повторное использование более древних некрополей? Два курганных могильника в Урочиско Щекотово в Беловежском первобытном лесу и курганные и каменные могильники в Збуче (Дариуш Краснодембский, Ханна Ольчак)

5.2. восточнославянское скелетное курганное кладбище в Урочиско Елонке в Бяловежском первобытном лесу
(Ханна Ольчак, Дариуш Краснодембский)

5.3 Особенности погребальных ритуалов на примере кладбища с каменными могилами и курганами в Щиты-Дзенчолово (Ханна Ольчак, Дариуш Краснодембский)

5.4 Данилово Мале и Сураж: два плоских могильника в верховьях реки Нарев — новый взгляд на результаты исследований (Ханна Ольчак, Дариуш Краснодембский, Крыстына Беньковска)

5.5 Проблемы датировки курганных некрополей в Подляшье: на примере кладбища в Козликах на реке Нарев (Дариуш Краснодембский, Ханна Ольчак)

5.6 Збуч и Молочки: раннесредневековые культовые места на побережье Нарева и Буга (Дариуш Краснодембский, Ханна Ольчак)

5. Элементы раннесредневековых погребений и культовых ритуалов в верховьях реки Нарев с IX по XIII век: анализ новых и существующих свидетельств (Резюме)

6 Долговечность погребальных практик. Пример объекта № 8 из курганного могильника в Чеканове (Катажина Скшиньска)

6.1 Введение

6.2 Результаты геофизической разведки и топографических измерений (Веслав Малковский)

6.3 Обследование кургана № 8

6.4 Резюме

Долговечность погребальных практик. На примере объекта № 8 из курганного могильника в Чеканове (Резюме)

7. Биритуализм на кладбище "Турецкие Могилы" в Чеканове — индивидуальный феномен или свидетельство сохранившейся традиции? (Моника Радзиковска)

7.1 Введение

7.2 История исследования

7.3 Попытка анализа кладбища на примере расположения отдельных могил

7.4 Корпускулярные могилы

7.5 Инвентаризация могил

7.6 Резюме

7. Биритуальные могилы на плоском кладбище с каменными конструкциями в Чеканове — исключительное явление или пережиток более древней традиции? (Резюме)

8. курганное кладбище в Валиме — новый исследовательский потенциал погребальной археологии (Катажина Скржиньска)

8.1 Введение

8.2 Исследовательские работы в 2013 году

8.3 Резюме и выводы

8.4 Результаты макроскопического анализа растительных остатков из могильника Валим, гмина Стара Корница (Гжегож Скржиньский)

Курганное кладбище в Валиме — новый потенциал для погребальной археологии (Резюме)

9. керамика из раннесредневековых кладбищ в бассейне среднего буга как индикатор региональных традиций и культурных трансформаций (Ханна Ольчак, Агата Вуйчик)

9.1 Введение

9.2 Контекст находок и состояние сохранности глиняных сосудов из различных типов некрополей

9.3 Технологические и стилистические характеристики сосудов

9.4 Назначение керамики, найденной в погребальных комплексах, и ее роль в погребальных ритуалах

9.5 Резюме

Керамика раннесредневековых могильников бассейна среднего Буга как индикатор региональных традиций и культурных изменений (Реферат)

Отдельные аспекты естественно-исторических исследований

10.1 Результаты таксономических определений макроскопических остатков растений и древесных остатков из отдельных могильников мазовецко-рутенского пограничья (Гжегож Скржиньский)

10.2 Анализ останков животных из раннесредневековых погребений из могильника Нивярово-Сочи (Камиль Нимчак)

10 Некоторые аспекты естественнонаучных исследований (Резюме)

Биоструктура населения раннего средневековья в Сураже (Юдита Я. Гладыковска-Ржечицка)

11.1 Материал и метод исследования

11.2 Антропологическая структура: демографическая и морфологическая

11.3 Структура здоровья

11.4 Резюме

Биологическая структура раннесредневекового населения Суража (Резюме) 12.

Кремированные останки из кладбищ мазовецко-рутенского пограничья. Биоархеологический анализ (Эльжбета Яскульска)

12.1 Введение

12.2. Материал

12.3 Методы

12.4 Анализ

12.5 Выводы

12. кремационные остатки из могильников мазовецко-рутенского пограничья. Биоархеологический подход (Резюме)

Антропологическая характеристика населения мазовецко-рутенского пограничья на примере отдельных захоронений из кладбищ восточной Мазовии (Лукаш Морыци Станашек)

13.1 Введение

13.2 Антропологические характеристики

13.3 Выводы

Антропологические характеристики населения пограничных районов: на примере отдельных захоронений из кладбищ восточной Мазовии (Резюме)

14. генетические исследования костных останков из могильников мазовецко-рутенского пограничья (Мартина Молак, Ева Сучечка, Веслав Богданович)

14.1 Введение

14.2 Материал и методы

14.3 Результаты

14.4 Обсуждение

14.5 Приложения

14.6 Критерии отбора материалов для анализа аДНК (Катажина Скржиньска, Дариуш Краснодембски)

14. Генетические исследования костных отложений человека из кладбищ мазовецко-рутенского пограничья (Резюме)

Проблема сохранения элементов древних ритуалов в эпоху религиозной конверсии (XI — 1-я половина XIII в.) (Джоанна Калага)

15.1 Языческие культовые места и объекты

Языческие кладбища и погребальные практики

15.3 Резюме

Преемственность старых ритуалов в период религиозного обращения (XI — первая половина XIII века) (Резюме)

Ранняя фаза христианизации (11-13 вв.): между историей и археологией (Катажина Скржиньска)

16.1 Исторический фон христианизации

16.2 Курганные кладбища со скелетными захоронениями

16.3 Плоские кладбища с каменными могилами

16.4 Плоские курганные могильники со скелетными захоронениями

16.5 Резюме

Ранний этап христианизации (XI-XIII вв.): между историей и археологией (Резюме)

17. зарождение христианства на мазовецко-рутенском пограничье: краткое изложение результатов исследований (Анджей Буко)

17. зарождение христианства на польско-рутенском пограничье: краткое изложение результатов исследований (Резюме)

Приложение: Список кладбищ и мест языческого поклонения, выявленных в раннесредневековом мазовецко-рутенском пограничье и отмеченных на сводной карте (Катажина Скшиньска)

Вложение: Список кладбищ и мест языческого культа, расположенных на территории раннесредневекового мазовецко-рутенского пограничья и включенных в сводную карту

Совокупная карта: Раннесредневековые кладбища и места языческого культа в прибрежье Буга и верховьях Нарева и в северо-восточной части Седлецкой возвышенности (Катажина Скржиньска)

Кумулятивная карта: Раннесредневековые кладбища и места языческого культа в бассейне реки Буг и верховьев реки Нарев и в северо-восточной части Седлецкой возвышенности

Библиография (составитель. Моника Радзиковска, Катажина Скшиньска, Ханна Ольчак, Дариуш Краснодембский)

Библиография

Указатель географических названий (составитель Кшиштоф Бурек)

Указатель географических названий

Резюме

Резюме

Список рисунков

Список рисунков

Список таблиц

Список таблиц

Редактор: Анджей Буко

Место издания: Варшава

Год издания: 2019

Язык: польский, резюме на английском

Количество страниц: 388

Формат: A4

Обложка: мягкий переплет

ISBN: 978-83-949882-1-0

Издатель: Институт археологии и этнологии Польской академии наук

Языческая Польша. Верования, календарь, обычаи — Ян Тышкевич

Предметом нашего внимания станут верования польских славян во времена правления прямых предков Мешко I. Подчеркнем, что речь идет о периоде свободного язычества, охватившего все общество, окружение князя и всех остальных членов племенного сообщества, возможно, уже нескольких племен. Таким образом, принятое название указывает на территорию и время, когда в бассейне Одера и Вислы культивировались языческие практики: до середины X века.

Описание

Ян Тышкевич "Языческая Польша. Верования, календарь, обычаи".

Предметом нашего внимания станут верования польских славян во времена правления прямых предков Мешко I. Это связано с тем, что мы хотим подчеркнуть, что речь идет о временах свободного язычества, охватывающего все общество, окружение князя и всех остальных членов племенного сообщества, вероятно, уже довольно многоплеменного. Поэтому принятое название указывает на территорию и время распространения языческих практик в бассейне Одера и Вислы: до середины X в. Культура славян VIII-X вв., населявших наши земли, известна лишь отчасти. Благодаря археологическим раскопкам мы больше всего знаем о сфере хозяйственной жизни, сельскохозяйственных культурах и огородах, разведении крупного рогатого скота, лошадей и свиней, деревянном строительстве, выплавке железа из болотной руды, кузнечном или гончарном деле. О ментальной культуре и сфере верований мы знаем гораздо меньше.

Оглавление

Предисловие 7

1 Распространение западных славян 13

2 О позднем язычестве в польских землях 21

3 В лунном свете 37

4 Забота о маленьком ребенке 47

5 Языческий календарь славян 57

6 Зажигание нового огня весной 69

7 Славянский день и его часы 77

8 Языческая и христианская семья: IX-XI вв. 87

9 Сказки о водяных демонах 103

10 Деревья в жизни и верованиях славян 115

11 Ежи и колдуны 125

12 Язычники вокруг Польши 137

Источники 153

Подбор литературы 155

Указатель исторических лиц 159

Указатель географических названий 161

Указатель материалов 165

Польская народная демонология — Леонард Пелка

Одна из самых важных книг по польской демонологии.

Увлекательный мир славянских призраков и демонов.

Автор опирается на фольклор, обращаясь к сказкам и народным преданиям из разных уголков страны, а также к региональным легендам и пословицам.

Серия: Поверья и обычаи

Описание

Леонард Ю. Пелка "Польская народная демонология".

Верования древних славян

Одна из самых значительных книг, посвященных польской демонологии.

Увлекательный мир славянских духов и демонов на протяжении многих лет вдохновляет самых выдающихся ученых. Доктор Леонард Пелка, ученик Богдана Барановского, потратил многие годы своей жизни на изучение этой интригующей темы. Результатом его исследований стала книга "Польская народная демонология. Верования древних славян — уникальная и вневременная позиция.

Демоны грозы и градовых туч. Демоны ветров и воздушных вихрей. Демоны домашнего очага, демоны зла. Существа, вредящие повитухам, душащие и высасывающие кровь. Демоны болезней и смерти. Демоны, изводящие домашних животных. Откуда они взялись? Почему в них верили? Как с ними боролись?

Автор обращается к фольклору, опираясь на сказки и народные предания из разных уголков страны, а также на региональные легенды и пословицы. Он представляет красочную картину мира польских демонов, чертей и полудемонических существ, а также всевозможных страхов, фантомов и призраков. Он делает это достоверно и со страстью, которая сквозит на каждой странице этой работы.

Дата выхода: 2020

Дата выхода: 24 ноября 2020 г.

ISBN: 978-83-66481-79-4

Формат: 145 x 205 мм

Переплет: твердый переплет

Количество страниц: 400

Категория: Научно-популярная литература

Серия: Поверья и обычаи

Издатель: Издательство "Реплики

Знакомьтесь, славяне — Игорь Гуревич

В альбоме в доступной форме представлена культура древних славян: от еды, жилищ, замков, гигиены, детей, торговли, важнейших ремесел, военного дела до праздников и погребальных обычаев.

Это чтение подойдет как для самой юной аудитории, полезно на уроках истории в начальной школе, так и для читателей постарше.

Описание

Игорь Д. Горевич "Знакомство со славянами"

Щецин 2014

Альбом Игоря Д. Горевича "Познакомьтесь со славянами" — первое издание, в котором в доступной форме представлена культура древних славян, основанная на работах исторических реконструкторов.

Книга имеет инновационное графическое оформление, состоящее из подборки более 200 фотографий, сделанных во время многочисленных фотосессий в музеях под открытым небом Волина, Торгелова, на открытых площадках и в студии. Десятки высококлассных исторических реконструкторов и ремесленников со всей Польши, а также Германии и Белоруссии представили работы, которые были копиями археологических артефактов и охватывали различные сферы жизни — от еды, жилья, замков, гигиены, детей, торговли, важнейших ремесел, военного дела до праздников и похоронных обычаев.

Издание альбома было поддержано маршалом Западно-Поморского воеводства.

Медиа-медиа патронаж обеспечили TVP Historia и Фонд Белика.

Переплет: твердый переплет

Формат: A4

Количество страниц: 51

Цветные страницы: 51

Иллюстрации: да

Законы — миф, творящий историю. Систематическая теория культуры — Мечислав Ценин, Здислав Словиньский

В этой книге, не имеющей аналогов в литературе, на срезе строгого и естественнонаучного, философского, гуманистического и социального знания авторы затрагивают вопросы, наиболее важные для всех людей. Они обращаются к славянскому менталитету, великому этносу и духовности.

Описание

Мечислав Ценин, Здзислав Словинский "Правия — миф dziejotwórczy. Системная теория культуры"

То, что касается каждого, может решить только каждый.

Чувствуете ли вы, что дела этого мира идут в неправильном направлении, что им движет хлипкая нарциссическая причина, полная жажды вещей и власти?

Видите ли вы, что это сводит нас к роли занятых потребителей и превращает мир в один большой огороженный и охраняемый парк развлечений? Чувствуете ли вы унизительное бессилие перед лицом окружающего и безымянного зла и отсутствие чуткого адресата ваших жалоб?

Прочтение этой книги убедит вас в том, что именно вы, как и любой из нас, можете изменить ситуацию. Такова сила осознания и понимания не только того, что происходит сейчас, но и того, что на самом деле представляет собой мир природы и человеческая, виртуальная, но реальная, культура как неделимое системное целое.

В книге, не имеющей аналогов в литературе, в срезе строгого и естественнонаучного, философского, гуманитарного и социального знания авторы затрагивают вопросы, наиболее важные для всего человечества. Через личность, способную к истории, они описывают цивилизационное прошлое, объясняют настоящее и конкретно показывают, как можно планировать будущее: как для социального коллектива, так и для отдельного человека, в виде индивидуального жизненного пути.

В проекте культуры прав они ссылаются на славянский менталитет, великий этос и духовность, как единственные, кто способен реально изменить то, что должно быть изменено.

Они доказывают, что все мы — существа, обладающие столь желанной аутентичной духовностью, которая существует с самого начала существования созданного человеком культурного мира.

Оглавление:

Введение

Часть I Искалеченная культура

Глава 1 Патология нормальности

Глава 2 Религия. Возвышенность и присвоение

Часть II Системная теория культуры

Глава 3 Основные положения системной теории культуры

3.1 Все, что есть

3.2 Что такое развитие?

3.3 Культура и Вселенная

3.4 Человек в системе культуры

3.5 Поток информации в системе культуры

3.6 Духовность

3.7 Типы культуры

Глава 4 Парадигма и методология системной теории культуры

Часть III Миф об истории

Глава 5 Философские основания мифа об истории

Глава 6 Психологические истоки истин

Глава 7 Мир и человек

Глава 8 Жизнь и личность в системе

Глава 9 Социальные источники праксиса — социология

Глава 10 Общество и цивилизация

Глава 11 Как жить

Указатель содержания

Издатель: Издательство "Топорл", Вроцлав 2013

Религии древних славян — Дариуш Сикорский

Автор, умело пробираясь сквозь чащу искажений и романтических представлений о дохристианском славянстве, представляет свой собственный оригинальный ответ и взгляд на вопрос о духовности наших предков.

Описание

Дариуш Сикорский "Религии древних славян".

Вся правда о славянской религии!

Была ли у славян организованная система религиозных верований?

Как выглядели их храмы и существовали ли они вообще?

Что лежало в основе их религиозной системы — пантеон богов или магические ритуалы?

Славянские верования вот уже почти два столетия будоражат воображение исследователей, родноверов и фашистов. Неопределенные археологические данные и немногочисленные тексты делают вопрос о славянской религии неиссякаемым источником труднодоказуемых гипотез, растущих разногласий, жарких споров и порой наглых фальсификаций.

Ловко пробираясь сквозь чащу искажений и романтических представлений о дохристианском славянстве, Дариуш Сикорский представляет свой собственный оригинальный ответ и взгляд на вопрос о духовности наших предков. Опираясь на немногие остатки и исследуя их связи, он препарирует те мифы и легенды, которые заслоняют нам обзор. Его книга — образец исторического мастерства и увлекательное путешествие для всех, кто ищет истинные знания.

Место издания: Познань

Дата публикации: 2018

Язык: польский

Количество страниц: 352

Формат: 144 x 206 мм

Переплет: мягкий

ISBN: 978-83-7976-036-7

Издатель: Познаньское издательство

Родная украинская вера — Галина Лозко

В книге в доступной форме описаны предпосылки современных украинских родноверий. В ней представлен пантеон славянских богов. Круг Сварога обозначает годовой ритуальный цикл.

Книга представляет интерес для любого славянского родновера, а также для исследователей и тех, кто интересуется дохристианским аспектом славянских верований.

Описание

Галина Лозко "Родная украинская вера".

Высшей идеей украинского язычества была философия вечной жизни, овеществление естественного порядка мироздания, радость существования на земле. Считалось, что человек уходит в тот мир таким, каким он был при жизни: либо свободным и богатым, либо презренным сбродом, каким он будет вечно. Поэтому каждый член первобытного общества стремился при жизни достичь наивысшего положения, уважения, богатства, преуспеть на поле боя или в повседневном труде.

"Мозаика культов родной веры славянских народов никогда не породит вражды, ведь только через почитание родного растет уважение и терпимость к соседям. Мы будем поклоняться богам в украинском Сварожьем храме с тем же чувством священного, что и на вершине священной горы Слеза в Силезии"

Оглавление

Предисловие автора к польскому изданию — 7

Предисловие — 15

Этническая вера украинцев — 17

I. Верования, мифология, демонология украинцев — 21

II. Религиозная культура украинцев — 53

Сварожий круг — 105

Сноски — 117

Указатель персон — 120

Указатель мифологических фигур и святых — 122

Указатель этнических названий — 124

Автор и ее книга — 125

Перевод: Антони Вацик

Редакционная подготовка: Здислав Словиньский

Вычитка: Збигнев Адамский

Место издания: Вроцлав

Год издания: 1997

Издание: первое издание

Язык: польский

Количество страниц: 128

Формат: A5

Переплет: мягкий

ISBN: 83-85559-26-4

Издатель Топорцель

Мифическая реальность северо-западных славян и ее материальные репрезентации — Павел Щепаник

Читатель получает увлекательный и стимулирующий к дальнейшим исследованиям и дискуссиям труд, обобщающий состояние знаний в области религиозной археологии западных славян, и одновременно книгу, содержащую многочисленные авторские интерпретационные предложения — чрезвычайно важные для исследователей и любителей духовной культуры наших предков.

Описание

Павел Щепаник "Мифическая реальность северо-западных славян и ее материальные репрезентации".

Автор взял на себя амбициозную задачу показать материальные проявления мифологических образов древних славян. Работа представляет собой изысканно продуманный способ решения этой проблемы. Вначале автор делает теоретическое заявление, определяет способ понимания мифа, статус религиозно-магических образов в контексте проектируемой традиционной культуры. В книге дается всесторонний обзор, анализ и интересно представленная интерпретация мифических образов, отраженных в археологических реликвиях. Читатель получает увлекательный и стимулирующий к дальнейшим исследованиям и дискуссиям труд, обобщающий состояние знаний в области религиозной археологии западных славян, и в то же время книгу, содержащую многочисленные авторские интерпретационные предложения — чрезвычайно важные для исследователей и любителей духовной культуры наших предков.

Из рецензии проф. д-ра Анджея П. Ковальского

Оглавление

1. Вводные вопросы / 7

1.1 Цель и проблематика / 7

1.2 Основные направления исследований в области исторического изучения славянских религий / 8 1.3 Характеристика источников / 14

1.3 Характеристика источников / 14

1.4 Форма представления работы / 20

Хронологические и территориальные рамки работы / 21 2.

Культура раннесредневековых славян как культура традиционного типа / 24

2.1 Синкретизм культуры / 25

2.2 Закон причастности /31

2.3 Проблема референции и магической речи / 33

2.4 Определение культур традиционного типа / 35

3 Проблематика славянской мифологии / 38

3.1 Миф как организатор социокультурной реальности / 38 3.2.

3.2 Славянская мифология как индоевропейская мифология — концепция Жоржа Дюмезиля и ее критика / 44

Объект как носитель мифического содержания / 60

4.1 Исследования материальности в сравнении с исследованиями культуры / 60

Эволюционистский и функционалистский подходы / 62

Семиотический и текстуальный подходы / 69

Феноменологические подходы / 81

Симметричный и биографический подходы / 84

4.2 Категории объектов, относящихся к сфере сакрального / 92

4.2.1. Объект как религиозное послание / 92

Сакральные объекты в сравнении с объектами поклонения / 94

4.2.3. Религиозные фетиши / 96

4.2.4. Ритуальный и обрядовый реквизит в сравнении с "повседневными" предметами / 99

4.3 Статуи / 103

4.4 Миниатюрные статуэтки / 140

4.4.1. Многогранные статуэтки / 142

4.4.2. Одноликие фигурки / 155

4.5 Зооморфные фигурки / 174

4.6 Керамика сосудов с нарративными изображениями / 204

4.7 Фурнитура ножен для ножей и так называемых шпор лютомирского типа / 219

5. организация пространства как реализация мифических образов / 249

5.1 Феноменологическое и герменевтическое вдохновение в исследовании пространства / 250

5.2 Места поклонения против сакральных мест / 258

5.3 Физиографические реализации мифа о Первой Земле / 261

5.3.1 Славянские космологические мифы / 261

5.3.2 Острова / 272

5.3.3 Горы / 308

5.4 Храмы и культовые сооружения / 325

Резюме / 345

Библиография / 351

Список иллюстраций / 401


Павел Щепаник

Автор Павел Щепаник — доктор гуманитарных наук в области археологии, этнолог. Доцент Института археологии Университета Николая Коперника в Торуни, где руководит проектом "Религии и их вещи. Сравнительный анализ раннесредневековых религиозных предметов, обнаруженных в Польше", финансируемый Национальным научным центром. Автор монографии "Славянская загробная жизнь. Верования, видения и мифы" и десятков научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных журналах и коллективных монографиях. Его научные интересы связаны с широко понимаемой культурой раннесредневековых славян, с особым вниманием к дохристианскому сакруму и периоду христианизации. Кроме того, в сферу его научных интересов входят вопросы культурной антропологии, народной культуры и религиозности, сравнительного религиоведения, теории культуры, методологии археологии и гуманитарных наук.

Славяне. Вера и культ — Рафал Мерский, Гжегож Антосик

Предметом этой книги является духовная сфера древних славян. Культовая сфера, которая была чрезвычайно красива и богата. Несмотря на разрушительную христианскую миссию, до наших дней дошло много информации на эту тему, и с каждым годом мы узнаем все больше и больше о верованиях славян.

Описание

Рафал Мерский, Гжегож Антосик "Славяне. Вера и культ"

Новая версия книги, содержащая 124 страницы. Славяне — самая многочисленная этническая группа, населяющая Европу. По вопросу о периоде появления славян на нашем континенте ведутся долгие споры между сторонниками автохтонизма и аллохтонизма, то есть теории заселения в очень древний период или даже развития славянской группы на нашей территории, среди прочих, а также признания того, что славяне прибыли на наши земли в пятом веке нашей эры, согласно летописным рассказам. Эти споры могут быть прекращены благодаря недавним генетическим исследованиям, которые показали, что поляки являются нацией с самым высоким процентом "славянского гена" среди населения, история которого насчитывает двенадцать тысяч лет.

Славяне делятся на три основные фракции. Восточные славяне — в эту группу входят русские, белорусы, украинцы и русины. К южным славянам относятся: Боснийцы, Болгары, Хорваты, Сербы, Словенцы, Черногорцы и Македонцы. Западная группа включает в себя: Поляки, чехи, словаки, сорбы, до XII века также полабские племена, такие как ободриты, руги, велецы и многие другие, которые потеряли свою идентичность в результате христианизации и одновременной германизации. Несмотря на это, в Восточной Германии можно найти множество имен славянского происхождения.

Предметом этой книги является духовная сфера древних славян. Культовая сфера, которая была чрезвычайно красива и богата. Несмотря на разрушительную христианскую миссию, до наших дней дошло много информации на эту тему, и с каждым годом мы узнаем все больше и больше о верованиях славян. В этой книге не представлена полная картина верований или ритуальных практик, но приведены их примеры. Вся тема представляет собой обширный материал, и наша цель — пробудить у читателя интерес к теме славян, нашему великому наследию. Задача — в доступной форме познакомить читателя с традициями, которые зачастую до сих пор присутствуют в народной культуре, а иногда и в повседневной жизни. Мы надеемся, что эта небольшая порция знаний о мире наших предков будет способствовать повышению осведомленности о нашем наследии. Желаем вам приятного чтения.

Оглавление

1 Введение — 7

2 Гжегож Антосик — Боги — 9

Яровит — 11

Трехголовый — 13

Велес — 17

Свентовит — 19

Перун — 23

Дажьбог — 26

Сварожич — Сварог — 28

3-й Гжегож Антосик — Демонология — 33

Оборотни (вампиры, рейфы, навы, упыри) — 39

Домашние демоны и духи предков — 41

Водные демоны — 44

Лесные демоны — 45

Воздушные демоны — 46

Полевые демоны — 48

4 Священные места — 51

Рафал Мерский — Священные рощи — 53

Гжегож Антосик — Священные острова — 63

Рафал Мерский — Священные горы — 67

Тумский холм в Плоцке — 69

Вышогруд — 70

Грудек Лесьны, гмина Пшисуха — 71

Сленжа, Радуня, Вежица — 72

Киев и Великий Новгород — 77

Рафал Мерский — Славянские храмы — 78

Херборд — 79

Ругианские храмы — Аркона и Черенца — 81

5 Рафаил Мерский — Жертвоприношения — 95

6 Заключение — 117

7 Библиография — 119

8 Другие публикации автора — 124

Место издания: Вроцлав

Год издания: 2019

Язык: польский

Формат: A5

Количество страниц: 124

Переплет: мягкий

ISBN: 978-83-64886-03-4

Иллюстрации: да

Издатель: Рафал Мерский

Славяне. Вера и культ Второе издание — Рафал Мерский, Гжегож Антосик

НОВИНКА

Тематика, охватывающая понятия повседневной жизни, материальной и духовной культуры, обширна. Начиная с археологии, истории и заканчивая этнологией, мы можем охватить это необычайное богатство. Славянское наследие — это наше наследие и должно быть нашей гордостью, ведь нам есть чем гордиться. Хочется надеяться, что эта работа даст некоторое представление о духовном аспекте жизни наших славянских предков и, возможно, подтолкнет вас к изучению этой увлекательной темы.

Последнее издание книги расширено и дополнено главами о происхождении мира, богинях, домашних духах, а также фуражирах, власах и прорицателях.

Описание

Рафал Мерский, Гжегож Антосик "Славяне. Вера и культ"

Второе, расширенное издание

Последнее издание книги, содержащее 280 страниц. Расширено и дополнено главами о происхождении мира, богинях, домовых духах, а также о земледельцах, влахах и прорицателях.

Славяне — крупнейшая этническая группа, населяющая Европу. По вопросу о периоде появления славян на нашем континенте ведутся долгие споры между сторонниками автохтонизма и аллохтонизма, то есть теории заселения в очень древний период или даже развития славянской группы среди других на нашей территории, а также признания того, что славяне прибыли на наши земли в V веке нашей эры, согласно летописным рассказам. Эти споры могут быть прекращены благодаря недавним генетическим исследованиям, которые показали, что поляки являются нацией с самым высоким процентом "славянского гена" среди населения, история которого насчитывает двенадцать тысяч лет.

Славяне делятся на три основные фракции. Восточные славяне — в эту группу входят русские, белорусы, украинцы и русины. К южным славянам относятся: Боснийцы, Болгары, Хорваты, Сербы, Словенцы, Черногорцы и Македонцы. Западная группа включает в себя: Поляки, чехи, словаки, сорбы, до XII века также полабские племена, такие как ободриты, руги, велецы и многие другие, которые потеряли свою идентичность в результате христианизации и одновременной германизации. Несмотря на это, в Восточной Германии можно найти множество имен славянского происхождения.

Предметом этой книги является духовная сфера древних славян. Культовая сфера, которая была чрезвычайно красива и богата. Несмотря на разрушительную христианскую миссию, до наших дней дошло много информации на эту тему, и с каждым годом мы узнаем все больше и больше о верованиях славян. В этой книге не представлена полная картина верований или ритуальных практик, но приведены их примеры. Вся тема представляет собой обширный материал, и наша цель — пробудить у читателя интерес к теме славян, нашему великому наследию. Задача — в доступной форме познакомить читателя с традициями, которые зачастую до сих пор присутствуют в народной культуре, а иногда и в повседневной жизни. Мы надеемся, что эта небольшая порция знаний о мире наших предков будет способствовать повышению осведомленности о нашем наследии. Желаем вам приятного чтения.

Оглавление

Введение — 9

Миф о сотворении мира — 11

Легенда о сотворении мира — 11

Библиография — 24

Богини — 25

Мокошь — 27

Библиография — 36

Марцанна — 37

Библиография — 60

Дева — богиня весны, хозяйка лесов — 62

Дева, легенда — 67

Библиография — 70

Дола — славянская богиня судьбы и предназначения — 71

Библиография — 79

Родзаница — 80

Легенда о солдате — 88

С каких пор женщины расчесывают волосы на пробор — 90

О ведьме — 92

О ведьмах (ромах) — 95

Дейвы (богини) — 97

Лайма и якуты — 100

История Лаймы — 101

Библиография — 103

Боги (Гжегож Антосик) — 105

Яровит — 107

Трехголовый — 109

Велес — 113

Свентовит — 115

Перун — 119

Дадазбуг — 122

Сварожич — 124

Библиография — 128

Демонология (Гжегож Антосик) — 129

Оборотни — 135

Домашние демоны и духи 9-рожденных — 137

Водные демоны — 140

Лесные демоны — 141

Демоны воздуха — 143

Полевые демоны — 144

Библиография — 146

Домашние привидения — источники — 147

О гномах — 155

О домашнем духе — 157

О домашнем духе в Пруссии — 159

Великаны/гуманоиды в верованиях славян — 174

О великанах и царе другой земли — 174

Великаны и Дубренчанская гора — 176

Камень человека-великана — 178

Великан Шприник — 179

Обманутый великан — 183

Библиография — 191

Żerca, wołchw, worekita — 193

Библиография — 209

Священные места — 211

Священные рощи — 214

Священные острова (Гжегож Антосик) — 223

Священные горы — 227

Тумская гора в Плоцке — 229

Вышеград — 230

Грудек-Лесны, гмина Пшисуха — 231

Слеза, Радуня, Вежица — 233

Киев и Великий Новгород — 238

Славянские храмы — 239

Щецин, Вроцлав — 240

Ругианские храмы — Аркона и Черенца — 242

Библиография — 255

Жертвоприношения — 257

Библиография — 278

Заключение — 279

Другие публикации автора — 280

Место издания: Вроцлав

Год издания: 2021

Язык: польский

Формат: A5

Количество страниц: 280

Переплет: мягкий

ISBN: 978-83-64886-03-4

Иллюстрации: да

Издатель: Рафал Мерский

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие