Цель данного издания — знакомство широкого круга лю-дей с коллекцией характерных для Верхнетоемского района Архангельской области домотканых вещей с исконными народными узорами.

В сборнике представлены исследовательские работы Г.Н. Филипповой «Единство истоков узорочья северных великорусов и узорочья древних египетских тканей» и «Единые истоки славяно-русских и ирано-арийских узоров. Зерван».

Русские народные узоры Верхнетоемского края

Из собрания Верхнетоемского краеведческого музея

Верхнетоемский краеведческий музей располагает ценными собраниями материального мира местной народной культуры — Русского Севера. Среди них особой значимостью выделяются домотканые вещи празднично-обрядовой жизни. Это полотенца, скатерти, пояса, рубахи, сарафаны и другие изделия, которые до настоящего времени для многих исследователей являются неизвестными или малодоступными.

Представляемые в издании вещи насыщены узорами со славянорусскими знаками, среди которых кони, хищные звери, птицы, изображения женских божеств (Лада, Макошь, Рожаница), а также обычных людей.

Больше все-го в нашей культуре бытовало (и продолжает находиться) вещей с линейными узорами. В них распространены характерные репьи, решётки, вложенные друг в друга ромбы, гребенчатые ромбы, лягушки (Рожаницы), пере-крещенные ромбы, именуемые исследователями знаками засеянного поля или порождающим началом, русский крест и другие.

Особо выделяются кресты с загнутыми концами (ярги, чертогоны или на санскрите — свастики) и многочисленные узорные образования на их основе. Ярги всегда помещены в ромбы, квадраты, гребенчатые ромбы. При всей их подавляющей многочисленности в узорочье они редко встречаются отдельно стоящими. Крючковатые кресты всегда служат основой всей узорной картины или же они сопровождают, усиливают значимость главных образов узорной картины. Надо сказать, что до настоящего времени в наших селениях вещи с яргами — крючковатыми крестами пользуются большим уважением.

Рукодельницы Верхнетоемского края были искусными людьми, обладая высоким уровнем творческого подхода по изготовлению обрядовых вещей. Это видно из того, что использовались многочисленные способы и приёмы узорирования вещей: браное тканьё, тканьё в верхнем зеве, закладное тканьё, многоремизное (многоцапковое) ткачество; вышивка — строчка белым по белому, цветная перевить, двусторонний шов и другие.

Закладное тканьё имеет свои особенности: мы не видим характерных для него сквозных щёлочек.

Таким образом, краткое обращение к узорам домотканых вещей Верхнетоемского края обнаруживает их непосредственную связь со всей культурой Русского Севера, всеми восточными славянами и выявляет необходимость углубленного изучения исконных знаков наших предков.

Цель данного издания — знакомство широкого круга людей с собранием характерных для Верхнетоемского района Архангельской области домотканых вещей с исконными народными узорами.


Узорное наследие земли Верхнетоемской : Верхнетоем. краевед, музей. — Архангельск, 2022.- 112 с.: ил.

Книга вышла в свет в издательстве «Лоция» тиражом 30 экземпляров.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие