Интересное свидетельство о «служении чернобогу» приводит в своём повествовании о крестьянской жизни, основанном на материалах из Рязанской губ., этнограф, художница Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская (1863—1906):
«Иногда весною, до рабочей поры, нѣсколько бабъ и дѣвокъ изъ одной деревни „подымаются“ идти на богомолье въ Воронежъ или къ „Сергiю-Троицѣ“. Родители и мужья очень хорошо знаютъ, чтò такое это богомолье, но нѣсколько сговорившихся между собою бабъ и дѣвокъ представляютъ собою силу, противъ которой трудно бороться. Идутъ, заночевывая христовымъ именемъ по разнымъ деревнямъ, и чего, чего тутъ ни бываетъ. Одинъ деревенскiй житель очень справедливо окрестилъ это богомолье „служенiемъ чернобогу“» [Семенова-Тянъ-Шанская 1914. С. 39‒40]
Что бы ни имел в виду этот «деревенский житель», но факт остаётся фактом: «в народе по-прежнему существовало какое-то воспоминание о Чернобоге, именно под этим именем. И ко всему прочему, оказалось возможным некие обычаи называть служением ему» [Богумил IV 2022. С. 288].