Следующим символом, к которому мы считаем необходимым обратиться, является символ колеса. Колесо — «стар. коло. означает круг (около — вокруг).

На доисторических изображениях колеса нередко снабжены крестообразными спицами («колесные кресты»), которые потом также изображались самостоятельно, без повозок. Символоведческое толкование связывает колесо с элементом круга и четвертичного деления, что указывает на годовые циклы. В то время как круг воздействует статически, спицы колеса придают ему символическое значение вращения и динамики, а также кругового процесса, возникновения и исчезновения, свободы от локальной связи. Колесо, обращающееся вокруг оси, древним напоминало движущееся по небесному своду солнце». Об этом свидетельствует обычай в период солнцестояния скатывать с гор горящие колеса. Кроме того, в более широком смысле колесо становится символом всего космоса и его циклического развития, при случае также — самого божественного творца, который воспринимается, как «перпетуум — мобиле».Поэтому колесо, особенно горящее, предстает не только символическим изображением Светила, но и символом самого времени, вечного движения, причем движения циклически-поступательного (повторяющиеся обороты колеса покрывают линейные расстояния).

Таким образом, поэтическим представлением солнца огненным колесом вызвало обычай зажигать в некоторые годовые праздники колеса — обычай и сейчас наблюдается во многих местах. Необходимо упомянуть и еще об одном значении. При рассмотрении формы колеса, надетого на шест, четко прослеживается очертание креста. Издревле, крест считался важнейшим символом как в народной, так и христианской традиции, являясь оберегом для каждого человека.

Крест — самый универсальный среди простых символических знаков. Прежде всего он изображает ориентировку в пространстве, точку пересечения верха/низа и правого/левого, объединение многих дуалистических систем в виде целостности, которая соответствует образу человека с распростертыми руками. То есть, являясь символом высших сакральных ценностей, он подчеркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне), здесь имеет место определение пространственно-временного континиума, где крест является неким направляющим центром, от которого отходят линии и направления, «крестообразные фигуры» часто являются моделью подобного центра, используясь в ритуальных и фольклорных сюжетах. Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. вертикальный стержень креста, который связывает зенит и надир, символически связан также с осью мира.

Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.

Поиск

Журнал Родноверие