Вторым, но не менее важным символом, явился символ воды.

Воде приписывались многие чудесные свойства, во многом схожие с огнем, но имеющие и свое своеобразие:

Сила плодородия — к родникам, как известно, рекам и вообще к водной стихии обращались с мольбой об изобилии плодов, совершались крестные ходы с окроплением полей святой водой; Целебная сила воды, очистительная — возрождает природу, дарует красоту, здоровье и молодость. Это стихия светлая, не терпящая ничего нечистого (как и огонь), она смывает и топит всякие болезни и напасти злых духов.Омовение еще с древних времен рассматривалось как символ освобождения с помощью воды от «грязи греха». Ночные купания, исходя из подобных мотивов, были приняты даже в Древней Мексике. Еще чаще почти во всех древних цивилизациях практиковались ритуальные омовения частей тела. При крещении Иоанном крестителем крещаемым не просто смачивали голову, их окунали в реку: этому религиозному обряду подверг себя также и Иисус Христос. В церковной сфере раскаяние в грехах и отпущение грехов считаются очистительной купелью для души, которая очищается от осквернения также слезами раскаяния.Теми же свойствами обладает вода и в праздник Купалы. В данном случае произошла контаминация, наложение одного праздника на другой: в умах слилось два верования — христианское воззрение на воду, которой в таинстве крещения смывается ветхий грех с поверьями, наследованными от далеких предков. Таким образом, можно подвести некий итог в значении двух элементов, наиболее важных в данном обряде:Сравнительная таблица символов огня и воды в Купальском обряде:

1. Огонь прогоняет нечистую силу тьмы и холода, как и молнии, разбивающие темные тучи, дарующие земле теплые и ясные дни и урожаи;

2. Сила плодородия — к родникам, как известно, рекам и вообще к водной стихии обращались с мольбой об изобилии плодов, совершались крестные ходы с окроплением полей святой водой;

3. Огню приписывались и очистительные функции, а вместе с тем и целебные свойства. Он как бы противодействует мраку и холоду и отгоняет демонов всяких бед и болезней;

4. Целебная сила воды, очистительная — возрождает природу, дарует красоту, здоровье и молодость. Это стихия светлая, не терпящая ничего нечистого (как и огонь), она смывает и топит всякие болезни и напасти злых духов.

Сравнение двух наиболее важных и существенных элементов купальского обряда — огня и воды показало, что оба они имеют похожее значение и функции. Этим двум стихиям придавалось большое значение; и если б мы не знали об этом из исторических источников, то поняли бы из обилия слов в обрядовых тестах: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло... Стой, гори на месте, гори не сгорай... и т.д.Голод и жажда, желание и любовь, печаль и радость, гнев представлялись народ и изображались в языке огнем. Слова, первоначально применяемые к нескольким понятиям, например, и к желанию, и к печали, с течением времени становятся определеннее, начинают обозначать одно известное понятие. Диссимилирующая сила языка действует при этом по правилам, часто совершенно для нас непонятным. Родство голода и жажды видно в нескольких словах. Старославянское ЖЛЪДЬНЪ, тождественно по корню с русским голоден, в сербском языке ЖУДАН получает значение жаждущего. СМАГА, близкое к СМАЖИТЬ, ЖАРИТЬ, значит в Смоленской губернии ЖАЖДА, а в Псковской — позыв на пищу. Польское PRAGNAC, PRAGNIENIE, ЖАЖДА, стар. рус. ПРАЖДУ, ЖАЖДУ (Азбуковник), образовалось от значения польского PRAZYC, малороссийское ПРЯГТИ (где Я указывает на старинный юс малый) — жарить. Самое ЖАЖДА (корень жд) может быть сродно с корнем жег («Гори, гори жарко.»). Также необходимо отметить, что огонь в обрядовой символике, в частности, в обряде Ивана Купала, является неким очистительным символом, освобождающим человека от прежде содеянного через боль, страдание. То есть огонь является неким испытанием на пути к очищению, к избавлению от тяжелого груза забот. Примечательно, что две противоположные стихии, являющиеся центральными в определенных этапах обряда, находятся на одной смысловой ступени в контексте данного обрядового комплекса. Оба они противодействуют силам зла и способствуют хорошему урожаю, а также выполняют самую важную, очистительную функцию.

Никольская Т.М. Семиотические аспекты Купальского обряда.

Поиск

Журнал Родноверие