В опубликованных в 2015 г. лекциях известного советского и российского историка, автор концепции доклассового общинного характера общественного и государственного строя Древней Руси, доктора исторических наук, профессора Игоря Яковлевича Фроянова (1936—2020) читаем:
«Письменные источники упоминают Рода и Рожаниц, Перуна, Волоса (Велеса), Сварога, Дажбога, Стрибога, Хорса, Мокошь.
К сонму могущественных богов принадлежал Род. Он творец всего сущего. Возле него хороводили Рожаницы (божества плодородия), подавая пример многоженства живущим на земле.
Могущественен и грозен Перун — бог-громовержец, которому поклонялось большинство восточнославянских племен всем своим людством, независимо от общественного положения. Однако среди историков укоренилось мнение о Перуне как боге княжеском и дружинном. Это мнение, возникшее в досоветской историографии, дожило в науке до сих пор. Но, как показывают лингвистические исследования, культ Перуна был общеславянским, более того, его праславянские истоки его прослеживаются достаточно четко. О Перуне — боге всех славян, а не только социальной верхушки — говорят письменные источники. В одном из них читаем: „...словене начали трапезу ставити Роду и Рожаницам переже Перуна бога их“. Значит, Перун — Бог славян вообще, а отнюдь не отдельной социальной группы. Достаточно красноречиво и то, что после крещения Руси Перун выступал как общенародный бог. Правда, культ Перуна отправляли жители преимущественно южнорусских земель.
Широко бытовал у восточных славян и культ Волоса (Велеса). Волос — „скотий бог“, то есть бог скота, богатства, которое не следует понимать прямолинейно, как исключительно материальные ценности и блага. Представления славян о боге ассоциировались с жизненной удачей, везением, счастьем. Слово бог, будучи общеславянским, означает именно удачу, счастье. Поэтому богатый — человек, имеющий бога, счастье. В отличие от Перуна, культ Волоса преобладал на севере и северо-востоке Руси» (цит. по изд.: Фроянов И.Я. Лекции по русской истории. Киевская Русь. СПб.: Русская коллекция, 2015. С. 54–55).
В аннотации к изданию сообщается, что данный лекционный курс читался профессором «на историческом факультете Ленинградского — Санкт-Петербургского университета на протяжении последних десятилетий». В самом деле, в более ранних книгах автора, например, в изданной в Ижевске в 2003 г. монографии «Начало христианства на Руси», находим текст, местами дословно соответствующий процитированному выше:
«Письменные источники упоминают Рода и Рожаниц, Перуна, Волоса (Велеса), Сварога, Дажбога, Стрибога, Хорса, Мокошь. В популярной и научной литературе нередко фигурируют имена других божеств: Ярило, Купала, Лель, Лад, Авсень, Коледа. „Но более серьезное критическое изучение источников заставляет современных историков и этнографов с большим сомнением отнестись к этим именам. Они не засвидетельствованы ни в одном древнем памятнике, но этимология многих из них ясна: Купала — это олицетворение летнего праздника солнцестояния, приуроченного к церковному дню Иоанна Крестителя (крестить — купать); Лель — из игрового хороводного припева („люли-лель“); Лад — „возлюбленный“ или „супруг“; Ярило — от древнеславянского „яр“ — весна (отсюда „яровой хлеб“); Коледа — олицетворение зимнего праздника и обряда колядования“ (Церковь в истории России. М., 1967. С. 35).
К сонму могущественных богов принадлежит Род. Он творец всего сущего, эквивалент, если можно так выразиться, христианскому богу. Вокруг него группировались Рожаницы, являвшиеся божествами плодородия. Перун — бог-громовержец, которому поклонялось большинство восточнославянских племен. Именно его имел в виду Прокопий Кесарийский, сообщая о восточных славянах следующее: „Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми“ [далее текст, повествующий о Перуне и Велесе/Волосе, не сильно отличается от вышеприведённого, совпадая с ним почти дословно, — прим. В.]» (цит. по изд.: Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. 2-е изд. / Отв. ред. В.В. Пузанов. Ижевск: Удмуртский университет, 2003. С. 37–38).