Великий российский учёный-энциклопедист Михайло Васильевич Ломоносов (1711—1765) в своей знаменитой, изданной уже посмертно, «Древней Россïйской Исторïи...» (1-е изд. СПб., 1766), в главе 4, повествующей «О нравахъ, поведенïяхъ и о вѣрахъ Славенскихъ», в частности, сообщает:

«При Варяжскомъ морѣ на Южномъ берегу жившïе Славяне издревле къ купечеству, прилѣжали. Въ доказательство великаго торгу служитъ разоренный великïй городъ Славенскïй Виннета отъ Венетовъ созданный и проименованный! Гелмолдъ о немъ пишетъ (Книга 1): „Рѣка Одра протекаетъ въ Сѣверъ середи Вендскихъ народовъ. При устьѣ, гдѣ въ Варяжское море вливается, былъ нѣкогда преславной городъ Виннета, въ которомъ многонародное пристанище Грекамъ и Вáрварамъ, около жившимъ. Всѣ Европейскïе городы превосходилъ величествомъ. Въ немъ жили Славяне смѣшанные съ другими народами, съ Вáрварами и съ Греками. Прïѣзжимъ Саксонцамъ равно позволялось жить въ семъ городѣ; лишь бы только не сказывались Христïянами. Ибо Славяне всѣ даже до раззоренïя сего гóрода служили идоламъ. Въ протчемъ страннопрïимствомъ и нравами ни единъ народъ не былъ честнѣе и доброхотнѣе. Купечествовалъ товарами разнаго рóда, съ разными народами пребогатой городъ, и все имѣлъ, что бываетъ рѣдко и прïятно. Раззоренъ отъ нѣкотораго Короля Датскаго. Видны еще только древнихъ развалинъ остатки“. Послѣ сего привыкъ народъ Славенской въ Померанïи къ морскому разбойничеству.

О нравахъ и о вѣрѣ Вендскихъ Померанскихъ Славянъ, особливо которые жительствовали въ Вагрïи, Сѣверные писатели увѣряютъ (Гарткнох. диссерт. 12. о дѣлахъ Прус. § 2), что у нихъ многоженство въ обычаѣ было: покупали женъ, сколько кому прокормить возможно. Хотяжь почитали единаго Бога на небесахъ, которой имѣлъ объ оныхъ попеченïе; однако земныя дѣла поручалъ другимъ (Арикилъ о Цымбрскомъ идолопоклонствѣ на многихъ мѣстах). Святовидъ на островѣ Ругенѣ вырѣзанъ былъ изъ дерева, о четырехъ лицахъ, въ короткомъ платьѣ, стоялъ въ капищѣ. Въ лѣвой рукѣ держалъ лукъ [согласно свидетельству Саксона Грамматика, левая рука изваяния наподобие лука упиралась в бок, — прим. В.], въ правой рогъ съ виномъ; на бедрѣ превеликой мечъ въ серебряныхъ ножнахъ. При немъ висѣло сѣдло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, какъ кажется, значили четыре чáсти года. Именемъ сего идола давалъ жрецъ отвѣты. Святовиду честïю слѣдовалъ Прове или Проно, особливо у Вагрскихъ Славянъ; стоялъ на великомъ и кудрявомъ дубѣ. Около его на земли́ расставлены до тысячи идоловъ съ двумя, тремя лицами и больше. Передъ Прономъ стоялъ олтарь для приношенïя жертвы. Радегастъ держалъ на груди щитъ съ изображенною воловою головою; въ лѣвой рукѣ копье; на шлемѣ пѣтухъ съ распростертыми крилами. Сива или Сиба нагая женщина; волосы назади висѣли до подколѣнковъ; въ правой рукѣ яблоко, въ лѣвой виноградной гроздъ держала. Наконецъ почитались у нихъ Чернъ Богъ и Белъ Богъ; первой доброй, другой злой. Сверхъ всѣхъ сихъ Идоловъ обоготворялись огни, которые по разнымъ мѣстамъ неугасимо горѣли. Многïя вóды, ключи и озéра толь высоко почитались, что съ глубокимъ и благоговѣйнымъ молчанïемъ черпали изъ нихъ воду. Кто противно поступалъ, казненъ былъ смертïю. Такое озеро обоготворялось на островѣ Ругенѣ, въ густомъ лѣсу, называемое Студенецъ, которое хотя весьма изобиловало рыбою; однако оныя не ловили для почтенïя мнимой святости. При всемъ семъ почитали змей какъ домашнихъ боговъ, и наказывали тѣхъ, которые имъ вредъ наносили. Въ приношенïи жертвы Святовиду изъявляли превеликое почитанïе. Послѣ жатвы собирался весь народъ передъ его капище, для препровожденïя великаго празднества, гдѣ били скота на жертву, и для знатнаго идольскаго пированïя за день передъ праздникомъ долженъ былъ самъ жрецъ прежде приношенïя жертвы и служенïя чисто выместь капище. Слѣдующаго дня, въ самой праздникъ, при собранïи народа передъ дверью капища, взявъ изъ руки идольской рогъ съ виномъ, чѣмъ за годъ былъ наполненъ, прорицалъ о плодородïи будущаго года. Ибо ежели винá въ рогѣ не много убыло; почиталось плодородïя признакомъ. Въ противномъ случаѣ изобилïя плодовъ не надѣялись. Посемъ выливалъ жрецъ вино изъ рога передъ ногами Святовидовыми, и наливалъ въ него новое; пилъ за его здоровье, и просилъ, чтобы людямъ своимъ и отечеству подалъ изобилïе, богатство и побѣду надъ непрïятельми. Выпивъ рогъ винá наполнялъ снова, и отдавалъ идолу въ руку. Потомъ приносили въ жертву великïе круглые хлѣбы изъ муки́ и изъ меду, которыя жрецъ поставивъ между собою и народомъ, молился о изобильной жатвѣ будущаго года. Потóмъ благословлялъ народъ именемъ Святовидовымъ. Увѣщалъ къ прилѣжному приношенïю жертвы и обещалъ въ воздаянïе побѣду на враговъ по мóрю и по суху. Посемъ препровождался день въ яденïи и питïи, и за стыдъ почитали, ежели кто не напился до пьяна. Каждой человѣкъ въ годъ сему идолу третïю часть своей хищной добычи долженствовалъ принести въ жертву. Триста конныхъ нарочныхъ воиновъ, сколько могли награбить, все въ капище приносили, что жрецъ употреблялъ на украшенïе онаго. Не рѣдко сему идолу приношены были въ жертву христïянскïе плѣнники; которыхъ садили верхомъ на лошадяхъ во всей ихъ збруѣ. Лошадь четыреми ногами привязывали къ четыремъ сваямъ, и подъ поставленныя по обѣимъ сторонамъ костры дровъ, подложивъ огонь, сожигали живыхъ коня и всадника. Другимъ идоламъ своимъ Прову или Прону, Сивѣ, Радегасту приносили тогда жившïе Славяне кровавую жертву людей Христïянскихъ. По закланïи оныхъ прикушивалъ жрецъ крови, отъ чего уповали силы и дѣйствïя къ предсказанïю. Когда жертва совершилась, начинался жертвенной пиръ съ музыкою и плясанïемъ. Злымъ Богамъ приносили кровавую жертву и печальное моленïе, также и страшныя клятвы; добрымъ веселïе, и́гры и радостныя пированïя. О будущемъ гадали обыкновенно метанïемъ деревянныхъ дощечекъ, у которыхъ одна сторона была чорная, другая бѣлая. Когда ихъ бросали, бѣлая сторона на верху добро, чорная худо, по ихъ мнѣнïю, предвозвѣщала. Летанïе птицъ и крикъ по разности сторон, встрѣча звѣрей, сверьхъ сего движенïе пламени, теченïе воды́ и разные виды пѣны и струй также служили къ предсказанïю. Святовиду посвященъ былъ великой бѣлой конь. Когда войну начать хотѣли; втыкали передъ капищемъ въ землю острыми концами шесть копей, по два вмѣстѣ крестообразно. По обыкновенной молитвѣ, выводилъ жрецъ посвященнаго коня скакать черезъ оныя кóпья. Когда на скоку заносилъ напередъ правую ногу; почитали за доброе предзнаменованïе предпрïемлемаго дѣла; когда же лѣвую простиралъ напередъ далѣе; признавали за худое предвозвѣщенïе. По сему конскому скаканïю начиналась война, или отлагалась» (цит. по изд.: Древняя Россїйская Исторїя отъ начáла Россїйскаго Народа до кончины Великаго Князя Ярослава Перваго или до 1054 года, сочиненная Михайломъ Ломоносовымъ. Въ Санктпетербургѣ. При Императорской Академїи Наукъ. 1766. С. 19–22).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие