Избор, Владимир Древний, Столпосвет — сыновья Вандала (Новгородские первые летописи в изложении А. Артынова, IV. Век н.э). "Царь Вандал, сын Славяна, имел у себя трех сыновей, по именам: Избора, Столпосвета и Владимира. По смерти царя Вандала стал править всем его царством старший сын его Избор. Он был мудрый и справедливый царь, любимый своими подданными и уважаемый соседями. Второй сын Вандалов Столпосвет не пошел дорогой отца своего и старшего брата, а пошел своей: стал брать, где не клал, и жать, где не сеял, т.е. стал промышлять разбоем на реке Мутной до моря Невы.

И по своей непобедимой удали он известен был более под именем Волхва или "Морскаго Шуда". Для поддержания молвы о Морском чуде он сделал себе длинное остроконечное судно с палубой. И являлся он там, где его никто не ожидал, и устрашал всех. По этому Волхву- Шуду названа была Мутная река "Волховом". Младший сын Вандала Владимир по предсказанию жрецов оставил свое родительское наследство братьям своим и пошел с избранными им охотниками отыскивать себе другого царства "на всток солнца", пока, наконец, по долгом странствовании не пришел к городу Россову стану"; — Буривой — новгородский князь, потомок Владимира Древнего в девятом колене, прадед Рюрика — согласно Новгородской первой летописи вел долгую борьбу с иноземными варягами, потерпел поражение на реке Кюмене, что на границе с Финляндией, и вынужден был бежать в свои окраинные владения. Новгородцы подпали под власть варягов, тогда они и выпросили себе сына Буривого Гостомысла531; — Гостомысл532 — сын Буривого (конец 8 века — ум. ок. 860-863); — Умила — (род. не позднее 815 года) средняя дочь Гостомысла (Иоакимовская летопись) — замужем за князем бодричей Годлавом-Годославом-Годелайбом)533; — Годелайб, он же Годлав, называется сыном ободеритского князя Витислава, он потомок легендарного Пруса (Прус, Радим и Вятко — согласно "Степенной Новгородской книге").

По одной из ошибочных версий он был убит конунгом данов Годофридом в 808 году. И в этом случае рождение Рюрика самое позднее могло быть в том же году. Дата "выскочила" из факта, что некий вождь Годофрид в самом деле сжег Рерик, о чем мы читаем в "Аналлах" Эйнхарда534. Годлава производят также по датской линии (Ивар Многославный (уб. 720 г.) — Рюрик Метатель Колец (сын Ивара) — Геральд Боевой Клык (сын Рюрика Метателя Колец, уб. 750 г.) — Гальфдак (сын Геральда) — Годослав (Годлав) сын Гальфдака и ободеритской княжны). Это не подтверждено отечественными источниками, и, хотя первые три конунга названы в "Старшей Эдде", мы не видим достаточных оснований для таких построений. Некоторые датские корни Рюрика, однако, у нас не вызывают сомнения: этому подтверждением география расселения ободеритов рарогов; — Рюрик-Рорик-Эрик — ум.87 9535, сын Умилы и Годослава (Годлава), потомка Пруса. "А от Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ"536 Вот пример того, как языческий миф о предках тесно завязывается с историей, обретает самостоятельность в ней и становится реальностью. Типичный тому пример находим и у Снорри Стурлуссона, автора “Младшей Эдды” и “Круга Земного”. Мифология олавян (венедов) и германцев связаны крепко. И нельзя судить об одной, не разбираясь с другой. В Эдде венедов именуют ванами. Обычно это утверждение воспринимается с явным недоумением. Так почему эддические ваны есть венеды-славяне? Ваны и венеды(славяне) живут на одной и той же территории. “Сага об Инглингах”537 говорит о том, что местность у устья Дона есть страна Ванов, и что асы, возглавляемые Одином, шли из-за Ванаксвиля. “I. ...С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции(Скифии) река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (Дон). Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой. II ....Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард.

Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались дыями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами... V. ...Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад (Урал). Он отделяет Великую Швецию (Великую Скифию) от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (Туркмения). Там были у Одина большие владения...” Об исходе асов из Туркмении (Парфии) писали Саксон Грамматик, цитируемый здесь Снорри Стурлуссон, а из современных авторов, например, Франко Кардини (см его книгу — “Истоки средневекового рыцарства”). Ваны эддические и асы живут рядом, их миры граничат друг с другом, скандинавы и венеды жили рядом. (Туркмения (Парфия) и Ванское царство, Скандия и Рутения, Швеция и Гардарики) “IV. ... Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками... V. ... В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики (Новгородская Русь), а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он тправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне (о.Фюн)... Один поселился у озера Лег, там, где теперь называется Старые Сигтуны (вероятно, Стокгольм), построил там большое капище и совершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов ” Трое из божественных эддических асов в прошлом — ваны (Ньерд, Фрейр, Фрейя). Фрейр — бог света и плодородия, у него священное животное — кабан. У восточных славян ему соответствует бог света и плодородия Даждьбог, а у западных — бог света и плодородия Радегаст (оба Сварожичи). Храм Радегаста был почитаем не только славянами, но и германцами, именно оттуда Ретринские фигурки с руническими письменами. “...обменялись заложниками... Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. ...Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов”. Венедская руническая система, использованная на Ретринских изображениях и Микоржинских камнях, включает часть рун футарка. Руны Фрейра Ингуз и Дагаз многократно повторяются на браслетах вятичей и славянской вышивке. Фрейя — одна из асинь, по роду из ванов, богиня любви, а у западных славян согласно “Mater Verborum” была богиня любви Прия. Эддическая Скади может быть сопоставлена с западно-славянской Артемидой, что носила имя Скатия — согласно средневековым поучениям против язычества (см. "Слово св. Григория"). О соответствии Одина и Велеса, Фрейра и Радегаста или Даждьбога уже упоминалось. Эддический Квасир и славянский Квасур — это осмысление одного и того же мифа, восходящего к эпохе арийской общности, приготовлению хмельных напитков типа Хаомы и Сомы на солнце-Сурье. В Младшей Эдде рассказывается о том, что в знак примирения из слюны асов и ванов был создан человек Квасир, вобравший в себя мудрость и тех и других. Ваны эдические боги, рассматриваются специалистами (М.И. Стеблин Каменский) в том числе как боги плодородия. ВЕНЕды (от вено — сноп, отсюда и ВЕНОк) — славяне, занимающиеся земледелием. Есть еще ВАНское царство (которое было славяноиранским).

Такое мистическое объяснение может не всем понравиться, поэтому неординарный поступок того же мифологического Рюрика проще объяснить, опираясь на современные научные теории. Скажем в рамках теории Льва Гумилева, приход Рюрика есть проявление пассионарного признака — "поведенческого импульса, направленного против инстинкта личного и видового сохранения"538. Пассионарность Рюрика539, Ингвара Старого, Святослава и других малоизвестных вождей-русов унаследована ими от пассионария по имени Один, пассионариев по имени Славен, Рус, Вандал, Таргитай. Сходство в деталях строительства, сходство в керамике, антропологическое сходство, языковая близость, идентичность в верованиях, летописные данные, данные западных первоисточников — все они позволяют утверждать о западно-славянском происхождении приильменских славян, что нашло отражение в легенде о роде и призвании Рюрика, "внука" Даждьбожьего с Южного берега Балтийского моря. По всей видимости приход варягов-руси явился одной из последних закономерных волн переселения западных славян на восток и его необходимо рассматривать в связи с этой миграцией. Подробно эта идея доказана в отдельной нашей работе. Вцелом разделяются концепция В.В. Седова и А. Г. Кузьмина540. Если же обратиться к трудам видного русского ученого, Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, то станет очевидно, что момент истории под названием "призвание варягов" есть точка бифуркации для русского этноса. За нею растет степень упорядоченности этнической системы: Вещий Олег создает централизованное словено-русское государство. Тематика книги не позволяет нам в деталях рассмотреть здесь применение "неравновесной термодинамики” и "теории этногенеза” к индоевропейской истории. Однако тот факт, что генеалогия названных предков-вождей укладывается в одну из крупнейших теорий второй половины двадцатого века, указывает на верность в общих чертах приведенной генеалогии.

Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. — «Боги славян», 2002

Поиск

Журнал Родноверие