Национальная чувашская одежда известна разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, монетной и бисерной отделкой, вышитыми узорами в виде ромбов и зигзагов.

Основа всех чувашских одеяний — белая рубаха кĕпе. На женских рубахах часто вышивали нагрудные узоры — обереги кĕске в виде солнца. А на мужских в области плеч — символы неба, в области груди — символы огня, которые обозначали мужественность. В изделиях преобладало сочетание белого и красного цветов, эта гамма обозначает сакральную чистоту.

И женщины, и мужчины поверх рубахи надевали холщовый кафтан — шупар. Осенью одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна, а зимой все носили приталенные овчинные шубы со сборками на талии — кĕрĕки. Женская одежда отличалась от мужской большим числом сборок. Как правило, их было около пяти. Они подчеркивали состоятельность владельца шубы. Ведь если много сборок, значит, и немало овчин ушло на ее изготовление.

vuhihep962u
Узор платка жениха. XVIII в. Фрагмент.

Вышивкой тĕрĕ, украшались верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки. Строгий, но броский орнамент вышивки символичен. Он рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду.

Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан — длинное полотенце с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. По праздникам девушки носили шлемовидную шапочку, которая называлась тухья, а женщины — шапку в виде усечённого конуса — хушпу, к которому пришивался длинный хвост — хуре. Праздничные головные уборы украшались бисером, мелкими монетами или заменявшими их оловянными кружочками — тухланками.

u0mdfwwnjpm

В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье шарса, шейное украшение из монет суха, нагрудное украшение ама, перевязь тевет, которую носили через плечо, подвески к поясам. Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками каури, тесьмой.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. Кроме того, мужчины носили штаны, которые называли йeм и однотонную безрукавку. Мужские головные уборы не орнаментировались. Летом мужчины носили черные или белые войлочные шляпы ялкас, а зимой — шапки с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом сĕлĕк.

В отделе книжного фонда музея хранятся издания, которые более подробно освещают данную тему, позволяют детально рассмотреть национальные костюмы и отдельные предметы одежды, раскрывают символику цвета и орнамента вышивок и украшений.

qfi vonmwvawy7tkq qxuy4jmj qcehek

Библиографический список изданий, представленных на книжной выставке:

  1. Бородина Н.В., Ведерникова Т.И. Народный костюм Самарского края. Гл. 4. Чувашский народный костюм.- Самара,2007. — С.105 -150
  2. Бытовая культура чувашей: Материалы к историко-этнографическому атласу.-Чебоксары,1985.-127 с., ил.
  3. Воробьёв Н.И., Львова А.Н. и др. Чуваши: Этнографические исследования. Ч.1-2. -Чебоксары,1956
  4. Женская одежда чувашей Саратовского края: Каталог.- Саратов,1986.- 39 с., ил.
  5. Зограф Н.Ю. Русские народы. Ч.1. Европейская Россия.- М.,1894.- 49 с.,18 таблиц
  6. Иванов-Орков Г.Н.Народный костюм пензенских чувашей// Народный костюм Пензенской губернии конца XIX- начала XX в.: Фотоальбом. — Пенза, 2005.- С.308-331
  7. Исследования по древней и современной культуре чувашей: Сб.ст.- Чебоксары,1987.-139 с., ил., табл.
  8. Мадуров Д. Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей.- Чебоксары, 2004.- 287 с., ил.
  9. Михайлов А.И. Чувашка.- М.,1928.- 45 с. — (Труженица Востока)
  10. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П.Чувашский костюм от древности до современности: Альбом. На рус., чуваш. и англ.яз. — М., Чебоксары, Оренбург, 2002.- 400 с., ил.
  11. Никольский И.В.Краткий конспект по этнографии чуваш.- Казань,1908.-190 с.
  12. Осипов А. Чувашская свадьба. Обряд и музыка свадьбы вирьял. — М.,2007.- 206 с., ил., 8 л. ил.
  13. Петров И.Г. Одежда в семейных обычаях и обрядах чувашей.- (XIX — начало XX в.)-Уфа, 2018.- 295 с.,6 л. ил.
  14. Салмин А.К. Семантика дома у чувашей.- Чебоксары,1998.- 64 с.
  15. Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа.- Чебоксары, 2016.- 687 с., 16 л. ил.
  16. Сбоев В. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания и пр.- М.,1865.- 188 с.
  17. Симакова М. Чувашские узоры: Альбом. — Чебоксары, 2005.- 111 с., ил.
  18. Спиридонов М.С. Чувашский орнамент. На рус., чуваш. и англ.яз. — Чебоксары,2010.-215 с., ил.
  19. Трофимов А.А. Искусство чувашской народной вышивки в музеях России (XVII — XX вв.).- Чебоксары, 2007.-144 с., ил.
  20. Чуваши. Типы, одежда. Набор открыток.
  21. Чуваши. Этническая история и традиционная культура.- М,2000.- 95 с., ил.
  22. Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея археологии и этнографии Ин-та этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН: Каталог-альбом.- Уфа, 2017.-123 с., ил.
  23. Чувашское искусство: Сб.ст. Вып.1-3.- Чебоксары,1971,1973,1974
  24. Чувашское народное искусство: Альбом.- Чебоксары,1981.- 247 с., ил.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие