Народный костюм — это символ, дающий представление о человеке и обществе. Поражает его необыкновенная красочность, умение мастериц выбрать технику исполнения, которая бы гармонично сочеталась с узором и цветовой гаммой всего изделия.

Костюмы разных губерний, уездов отличаются характерными, ярко выраженными чертами, что проявляется в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Всё в народном костюме — и цветовая гамма, и каждая деталь — имеет символическое значение. Своеобразие народного традиционного костюма Ахтубинского района Астраханской губернии связано с историей заселения края. Большая часть края была заселена переселенцами Воронежской губернии, что сказалось на традиционных нарядах, которые носили жители края. Центр народной культуры Ахтубинского района, сохраняя традиции, изготовил коллекцию стилизованных этнографических костюмных «паневных и сарафанных комплексов» переселенцев Воронежской губернии «Красота Черноузорья».

Отличительная черта костюмных комплексов Воронежской губернии – обилие черноузорной вышивки. Композиция расположения вышивки, как и другие элементы декорирования костюма, указывала и на степень праздничности, и на местные традиции. Вышивка представляла собой многоярусную композицию.

Рубаха с черным узором – так называют традиционную белую вышитую женскую и мужскую рубаху в воронежско-белгородском пограничье. Ее главный отличительный признак – вышитые черные геометрические орнаменты, которые располагали на оплечьях (часть – на полике, а часть – на рукаве), вокруг прорези от шеи до груди, на воротнике-стойке, а также по подолу рубахи. Белые рубахи с черной вышивкой носили в будние и праздничные дни и мужчины, и женщины — с поневой или с полосатой юбкой, с красной клетчатой юбкой, девушки с сарафаном или юбкой. Наиболее ярко украшались праздничные рубахи молодух – молодых замужних женщин.

В основе центральных узоров — изображение различных ромбообразных фигур, основная из которых – репей в виде двойного и тройного косого креста. По обеим сторонам центрального узора — вверх (к горловине) и вниз (к запястью) – располагаются подузорники. Завершается композиция сверху и снизу окончаниями – лапами. Каждый элемент вышивки имеет свое название, которые в основном совпадают в большинстве сел. Вышивка женских и мужских рубах отличается только окончаниями – лапами. Мужские окончания всегда скромные – это бордюр из «мужичков» и «бабочек», а женские изображают символы растительного мира: побеги, колоски, веточки (народные названия – лапы, зубчики, гребенки), шишки (народное название – шишечки, пупышки, бобы).

Подузорники, как правило, представляли собой часть основного узора: половина шляха, половина белокоса, половина головастика и т.д. Для вышивки использовали фабричные тонкие шерстяные нитки — шлёнку, либо хлопчатобумажные нити.

Традиционной черноузорной вышивке свойственна простота форм, тонкое чувство ритма, строгость композиционного построения и разнообразие деталей, выполняют ее используя швы «косой стежок», «набор».

Такие же орнаменты, как на рукавах рубах, должны были быть и на завеске. Завеска — короткий (от талии) фартук — обязательная деталь и женского, и девичьего костюма. Вышивка на завеске должна была соответствовать подузорникам и окончаниям надетой рубахи.

Виртуозный «набор» мельчайшими стежками — сложные орнаментальные композиции не перестают восхищать всех любителей народного творчества

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие