Во что одевались наши предки зимой в деревнях больше 100 лет назад? Только ли валенки были у крестьянки из обуви? А те же валенки носили с калошами или без? В поисках ответа на эти и другие вопросы мы отправились в Тульскую область — в городок Епифань, считающийся столицей Куликова поля.
В этнографическом отделе музея купеческого быта — филиале музея-заповедника "Куликово поле" для нас достали из запасников крестьянскую одежду конца XIX века. На эти раритеты, старейший из которых датируется 1890 годом, можно было не только глазами посмотреть — их можно и руками пощупать, и даже примерить!
Специально для РГ устроили показ зимней моды 19 века
Фото: Елена Шулепова/РГ
Однако с примеркой все оказалось не так просто.
Это вечная проблема: найти девушку, которой одежда столетней давности оказалась бы впору. На современных девочках не сходятся ни воротники, ни рукава,
— поясняет завотделом музейных коллекций музея-заповедника "Куликово поле" Татьяна Наумова.
Подозревая, что в нашей репортерской группе может и не найтись никого, кто бы соответствовал параметрам крестьянки конца XIX — начала XX века, Татьяна Владимировна предусмотрительно захватила "модель" с собой. Сотрудница музея Саша Труфанова идеально подошла на эту роль.
.
Основные элементы женской одежды — рубашечка льняная или конопляная с традиционной вышивкой и уже не понева, а юбка из фабричной шерсти. На стыке XIX и XX веков фабричное производство приобрело большую популярность. Ну и, конечно, тканый пояс с оберегами — это обязательный элемент костюма. Сверху — ситцевый барановский платок, красители которого и через 100 лет цвет не изменили. Для тепла иногда надевалась еще и толстая юбка — подстава. Но все равно современной женщине сложно представить, как можно выйти на мороз без нижнего белья, — хоть сколько нижних юбок надень. Оказалось, вопрос этот решался просто: подол нижней рубахи подхватывался между ног.
Следующий этап примерки оказался просто захватывающим: хранитель епифанского филиала Ольга Алексеева вынесла обувь. Полуботиночки — тонкая мягкая кожа, набивной каблучок, все прошиты, подбиты гвоздиками. Модель и сегодня выглядят вполне современно. А главное, несмотря на то что их более 100 лет назад носила некая девушка, ниточки не перетерлись, гвоздики не выскочили. Но это все же не для зимы. На зиму — сапоги с усиленными задниками, кожа которых погрубее. Под сапоги надевались теплые высокие чулки до колена.
- Такую обувь носили купцы или дворяне, наверное? — спрашиваю, пораженная высоким качеством обуви.
- Нет, это из крестьянского дома. Конечно, были еще и валенки. На них надевались плетеные галоши, чтобы на задний двор ходить. Был еще дворовый вариант — лапти с толстыми носками. Но в люди ходили все же в сапогах, — поясняет Татьяна Наумова и улыбается: — По морозу босиком к милому не бегали.
Тем временем Саша продолжает одеваться поверх основных конструктивных элементов. На рубашечку — вершник. Он исполнен из льняной ткани с шерстью, оторочен красно-черной тесьмой по горлышку и красной — по рукавам и низу. Шился вершник просто — из трех основных полотен: центральный кусок с прорезью для головы перекинут на плечи, два куска — сбоку, рукава и ластовицы — под рукавами. Никаких тебе вытачек и выкроек! Но натянуть этот элемент получилось не сразу — пришлось потренироваться. Перед выходом на улицу легкую косыночку сменили на теплую шаль — популярны были павловопосадские платки.
- Основной вещью зимой как для мужчин, так и для женщин была шуба. Фасоны мужской и женской шуб отличны. У мужчин это, как правило, тулупы. В нашем музейном собрании есть такая красивая женская шуба, которая бытовала в Белгородском и Воронежском регионах. Сделана из овчины. Причем овчина разного цвета: по низу белая с черными и серыми вставками,
— поясняет наша "модель" и добавляет со смешком:
- Совсем не чета современным — очень тяжелая.
Шуба и вправду хороша. По низу, по рукавам оторочена тесемкой. Сзади спинка отрезная, присборенная, декорированная тесьмой и кожаной аппликацией в виде короны. Застегивается шубка на одну пуговичку на талии. Пуговичку эту с непривычки нашли не сразу — искали всей честной компанией. В довершение — небольшой кокетливый воротник-стоечка с мехом наружу. Сверху — клетчатая шаль из фабричной шерсти. Обрядив девушку в аутентичную одежду, которой 100 с лишним лет, отправились прогуляться по широкому музейному двору, заглянули в нетопленую баньку, посидели на завалинке.
- Ну и как — холодно? Удобно? — интересуемся в ходе фотосессии.
- Совсем не холодно. Старая одежда гармонично вписывается в наш климат,- делится ощущениями Саша Труфанова.
Но потом все же признается, что зимой предпочла бы современную одежду. А вот летом в исторических костюмах очень комфортно — и по фасону, и материал дышит.