Образ русской женщины.
Калужские красавицы
Образ русской красавицы – это образ плодородия и богатства природы. Поэтому облик женщины в традиционной одежде может казаться современному человеку очень объёмным, плотным, многослойным. Но нужно помнить, что это особенности нашего восприятия, сформированного под сильным влиянием медиа-индустрии. Существует понимание, что русская баба — это богиня, то есть баба и есть богиня лада, поэтому она наряжала себя так, чтобы быть в ладу с божественными силами мира и творить лад и мир вокруг себя.
Праздничный костюм в Орловской обл.
Способы ношения
Полный наряд, или «сряд» женщины включал до 50 различных вещей – от головного убора, украшений и собственно одежд. Такой наряд мог состоять, например, из трёх нижних юбок, трёх верхних, нескольких типов рубах, наплечных одежд, и дополнительных украшений. Головной убор также мог быть составным – помимо самого убора – платки, подвески, иногда даже перья.
До сих пор у бабушек в деревнях хранятся целые сундуки нарядов. Примечательно, что эти вещи исключительно долговечны – они передаются из поколения в поколение, и особенно ценятся сложные обрядовые одежды с богатой вышивкой, дивно украшенные.
Костромской девичий венец
Цвет, узоры, и даже способ ношения менялся в течение всей жизни. Например, до замужества, девушки носили сарафаны, а замужние – преимущественно понёвы. Так же и с головными уборами. Девушки одевали ленты, иногда с твёрдым околышком, на севере носили высокие резные кокошники. А после замужества, женщины обязательно целиком покрывали волосы, носили сложные и красивые уборы.
Головной убор южных областей. Позатыльник
Женский наряд менялся каждые шесть-семь лет, указывая на новое положение женщины. Замужние женщины носили яркие, богато и разнообразно украшенные одежды, а к старости красный цвет сменялся на чёрный, от обилия узоров оставалась одна «сухая» дорожка.
Соответственно, все обряды обозначались особыми одеждами. Самый значительный в женской судьбе обряд – свадьба. Когда девушка выходила замуж, то в течение свадебного обряда она меняла шесть нарядов, сряд, и каждое изменение обозначало «шаг» в переходе от состояния «девки» к «бабе», и сопровождалось определённым обрядовым действием, которых в течение трёх свадебных дней было около тридцати.
Девушка в костюме невесты. Нижегородская обл.
Свадебные наряды. Белгородская область
Цвет
Нижняя часть одежды соотносится с силой Земли, и она соответственно чаще всего красилась в тёмный цвет – синий, чёрный, бордовый. А верхняя часть одежды соотносится силой Неба и Солнца, и соответственно преобладающие цвета – белый и красный.
Красный – цвет жизни, цвет времени женщины, когда она родит, когда рожает детей.
Белый – цвет печали, белого цвета «печальные одежды», цвет соединения со светлой памятью о предках.
Темные цвета – тёмно-синий и чёрной преобладали в костюме старых женщин.