«Руси есть веселие пити»

Помните, кто это сказал? Точно: князь Владимир. Воды, олуя да мёда с тех пор и во рты, и по усам поутекло немало.

Немало говорено и о пьянстве народа русского, и о том, кто и зачем его якобы спаивает. Только – коли сам слабины не дашь, никому тебя ни подпоить, ни споить. А посему… В разумных количествах напиток, буде даже крепкий – будет не пьянства, как говорится, ради, а здоровья для.

О крепких настойках и поговорим. Перво-наперво имейте в виду: настаивать травы, коренья (и вообще всё) лучше не на водке (40%) и не на чистом (96%), а на разведённом до 60% спирте или на самогоне (50–53%). Разводить лучше водой ключевою, мягкою.

От увлечённого краеведа, директора Рузского краеведческого музея, а по совместительству – коллекционера рецептов настоек и напитков Льва Сергеевича Соколова я узнал массу любопытного о старинном искусстве приготовления настоек. Вот, скажем. Знаете ли вы, что разные травки лучше настаивать не все вместе, а по отдельности, а потом при нужде соединять полученные настои. И вкусовые, и целительные свойства такой смеси гораздо выше. Поделюсь несколькими рецептами, подаренными мне Львом Сергеевичем.

Взять зимний лист тысячелистника (большие густые пучки листьев, которые появляются во второй половине августа) в количестве, достаточном, чтобы неплотно заполнить стакан (200–250 мл). Залить раствором спирта на несколько часов, пока жидкость не приобретёт золотистый оттенок. После этого аккуратно процедить и оставить в покое до поры. Вторая составная часть напитка – мята. Её берут в таком же количестве и заливают тем же объёмом разведённого спирта. Настаивают две недели, затем процеживают и смешивают с настоем тысячелистника. Настойка хороша и как лекарство при простудных заболеваниях. О другом рецепте Лев Сергеевич сказал, что эта старинная настойка называется «монастырский коньяк», а о вкусовых качествах заметил, что он и его друзья не раз предпочитали её дорогому марочному коньяку. Настойка вновь сложная, двухсоставная. Обе части настаивают не менее двух недель, после чего смешивают и хранят в тёмном месте неограниченно долгое время. Для одной части следует набрать примерно стакан яблочного цвета (Лев Сергеевич говорил, что можно брать также вишнёвый или сливовый, но сам он так делать не пробовал). Вторая часть – два цельных маньчжурских ореха, которые настаивают в таком же объёме спирта.

К стыду своему, маньчжурских орехов я пока не достал. Зато со всей ответственностью могу заявить, что первая половина «коньяка» сама по себе на диво хороша!

Главное, помните: не алкоголь губит человека, а пьянство и отсутствие самоконтроля.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие