С Ольгой Григорьевной Мацукевич мы встретились на главной площади Мотоля, известного чуть ли не половине света своими дубленками и колбасами. Центральная площадь — место знаковое. До 1939 года, когда эта часть Беларуси была под Польшей, она была площадью королевы Боны.
Возможно, это я плохо училась в школе, а после и в институте, но, к своему стыду, про эту итальянку еще несколько лет назад не знала практически ничего. В отличие от меня у Ольги Григорьевны один из самых любимейших исторических персонажей, как, кстати, и у большинства мотолян, — королева Бона. Здесь ее всегда любили и уважали. Это имя местные всегда несли, как икону. 23-летняя итальянка (по меркам тех времен невеста «в возрасте») приехала на наши земли, вступив в брак с великим князем Литовским и королем польским Сигизмундом И. Энергичная, строптивая и упрямая — так описывают ее характер.
"Когда родишь сына, привезу тебя в подарок золотую коляску», — говорила Мамочка, отправляя на чужбину дочь. Будущая королева с гордостью ответила: "Ты приедешь, но если я тебя приглашу...»
Брачный кортеж останавливался много по дороге из далекой Италии. Одной из остановок стал Мотоль. Приветствовать молодую королеву вышли местные жители в красивых сотканных рубашках и не басые или в лаптях, как повсюду, а в кожаных ботинках. Внешний вид, да и сами люди, такие же свободолюбивые, как она, очень впечатлили Бону. Своими мыслями она поделилась с королем, а он в знак своей любви подарил ей земли, в состав которых входил и Мотоль. Уже в середине XVI века она даровала Мотолю Магдебургское право, кстати, на несколько десятилетий раньше, чем оно было предоставлено Пинску.
В каждом городке осталась память о Бонне. Первые мелиоративные работы на Полесье делали инженеры из Италии, которых привезла она. Были прорыты несколько каналов, которые существуют до сих пор. Один из таких — Королевский канал, левый приток реки Мухавец.
В Мотоле итальянские архитекторы типично разбили все улицы на участки. 31 сотка — площадь-выделялась одному хозяйству. Так строился Мотоль…
Экскурсом в мотольскую историю стала у нас дорога к дому Ольги Григорьевны.
Сейчас она пенсионерка, о себе говорит так:
"я обычная деревенская баба, которой не сидится на месте, резвая и энергичная"
Я убеждена, вы ее знаете, по делам, даже если имя сначала ничего не скажет.
Именно Ольга Григорьевна стояла у истоков фестиваля "Мотольские сладости" — одна из его создательниц, которой полностью принадлежит концепция фестиваля. Она создала и долгое время руководила народным фольклорно-этнографическим театром «Мотольские соседи». Была автором и режиссером всех спектаклей, которые ставил коллектив. Именно она построила и наполнила жизнью Мотольский музей народного творчества, а до этого была местная детская библиотека…
А начиналось все с того, что выпускница Мотольской средней школы поехала в Брест поступать в педагогический институт и завалила экзамены. 13 человек на место. На заочное идти не хотела, решила пробовать силы на следующий год. Вернулась и пошла работать поваром в столовую к мамочке.
Через год экзамены сдала, ждала вызов на учебу. Не дождавшись, приехала сама. Оказалось, при одинаковом количестве баллов на это место взяли девушку с педагогическим стажем, а не с поварским. Домой вернулась разочарованная и решила больше не искать счастья в других профессиях, будет поваром — и точка. Но тут подругу, которая организовывала детскую библиотеку в Мотоле, перевели на работу в Иваново. На свое место она рекомендовала Ольгу.
Мамочка была против, хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам и стала поваром. Тем более что все задатки были. Ей нравилось готовить, но ... решила попробовать свои силы в библиотечном деле. Параллельно поступила в Могилевский техникум.
Детская библиотека стала первым ее детищем. Ольга сделала капитальный ремонт. Проводила семинары и конференции районного и областного масштаба. В детскую библиотеку выбивала подписку и на самые популярные взрослые журналы — "Огонек»и "Новый мир". Сюда ходил читать весь Мотоль.
После открыла в библиотеке "литературную гостиную" — русский и белорусский залы. Убранство и литературная утварь доставала сама: портреты писателей, ковры, плетеная мебель, фарфора. Получилось достойно, но, на ее взгляд, не хватало жизни. Собрала женщин-соседок. Спели песни. Однако Ольге снова колорита не хватило. Подумала и решила написать юмористическую пьесу: мол, просто пением никого не удивить.
Шел октябрь, когда на бумаге появился первый спектакль будущего народного фольклорно-этнографического театра»Мотольские соседи".
"С улыбкой всерьез"
— смесь народной мудрости с реальными историями жизни.
Через два месяца, как раз ближе к Новому году, самодеятельные артисты были готовы выходить на сцену. Но беда в том, что на тот момент на подобные мероприятия люди ходили мало, молодежь было не затащить. Тем не менее приглашения разослали и стали ждать. На премьеру собралось человек двадцать пять, приехало начальство из Иваново. Ничего подобного от коллектива не ожидали, но спектакль прошел на ура. Зрители чуть ли не по полу качались от местных острых слов, анекдотов и жизненных ситуаций.
Спектакль захватил, и всю зиму шли и ехали люди в» Литературную гостиную " детской библиотеки, чтобы его посмотреть. Слава о» с улыбкой всерьез " Шагала быстрее, чем новогодние праздники, и постепенно дошла до Бреста. Коллектив пригласили на местное телевидение.
А летом приехали студенты собирать местные песни и обряды. Привезла молодежь жена тогдашнего министра культуры, которая была у них преподавателем. Впечатленная, она приехала домой и рассказала об уникальном театре. В октябре "Мотольские соседи" ехали в Минск участвовать в театральной декаде.
27 артистов, машина самодельных декораций. Таким возом приехали в столицу. Весь день был расписан-встречи и лекции. Оформляли сцену и репетировали с самого утра. Волновались все. Ребята-осветители, посмотрев на всю эту суету, не выдержали и посоветовали успокоиться: мол, все театры провалились, зрителей было очень мало даже у именитых. А "Мотольские соседи" и вовсе никому не известны, не будет людей. Пустые залы, а тут такую бессмыслицу привезли. От этих слов артисты растерялись еще больше. Куда лезут? Но что делать, назад дороги нет-поехали по запланированной программе. За кулисы попали только перед самым выступлением. Взглянули в зал-а там некуда петуху клюнуть. Аншлаг!
Сыграли с воодушевлением, так как рассказывали фактически о себе. Как закончили, на сцену выбежали зрители, поздравляли, удивлялись, хвалили. После этого выступления "Мотольским соседям" присвоили звание народного коллектива. На тот момент во всем Ивановском районе такое же звание имели только два коллектива. Чтобы стать народным, нужно было минимум три года выступать, а после защищать высокое звание. У "соседей" с момента появления идеи спектакля прошел ровно год.
То выступление на сцене Дворца профсоюзов снимало телевидение. С этим произошел отдельный казус. Актеры рассказывали о своих односельчанах, герои реальные, истории непридуманные. Когда поняли, что все это на всю страну покажут, поехали на телевидение просить, чтобы вырезали несколько эпизодов самых-самых ... но телевизионщики показали все!
Впоследствии были другие спектакли: "Масленичные забавы», «Просьба», «Троицкие сваты», «Пасха», «Купалье», "Цыгане" — у всех про Мотоль, людей и местные традиции. Ольга Григорьевна все писала сама.
Коллектив существует и сейчас, но театральной деятельностью "соседи" не занимаются, только поют. На днях им исполняется 30 лет.
Спрашиваю: неужели не хочется снова на сцену?
- Сейчас половины актеров из первого состава нет в живых. Время никогда не обгонишь, он всегда тебя опережает ...
- Ольга Григорьевна замолкает.
Таких мудростей в ее арсенале много. Откуда? Признается, что всегда были друзья, гораздо старше ее по возрасту. От них училась мудрости. В числе таких была и мамаша. Ее пословицы и поговорки сейчас расположены в Музее народного творчества — следующем детище Ольги Григорьевны.
Когда создавался музей, она в очередной раз собиралась все бросить и пойти работать поваром. То ли надоело, то ли засиделось на одном месте, но как раз в этот момент предложили идти создавать музей с нуля. Не было еще даже здания, только приказ на бумаге.
Не сомневалась, что музей построит. А вот что делать в залах, какие экспозиции? Музейному делу никогда не училась, действовала инстинктивно. Но когда написала научную концепцию, темплана по залам, собрала коллекцию экспонатов, понимание, как действовать, пришло само.
Все это было гораздо позже. А сначала были шесть лет строительства. Они пришлись как раз на время развала Союза, обесценивания денег, всеобщего дефицита.
Доходило до того, что получала зарплату и, пока не обесценились деньги, ехала по соседним деревням, искала старые вещи, которые подходили для будущего музея, и приобретала их. Была снабженцем и прорабом. Использовала связи свои, родных, друзей. Паркет на полу — своя история, дверь — еще одна ... и так фактически про каждую дощечку, каждое бревно, каждый экспонат отдельную историю рассказать может. Откуда знала, что и как делать? Опять старые люди помогли. Пригласила на стройку умного деда — на все руки мастера. Каждый день он рассказывал, подсказывал. Она запоминала и давала распоряжения рабочим, контролировала.
Собрала 27 тысяч оригинальных экспонатов, оборудовала 8 залов. Придумала, обосновала, запустила и раскрутила. В числе первых музей получил премию»За духовное возрождение". А в этом году отметил двадцатилетие, но без Ольги Григорьевны-она вышла на пенсию.
Рядом с музеем-мельница. В Мотоле раньше было много Мельников.
Хотела, чтобы вместе с мельницей появилось стодоль-сарай, построенный Шнуровым способом. В нем все под одним потолком. Нашла такой в одной из деревень. Планировала приобрести, перевезти, поставить рядом с музеем и сделать внутри отдельную экспозицию, посвященную мотольским кожухам, местному ткачеству и другим ремеслам.
Спрашиваю: неужели не хотелось просто посидеть на месте, сделать перерыв?
- Я холерик! Мне 66, но когда час посижу, необходимо хотя бы вокруг дома пробежать! Чего не хватает? Вышла на пенсию, хороший дом, паровое отопление, газ, машина — нет, не сидится. Пошла работать в сад, выращивать деревья. Сейчас я садовод: делаю прививки, обрезаю деревья, убираю сад. Там отдыхаю. А сидеть дома-задормеешь. Главное в человеке — его родовой стержень, то, для чего родился на свет. Каждый человек должен оставить после себя след. Один делает одно, другой — другое, этим и запоминается. Бывает не только хорошим, но и плохим. Не зря говорят: где родился, там и пригодился. Мое предназначение-что-то сделать для Мотоля, прославить. О нем снова заговорили после того, как мы открыли нашего Хаима Вейцмана-первого президента Израиля, напомнили всем о Бонне, вывели в свет «Мотольские сладости» и наш обряд «свадебный каравай», существующий еще со времен язычества!
Впереди меня ждал мастер-класс по выпеканию свадебного каравая. Все делали на самом деле, единственное-без народных костюмов.
Об этом обряде Ольга Григорьевна знает все досконально, так как пекла каравай бесчисленное количество раз, а после еще и разрабатывала этот обряд для музея. Одна из многочисленных особенностей обряда-участвовать в нем могут только женщины, удачно вступившие в брак и имеющие крепкую семью. так сказать — Соединенные на небесах. Свой брак Ольга Григорьевна относит как раз к таким. В 23 года, как та королева Бонна, она была еще в девках. Кавалеры не нравились. Родители были очень озабочены неспешностью дочери и настойчиво напоминали о необходимости сделать выбор. На тот момент работала в сельском совете, заменяла секретаря — работы, как всегда, было много. В один из вечеров вырвалась в кино. Уселась в кресло. Покачала головой и заметила рядом Ивана, с которым учились в параллельных классах. Он ее не видел, а она присматривалась внимательно и для себя решила-за него пойду! Через три месяца расписались. Прожили вместе более сорока лет. Вырастили двоих сыновей. Так она и испекла не один свадебный каравай.
Мотольский свадебный каравай
С тестом хозяйка дружит. Фактически каждую неделю печет булки. Тесто на них идет то же самое, что и на каравай. Поэтому и сегодня вместе с основным блюдом Ольга Григорьевна будет делать традиционное мотольское печенье-коржи. Они требуют отдельного рассказа, поэтому оставим его до другого раза. А сейчас все внимание сконцентрирую именно на каравае. Поверьте, чтобы вникнуть во все нюансы, придется попотеть.
Ингредиенты
3 л молока
300 г дрожжей из расчета 100 г на 1 л
7-8 кг муки
горсть соли
1 кг сахара
1,5 пачки маргарина
7 яиц
2 пакеты ванилина
3-4 столовые ложки майонеза
150 г масла
Каравай начинается с молитвы, которая звучит утром в субботу примерно одновременно в двух домах. В Мотоле независимо друг от друга на свадьбу пекут два каравая: жениха и невесты. В каждом доме утром собираются мать и крестная, молятся Богу, просят доброй доли молодым и раскрывают тесто. Весь обряд сопровождается песнями и шутками.
В большой посудине смешивают спаренное (теплое) молоко, растопленный маргарин, сахар и соль. Сахар и соль должны разойтись.
Дрожжи измельчают руками и добавляют в смесь, хорошо перемешивая. Насыпают несколько стаканов муки. Смесь снова перемешивают в однородную массу. Накрывают и ставят в теплое место.
За опарой постоянно следят, чтобы никто ничего не подбросил, не сглазил. Опара должна подойти, заполнить целую миску. Когда подойдет, оживет, тесто необходимо подбить ложкой, чтобы вышли газы.
Далее начинается замес. Месит тесто первая каравайница. Обычно это либо старшая сестра, которая уже в браке, либо невестка. Самое лучшее, чтобы она была беременна, тогда будет прибыль и богатство в дом. Помогают ей другие женщины, которые исключительно хорошо живут в браке.
В опару добавляют взбитые яйца-5 штук, ванилин и майонез — для вкуса. Вымешиваем.
Добавляют масло. Но его вливают в два этапа — 100 г сразу и 50-после, когда тесто почти готовое.
Свадебный каравай вымешивается не в кухне, а в самой почетной комнате, под иконами. В это время обязательно поют песни, прославляющие всех в роду.
Муку добавляют постепенно. Вымешивают и снова добавляют. Тесто должно быть туговатым. Месят его кулаками. Существует мнение, что так нельзя: мол, человек вмешивает плохое. Но в Мотоле делают именно так.
Снова масло…
Ну а таким тесто должно стать.
Каравайницы, которые месят тесто, моют руки в специальной посудине. Три раза поют песню, вытирают руки красивейшим полотенцем, а после воду с кусочками теста выносят во двор и выливают под вишню или другое садовое дерево.
- Чтобы воду не натоптали, чтобы все ладилось в семье, рождались дети,
- объясняет Ольга Григорьевна.
Тесто накрывают скатертью и ждут, пока подойдет. Если хорошее тесто, хватит часа.
Тесто подошло в первый раз.
Далее его опускают и перемещаются ближе к печи.
В доме Ольги Григорьевны печи нет. Зимой она обычно печет в старом доме своей мамочки, а летом-в соседней. Раньше дом принадлежал родителям мужа. Находиться поблизости, ровненько через дорогу.
Когда пекут брачный каравай, за печь отвечает отдельная женщина-хозяйка дома. Сегодня всем занимается сама Ольга Григорьевна.
Параллельно она готовит и противни для выпекания. Обычный большой таз-сосуд для каравая. Таз разогревают в печи, а после обмазывают маслом.
Пока печь вытапливается, тесто успевает еще раз подойти. Начинается гибание каравая, либо вымешивание.
Гибнет первая каравайница, остальные занимаются украшениями. Гибать нужно только за Солнцем (по часовой стрелке) — это очень важно.
В нашем мастер-классе тоже появились помогающие: Екатерина-подруга хозяйки дома и Дарья.
Ольга Григорьевна разделяет тесто на три части. Одна-сам каравай. Вторая — для украшений, носящих название "барилы", а третья — для шишек. Что это и как выглядит, я тоже сначала сообразить не могла, но когда увидела, все встало на свои места.
Итак, гибание. На посыпанной мукой поверхности тесто вымешивают. Периодически присыпают мукой и снова вымешивают. Оно должно стать хорошо скрученным, чтобы была наполнена середина, а сверху чтобы получился ровненький кругляш.
Тесто кладут в таз для выпечки, смазанный маслом. Пока женщины занимаются изготовлением украшений, тесто чуточку расходится и поднимается.
Сначала изготавливают косу, ею оплетают весь каравай — символ сплетения двух рядов.
Производят украшения по-местному Барило, от слова»забавляться". Сначала качают тонкие колбаски, из которых впоследствии скручивают три мужских начала. Они выглядят вот так…
Три женские, чем-то похожие на морских коньков…
Три общие-совместные…
Косой и барилами украшают каравай. Их закрепляют зубочистками, чтобы остались на местах и не упали. А в центр композиции сажают двух голубей из теста.
В отдельной посудине взбивают два яйца для обмазывания теста.
Каравай готов, чтобы отправиться в печь на полтора часа. Это еще одна часть обряда. Первая каравайница несет каравай к печи, где ее ждет хозяйка и передает лопату первой каравайнице. Женщина ставит форму с караваем на лопату, три раза перекрещивает тесто и ставит в печь. После обегает все углы дома, начиная с покутя, перекрашивает их лопатой, обязательно стукнув в потолке. Этим обрядом она очищает дом от злых духов.
Посадив каравай в печь, начинают украшать шишки. Мы печем каравай парня. Это важно при изготовлении шишек.
Что такое шишка? Это ветка, которая распадается на две или три части — Рассоха. Когда хозяин весной обрезает свой сад, обычно ищет подобные ветки и собирает, особенно если в доме есть дети брачного возраста. Сушат ветки связанными, для придания формы. Груша и слива лучше всего подходят для шишки.
На каждый каравай идет по пять веток. Для каравая невесты готовят две Рассохи с тремя ветками и три — с двумя. На каравае жениха — одна тройчатая и четыре двойчатые ветки.
Перед свадьбой ветки снова очищают, моют, просушивают, а после украшают для каравая. Перво-наперво раскатывают длинный жгут теста и обертывают каждую веточку.
Запекают шишки в печи еще до каравая и несут на покут охлаждаться.
Остывшую шишку девушки украшают заранее приготовленным зерном и цветами. Раньше использовали еще и различные снадобья, например Чистик. Их красили в зеленый цвет и вязали в пучки. Сейчас ограничиваются овсом, ячменем, пшеницей и рожью. Их также вяжут в пучки и прикрепляют нитками к шишкам, а сверху приделывают цветные искусственные цветы. Все это делается в главной комнате на столе.
Таким образом, на каждом каравае будет по пять шишек. Особое внимание уделяют шишкам, которые будут менять. По четыре шишки на каждом каравае останутся на месте, а пятую обменяют. У жениха возьмут двойчатую и заменят ее на тройчатую из каравая новобрачной. Соответственно лишняя двухотраслевая появится на каравае невесты. Но об этом чуть позже. Вот какие шишки получились у нас.
Долгая это работа, скажу я вам! И не удивительно, что раньше в процессе выпечки свадебного мотольского каравая участвовали 7-8 женщин.
Вместе с шишками созрел и каравай.
Существовала такая примета: каравай в печи должен вырасти и не растрескаться, иначе семья распадется. Когда подобное случалось, пекли новый каравай.
Но случается и обратное. Очень хорошее тесто-и в печи каравай вырастает так, что после него невозможно вынуть. Тогда вызывают Кузнецов, которые разбирают устье печи и вынимают каравай.
Так случается нечасто, но в обряд выпекания традиционного свадебного мотольского каравая этот процесс входит обязательно. Он шуточный и имеет название «чин кузнеца».
Старый домашний дед надевает специально приготовленный, вывернутый кожух, на голову-колпак из мешка, берет топор, молот и громко входит в дом с целью разобрать печь. Между ним, хозяйкой и первой каравайницей завязывается шуточная перебранка. Печь, конечно, не разбирают, но за ложный вызов кузнеца угощают водкой и провожают из дома.
Наш каравай не растрескался и пропекся. Удачный получился!
По традиции перед тем как вынуть каравай из печи, каравайницы убирали стол и часть мусора отсыпали в фартук одной из женщин. Она несла эти остатки к соседке на порог и высыпала. Делалось это для того, чтобы дети соседей быстро поравнялись и тоже поженились.
Вторую часть остатков со стола настилали в крышку от хлебной дежи. Сыпали туда рожь. Покрывали специально сотканной скатертью и ставили на нарядный стол.
Хозяйка вынимала каравай из печи, передавала первой каравайнице, и та ставила его на века и обвязывала полотенцем. Пять женщин брали шишки и одновременно втыкали их в каравай. Примерно как мы сейчас.
Далее красным мотузом (ниткой) четыре шишки обвивают, минуя ту, которая будет меняться.
После наступает последняя часть каравайного обряда-выкуп. Искупает каравай медведь-так в Мотоле называют близкого родича: умного, здорового, ревностного хозяина и доброго семьянина. Он выкупает каравай, положив деньги в крышку под скатерть. Берет каравай, высоко поднимает, крутится за Солнцем и вносит его в чулан. Там он будет ждать встречи со вторым свадебным караваем и обмена шишками.
Раньше молодая шла в дом мужа не после венчания и не после росписи в загсе, а только после того, как два каравая встречали на одном столе. В дом молодой приносили каравай жениха, ставили на стол, а из кладовой выносили каравай невесты и меняли шишки. С каравая девичьего брали тройчатую шишку, а с мальчишеского — двойчатую и меняли местами. Это означало, что одна ветка из рода невесты переходила в дом жениха, в новую родню. И только после обмена шишками жених имел право забрать молодую из дома.
Делят караваи обычно в самом конце свадьбы. Каждому гостю достается кусочек булки и шишки. За такую порцию необходимо положить деньги. Раньше караваи делили каждый в своем доме, так как собранные деньги оставались отцом в качестве задела на следующую свадьбу (детей в семьях было много). Сейчас, говорят, все деньги отдают молодым.
Хочу выразить признательность председателю Мотольского сельисполкома Сергею Николаевичу Филипповичу. Без его помощи эти рецепт и обряд не дошли бы до вас.
Р. S. Мы убеждены: каждый человек-уникальный, как и каждое блюдо, приготовленное с душой-настоящий кулинарный шедевр.
Фото автора