Заглянул в цикл статей варяжский да Рюриковский. Рука-лицо. Комментарии надолго без присмотра нельзя оставлять!
Пока мы тут эпоху Грозного препарируем, неимоверную поддержку набирают утверждения свидомых: «Киев является старейшим городом Руси»
Что «Киевская Русь» всю жизнь была, как государство. Греки из Константинополя князьям её поклоны били, умоляли детишек не губить, Царьград не разрушать.
Сегодня будем стариной меряться, дорогие киевляне… А Читатель «Ык Хан Кок-ор» просто обязан провести какой-нибудь обряд очистительный и шаманский, изгнав орков сопредельного государства из комментариев канала. Проклясть до скончания веков безграмотных исторически — пациентов. Шутка… Но бубен выдам. Жертвенных зверушек — тоже. Так, настроение боевое стало, будем работать.
Источники
Термин «Киевская Русь». Не буду задерживаться, сие есть придумка, научное и искусственное понятие. Введённое в оборот историками XIX века для удобства разграничения эпох. Если уж хотите нащупать хоть какое-то «украинство», милости прошу во времена татарской Большой Орды. Хана Ахмата, который на Угре стоял в 1490 году. Раньше, ну никак не получится…
В «Повести временных лет» из семи городов до-рюриковской Руси… шесть — приходится на территорию современной России. Один — на Беларусь. На Украине сегодняшней нет ни одного. Проверяем: Ладога, Изборск, Белоозеро, Новгород, Ростов, Муром, Полоцк. Киев удостоился варяжского внимания только во времена похода «бояр» Аскольда и Дира. Был просто захвачен. Не был городом от слова «совсем».
«Русь началась с Киева, а до этого никакой Руси не было»? Извольте, Лаврентьевская летопись, листы 142, 142 (оборотная сторона).
Перевод излишен, всё читается понятно:
«И рече (Всеволод): «Сыну мой, Костянтине, на тобе Богъ положилъ переже старейшиньство во всей братьи твоей,
а Новъгородъ Великый старейшиньство и мать княженью во всей Русьской земли, по имени твоем тако и хвала твоя,
не токмо Богъ положилъ на тебе старейшиньство в братьи твоей, но и въ всей русской земли…»
Можно повредничать немного. Прочитать фразу «и мать», — как единое слово «имать» (имеет). Это никак не изменит общий смысл:
«…а Новъгородъ Великый старейшиньство имать княженью во всей Русьской земли»
Первое знакомство рюриковых бояр Аскольда и Дира с Киевом произошло так. Тоже можно без транслитерации обойтись, всё понятно. Что именно увидели варяги:
«Рюрикъ и бѧста оу него два мужа не племени єго но боӕрина и та испросистасѧ къ Цс̑рюграду с родом̑ своимъ и поидоста по Дънепру идучи мимо и оузрѣста на горѣ городокъ»
Статью писал подробную в сентябре прошлом. Где очень вежливо и взвешенно разбирал археологию града Киева. Сегодня сравнительный анализ будет. Что скажут раскопки о «центре мировой славянской культуры» и «новгородском селе» в глубине чухонсхих болот.
Нет никаких документальных свидетельств, что варяги Аскольд и Дир… увидели «город». На одном из холмов стоял городокъ. Слово «город» происходит от праславянского «gordъ» (городить, огораживать). Союзное «ограда» — от того же корня. Нестор подразумевал, говоря о городах, — населенный пункт, огороженный крепостной стеной, валом, укреплениями.
Смотрим на археологию времён Рюрика. На Днепре и Волхове. Раскопки показывают: как город в IX веке… он не существовал. «Новый город» ещё не появился. Там была княжеская малая резиденция, Городище. Именно она предшествовала «Новому Городу», вырастая из «старой», бывшей. Сообщения поздних русских летописей (второй половины XVII-XVIII вв.) это специально уточняли.
Говоря об основании Новгорода на «новом месте». Рядом со старой столицей ильменских славян — Словенском. Его тоже отождествляли с Городищем. Которое — Рюриково. Именно его имел ввиду Нестор, когда писал название «Новогород». Именно отсюда в 882-м году Вещий Олег с варяжским войском двинулся в направлении Днепра и Киева. Именно этот Новгород существовал в IX веке.
Резиденция Рюрика
была и процветала в середине IX века. Там найдены два клада арабских дирхемов конца 850-х годов и конца 860-х. Не счесть отдельных восточных и византийских монет, бусин, предметов из Хазарии и всего побережья Балтики, из Скандинавии. Всё проверено радиоуглеродными датировками. На одном из участков волховского мыса изучили (даже в лабораториях Германии и Дании) спилы бревен.
Самые первые срублены в 889, 896, 897 годах. То есть, даже не беря в анализ другие раскопки, более глубокие, — фиксируемся: первые основательные постройки «низовой» части Рюрикова Городища принадлежат последнему десятилетию IX века. Не на пустом месте строили, культурные слои уходят вглубь века. Лет на 70-80. В 2015-м году на Рюриковом Городище обнаружены слои славянского поселения. Без всяких указаний и находок, что местные хоть как-то взаимодействовали с варягами Балтики.
Итак, последние десять лет археологи копают отчётливые и внушающие уважение фортификационные сооружения 850-900 годов. Найдено много интересного: скандинавского происхождения и славянского вперемешку. Роговые наборные гребни с плетёными орнаментами, ладейные заклепки, лепная керамика, кости животных (даже лошадок немало), следы глубокой распашки в один метра толщиной.
Выводы однозначные: варяги Рюрика пришли на прекрасно обустроенное место. Где уже долго возделывали землю, имели пристани для ладей, но торговля была примитивной и небогатой. Керамика точно указывает: жили тут поильменские словене. Те самые, которые и «призывали варягов». Есть находки, которые считаются «уникальными». Вызывающие глубокие размышления. С какой именно целью припожаловал Рюрик. Что там «порядка не было» — это беллетристика. Товарищ был заинтересован в другом явно…
Есть четыре византийских монеты императора Феофила (правление 829-842 гг.). Это не серебро и не золото… а бронза. Нулевая стоимость. В купеческих расчётах никогда не применялась. Горсть внутри стен Константинополя — кусок горбушки плесневой. В Рюриковом городище оказались явно… как сувениры, привезённые из столицы Византии.
Эту бронзовую дешёвку нашли только в двух местах ещё. В Смоленске (Гнёздово) и в шведской Бирке. Значит, попытки пробиться нерациональным и неудобным «путем из варяг в греки» — всё-таки были предприняты. Увенчались успехом. Хотя лично поспорил бы крепко. Но так считает академическая наука, не готов аргументировано возражать.
Почему всё-таки городом нужно считать Рюриково Городище? А не просто торговой факторией и «оккупационной резиденцией» варяжского князя. Потому что, археологи раскопали не счесть признаков серьёзного ремесленного производства. Главенствовало бронзолитейное дело. Тому подтверждение — многочисленные тигельки, каменные литейные формы, обломки глиняной обмазки, производственный брак в виде неудачных отливок.
Вторым популярным ремеслом было косторезное. Найдено немало костяных пластин и остатков роговых спилов. Это исключительно славянская принадлежность мастеровая, техника и формы изделий говорят сами за себя. Что не типично для поильменских словен — так это свидетельства работы ювелиров, назовем их «златокузнецами». Работали не с привозным готовым товаром, переделывая или ремонтируя варяжскую добычу. Тончайшие перекрученные нити, кусочки золотой проволоки и фольги… признаки именно полного цикла производства.
Золотые предметы в поселениях IX-X веков лесной зоны вообще всей Восточной Европы — явление редчайшее и исключительное. Но в Рюриковом городище мастеров по золоту было немало. Вот и прикидываем, какой социальный статус имели здешние обитатели. Как устроено всё было. Такое ценное население городка нужно было очень хорошо защищать, снабжать сырьем, кормить-поить, обеспечивать регулярное торговое сообщение с дальними локациями.
То есть, летописный Новгород Рюрика и Олега в IX-м веке существовал. Окружённый хорошими укреплениями с крепким детинцем-замком. Это был именно город, не чухонское село. Распалённого горилкой воображения свидомых.
Мать городов…
Теперь к Киеву. Читая украинские «научные ресурсы», хочется плакать. От смеха. Но злость разбирает. Потому что, нормальных людей просто дурят. Самым бессовестным образом. Оказывается, под толстым слоем асфальта уже начинаются неимоверно глубокие культурные слои. Тянущиеся в глубину до трипольской культуры энеолита, ещё до начала бронзового века.
Древние широкие проспекты, мощённые итальянским белоснежным мрамором. Сверкающие княжеские дворцы на каждом из холмов (ярко расписанные орнаментами «вышиванок»). Ранне-античные статуи обнажённых «козаков», порты с битыми шумерскими и финикийскими амфорами.
С клеймом чиновника Наливайки на древней украинской мове-скрижалях: «жменька золотих карбованцив для міста Афіни»
Были древние поселения на холмах Киевских? Были. Никто не отрицает. С незапамятных времен, тамошние обитатели даже живого Атиллу видели, наверное. Но есть тонкость одна… Новгород тоже несёт в ранних слоях признаки культуры начала железного века. Только никто не рискует своей репутацией научной говорить: это были славяне. А вот обитателей киевских деревенек около переправ Днепровских — именно так (совой на глобус) кто только не пытался… «Предки украинцев», ага.
Очень уважаю и люблю академика РАН СССР Рыбакова Бориса Александровича. Но по указанию Партии записывать в славян: скифов, готов и трипольцев… это чересчур было. С дальнейшим «творческим развитием» идей от известного археолога Толочко Петра Петровича. Усилиями которого Киев в 1982-м году отпраздновал свое мифическое 1500-летие.
Это ещё свезло крупно. А то бы весь мир академический колобками катался от громкого хохота. Потому что, первый секретарь ЦК КП УССР Щербицкий хотел масштабнее юбилей закатить. Слушая, раскрыв рот, байки из АН УССР. В исполнении историка Тронько, уверявшего: основан Киев на рубеже новой эры, праздновать нужно «2000-летие»! Но совестливые Рыбаков и Толочко продавили «летописную версию» VI–VII веков. Согласившись на «круглый компромисс» в 1500 лет.
Хотя археология даже тогда говорила: между древнейшими киевскими поселениями V-VI веков и VIII веком… нет никакой связи. Стерильные культурные слои. Чтобы не утруждаться заново, дам цитирование уже опубликованной статьи. Знаю, что никто не полезет её читать по ссылке.
- Археология говорит: историческое ядро Киева состоит из нескольких культурных пластов. Преемственность не прослеживается. Киев существовал значительную часть своей истории, как до-славянское поселение. Кто его населял — не установлено.
- Самые древние находки датируются временами Римской Империи (зарубинецкая культура). Но это не посёлки даже, полное отсутствие ремесленной культуры. «Открытые селища» (без частоколов, тынов и оград) у Днепровских переправ или волоков. «Киевляне» II-III веков занимались речным извозом с берега на берег. Жили меновой торговлей с римской Тавридой. С началом Великого Переселения Народов жизнь полностью замирает.
- Реальная картина поселения просматривается на Замковой горе Киева, неприступном 70-тиметровым утесом над Днепром. В VI-VIII вв. это место облюбовали немногочисленные славяне. Первый раз — безуспешно. Поскольку в культурных пластах зияет огромная дыра… из стерильной глины. Чуть пожили. Ушли. Надолго. В IX веке северо-западную часть Замковой горы вновь обживают. Опять славяне. Земледельцы, охотники, рыбаки. Появляются зачатки ремесел.
- Дальше по археологическим слоям полный порядок: Киев активно заселяется, застраиваются крутые холмы. На Старо-Киевской горе появляется ещё одно поселение, укреплено валом и глубоким рвом. Обнаружены остатки загадочного каменного сооружения, скорее всего — капища языческого.
- Появляется городище на Лысой горе. Укрепляется рвом и земляным валом. Из летописей Константина Багрянородного известно: в середине Х века одно из этих укрепленных городищ имело собственное название — Самватос.
Археологические исследования говорят: до-городской этап развития Киева длился: от палеолита — до последней четверти IX века. С большими перерывами. А как же быть с 482 годом, который назначен «началом Киева»? Это связано с легендой, никак не подтверждённой. Об основании города тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом. Сестренкой их Лыбедью.
К тому периоду притянуты археологические раскопки следов поселения VI-VII веков. Учёные возражали. Но тихо и мало, в кабинетах. А Политбюро придумало дату «482 год» исключительно для ЮНЕСКО. Обязало страну и государства советской «сферы влияния» праздновать 1500-летия Киева…
Чей город…
Вот так. IX век Киева — разрозненные поселения. Вал, ров, частокол хлипкий. Только в конце века, с приходом варягов-северян, начинается урбанистическое развитие. Изменения видны прекрасно. Появляются древнерусские курганные могильники, под Замковой горой начинает шуметь ремесленный и торговый посад — Киевский Подол. Все укрепления, которые действительно делают деревню — городом, появились только в древнерусский период.
Городищем условным Киев можно начинать считать с появлением слабых оградок-укреплений на рубеже IX-Х веков. Когда склоны Замковой Горы обживает пришлое роменское население. Теперь понятно, почему Аскольд и Дир увидели на Днепре «городок» Киев. Привычную славянскую «гроздь рядовых подворий», разбросанных хаотично.
Кто же создал из Киева — город? Столицу княжества. Опять археология скажет точно и бесстрастно — пришельцы из «чухонсхих болот». Которые немедленно стали ставить нормальные городские укрепления на Старо-Киевской Горе. Полностью копируя укрепления Новгородского (Рюрикова) городища. Вот такие:
Читается легко, как детская книжка. Применялись редкие для древнерусской фортификации приёмы строительства, срубно-стеновые конструкции. Небольшая разброска датировок. Как на Волхове, так и на Днепре их быстро разобрали. Потому что оба города стали очень уж быстро расширяться с приходом варягов и руси.
Ремесленный и неимоверно древний центр был Киев? О, это самая вкусная тема. Знаете, откуда сия ересь произрастает? Пристегивайтесь, погружаемся в идеологическую пену науки истории. Это утверждение сделано на одной-единственной находке: литейной формы из глины. Из ювелирной мастерской. На Замковой горе в слоях IX-Х веков.
Товарищ Толочко (при всём к нему уважении) заявил о «довольно развитом поселении, центральной части феодального города»
В которой проживала, самой собой — аристократия княжеская.
Это не шутка. Мировой мем исторический. Как находкой одной литейной формочки — хутор можно назначить мегаполисом Средневековья. Решением Политбюро. Ладно, пусть так… Что тогда делать с находками Рюрикова Городища? Где развалы этих форм найдены. С тигельками разнокалиберными, заготовками золотыми, нитками, проволокой и фольгой. Ювелирная столица мира, не иначе.
Выводы
Не вижу никаких причин и предмета спора. Предлагаю закончить этот унылый срачЪ — кто кого древнее. Тем более, никакого исторического смысла тут нет. Один народ всё строил. Археологические данные принципиально не противоречат «Повести временных лет». Разве что киевлян могу чутка успокоить: ремесленно-торговый Подол начал заселяться раньше, чем Нестор назначил.
Летописный «Новый Город» (Рюриково Городище) уже в IX веке существовал полноценным городом, хорошо укреплённым поселением. Но беззащитным славянским посёлком был куда раньше. Археология точно указывает: как только Рюриково Городище стало расширяться, огораживаясь стенами, — немедленно нащупывается связь каких-то взаимоотношений с Константинополем. Была это торговля или военные набеги — земля и находки не скажут. В Киеве ничего подобного не найдено. Вообще.
Когда Рюриково городище вовсю гремело ремесленным шумом, окружённое пашнями, — Киев был россыпью трёх-четырех посёлков (с дюжиной мелких хуторов по округе). Первые попытки огородиться одного из них укреплениями — самый конец IX века. По чертежам Рюрикова Городища. Племенным центром легендарных «полян» Киев тоже не был. Все данные указывают как раз — на обратное.
Приход варягов с Севера Руси отчётливо фиксируется появлением захоронений по «древнерусскому обычаю». В тот же момент начинают возводиться (с Х-го века) полноценные укрепления вокруг города. Тут же Киев начинает мелькать в заморских летописных источниках. До Х-го века мир не подозревал о существовании этого населенного пункта. Мегаполиса…