При обсуждении возраста древнего Курска и времени его основания по-прежнему выдвигаются разные версии. Редакция «ДДД» решила пойти еще дальше, вернее, глубже, в пучину веков.
Помогла нам в этом интересная и полузабытая публикация 45-летней давности в книге «Курск: очерки истории города». Она вышла в Центрально-Черноземном издательстве в 1975 году. Авторами статьи «Курск – древний русский город» были старший научный сотрудник Курского краеведческого музея Владимир Самсонов и старший преподаватель Курского государственного пединститута Юрий Александров-Липкинг. Пускай с того времени археологи раскрыли чуть больше загадок, тем не менее предлагаем читателям краткую версию того, что происходило на территории нашего региона с незапамятных времен.
От тундры до тайги: первые люди во времена палеолита
В низовьях Тускари и Кура, где расположен Курск, люди живут уже много тысяч лет. Самые ранние следы древних обитателей наших мест обнаружены в районе улиц Полевой и Котлякова, где в 1960-х была открыта стоянка верхнего палеолита – древнекаменного века.
Она относится она к 18–15-му тысячелетиям до нашей эры, то есть люди жили здесь около 20 тысяч лет тому назад. Раскопки проводила экспедиция Курского пединститута и областного краеведческого музея под руководством доктора исторических наук профессора П. И. Борисковского.
В то время льды покрывали всю северную половину Восточной Европы, заходя кое-где и в пределы нашей области. Основная часть ее территории представляла собой тогда суровую стылую тундру, болотистую и безлесную. Первые обитатели нашего края ходили в звериных шкурах, жили в землянках, главным их занятием была охота на мамонтов, а основной пищей – мясо мамонта.
Не исключено, что на территории, где находится Курск, люди жили и раньше, в нижнем палеолите, но следы этого еще не обнаружены.
Неолитические стоянки, относящиеся к 5–3-му тысячелетиям до нашей эры, в черте города известны в нескольких местах: у Кировского моста через реку Тускарь, у Киевского железнодорожного моста, в Рыжкове, в районе Первой Промышленной улицы. Известна также неолитическая стоянка под Курском – у реки Сейм напротив села Лебяжьего.
К началу неолита льды в Европе растаяли, установился сравнительно теплый климат. Большую часть территории нынешней Курской области покрыли леса, которые перемежали «степные» водоразделы, они были богаты диким зверьем, птицей и пчелами, а реки – рыбой. Животный мир уже был подобен современному. Люди неолита тоже занимались охотой. Большое значение имела и рыбная ловля, поэтому селились исключительно вдоль рек.
Продолжалась жизнь в наших местах и в последующую эпоху – бронзовом веке (конец 3-го – начало 1-го тысячелетий до н. э.), когда стоянки также жались к рекам. Их следы отмечены у Кировского моста, близ дрожжевого и кожевенного заводов. На территории основной, верхней части города находились погребальные курганы бронзового века. Об этом говорят многочисленные (свыше десятка) случаи находок на территории Курска каменных сверленых и шлифованных топоров, типичных для эпохи бронзы. Особенно интересен топор, найденный при рытье канавы на Красной площади, недалеко от кинотеатра «Октябрь» (ныне Знаменский собор): фигурный, художественно обработанный. Он, как и другие находки, хранится в краеведческом музее.
Больше всего топоров бронзового века было найдено возле кожзавода, где, вероятно, находилась значительная курганная группа, позднее уничтоженная застройкой: при захоронении топоры обычно клали рядом с покойным. До войны на Красной площади на месте, где находится почтамт, во время земляных работ было обнаружено непотревоженное захоронение бронзового века. На глубине около двух метров нашли скелеты мужчины и женщины, лежавшие рядом. Кости были окрашены в ярко-красный цвет. Возле них находились глиняные сосуды с заупокойной пищей. По описаниям очевидцев, погребение относилось к так называемой срубной культуре бронзового века – 2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры.
Главными занятиями курян оставались охота и рыбная ловля, но уже развивались скотоводство и первобытное земледелие. Поселки бронзового века были недолговечны, их часто переносили с места на место. Укрепленных поселений на территории Курска еще не было.
Ранний железный век
Следующая археологическая эпоха раннего железа, или ранний железный век, занимает почти все 1-е тысячелетие до нашей эры. Основным промыслом жителей большей части лесостепи становится пашенное земледелие, начинается выплавка железа из болотных руд, появляется немало постоянных укрепленных поселков.
В это время наши места стали особо привлекать людей. Много лесов со зверьем, открытых черноземных участков, месторождений болотных железных руд. А еще – крутые мысы близ устья реки Кур, самой природой предназначенные для постройки укреплений.
В VI–V веках до нашей эры в устье Кура возникает городище – первая Курская крепость. Об этом говорят черепки лепных сосудов 1-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры, найденные в районе Дома офицеров и злектроаппаратного завода. В 1967 году фрагменты лепной керамики того времени были собраны на склоне возле «Электроаппарата» краеведом А. А. Орловым.
Первое дославянское городище в устье Кура просуществовало недолго. Уже ко II веку до нашей эры жители ушли со всех древних городищ Посеймья и стали жить ниже, ближе к воде, на более удобных для поселения местах. Однако могли продолжать пользоваться старыми городищами как убежищами в случае опасности.
В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры в западной и средней частях области проживали племена высокой по тем временам культуры, известные в археологии под именем Черняховской культуры. Кто они были – славяне или нет? Вопрос пока не вполне ясен. Достоверно известно, что их поселения и могильники славян были на берегу Сейма у поселка Моква и села Лебяжьего. Несколько черняховских черепков найдено и в черте города, а славянские украшения VI века – у Кировского моста.
В VI–VII веках славяне городищ не строили и вообще на высоких местах не жили. Только в VIII веке, видимо, из-за резко увеличившейся опасности нападения кочевников-степняков наши предки заняли и заново приспособили к обороне большую часть старых городищ. Снова на мысу при устье Кура появляется крепость, на этот раз уже славянская, русская. Небольшое городище, защищенное рвом и валом, идущими у северо-восточного его края от берега реки Тускари к долине Кура, берега которого при устье были в то время значительно круче. Земляные укрепления были усилены мощной стеной из вековых дубов.
Есть основание полагать, что одновременно с появлением городища в устье Кура возникло и другое – на бугре у нынешней площади Добролюбова, где сейчас Троицкая церковь.
На каждом из городищ находилось по 30–40 хижин-полуземлянок. Неподалеку возникали небольшие неукрепленные селища. Так выглядели все городища нашей лесостепи в VIII–X веках, что подтверждается и раскопками ближнего к Курску Шуклинского городища.
Славяне-северяне на реке Сейм
Славяне, населявшие во 2-й половине 1-го тысячелетия бассейны рек Десны и Сейма, входили в обширный и многолюдный союз северян или «северских племен». Летописцы иногда кратко называли их «север». Однако название племена получили не от географического севера, а от реки Сев (приток Неруссы, притока Десны), берущей начало на северо-западе области.
Северяне и Северская земля вместе с полянами и землей Полянской являлись основной частью Древней Руси – объединения восточных славян, в середине 1-го тысячелетия существовавшего в Восточной Европе. Находясь на опасной, восточной окраине Руси, «север» систематически подвргались набегам кочевников. В конце IX века, во время борьбы Киева с Новгородом, значительная часть Северской земли, в том числе, видимо, и наше Посеймье, подверглась нападению хазар, и северяне на какое-то время сделались хазарскими данниками.
В 884 году князь Олег, выступая уже во главе Древнерусского государства, объединившего большую часть восточноевропейских славян, громит хазар. С того времени Северская земля снова входит в состав древнерусского Киевского государства.
Растет значение Курска. Стоящий при впадении Тускари в Сейм, он стал важным звеном в цепи укрепленных городов, призванных защищать Русь от набегов кочевых племен. Его значение особенно возросло в связи с появлением в степях у границ Русской земли воинственных печенегов. С конца IX века забота об охране Руси от степняков становится одной из главных постоянных забот киевской великокняжеской власти, потому что без крепкой системы такой обороны Древнерусское государство просто не могло существовать. Кочевники подчас доходили до самого Днепра и стольного Киева.
Великокняжеская власть приняла участие в постройке новых пограничных крепостей и усилении старых. Для постройки крепостей и службы на дальних рубежах собираются лучшие люди со всех земель, находящихся под рукой киевского князя.
В 1036 году печенеги разгромлены Ярославом Мудрым, но вскоре в соседних с Русью степях появился не менее опасный и сильный враг – половцы. Роль оборонительных рубежей стала еще важнее.
Когда же основали Курск?
Итак, в X веке Курск был уже значительной по тем временам крепостью. Заметно вырос и находящийся близ его стен неукрепленный, точнее, слабоукрепленный поселок – селище.
Нам известна попытка точно указать год основания города Курска. Автор одной из версий, основываясь на высказывании некоего Штакельберга, написавшего в 1858 году «Путеводитель от Курска до Москвы», назвал 990 год. Сам Штакельберг эту дату ничем не подкрепляет, кроме голословной ссылки на неназванных курских «краеведов и историков». С научной точки зрения звучит наивно и совершенно бездоказательно.
Но не в этом дело. Задавшись целью узнать, когда появился Курск, необходимо договориться, что именно мы хотим выяснить. Время возникновения здесь первого, еще дославянского, городища? Время возникновения славянского городища – города в древнем значении этого слова? Но все эти события происходили задолго до 990 года.
Возможен и такой запрос: когда Курск стал городом в современном смысле, то есть из поселка с сельским населением превратился в населенный пункт, где преобладали ремесло и торговля и который имел определенное административное значение?
Один год назвать, конечно, невозможно. Происходило это постепенно, в течение ряда лет. К середине второй половины X века Курск – уже настоящий город. Когда он стал значительным звеном в цепи русских пограничных крепостей-городищ, в нем, естественно, выросла, как мы бы сейчас сказали, оборонная промышленность. Возникла черная металлургия, благо вокруг было много месторождений болотных железных руд, удобных для выплавки металла в примитивных сыродутных домницах способом прямого восстановления железа. Топливо давали дубовые леса, покрывавшие тогда большую часть территории области. Развивалось кузнечное дело, в первую очередь оружейное ремесло. О древней металлургии в нашем городе говорят случайные находки на его территории кусков металлургического шлака, типичного для сыродутной плавки.
О ремеслах в городах славянского пограничья и о многих других сторонах жизни домонгольского Курска рассказывают раскопки, проведенные перед Великой Отечественной войной академиком Б. А. Рыбаковым на городище у села Гочева Беловского района. На месте этого городища в домонгольские времена находился значительный русский город Римов, во многом подобный древнему Курску. Он также возник в VIII–IX веке и в эпоху Киевской Руси являлся одним из важных форпостов на юго-восточных окраинах страны. В XII столетии был разрушен кочевниками и больше не возродился.
Раскопками на Гочевоком городище вскрыт целый металлургический квартал у края древнего города с десятками домниц и кузниц. Это не удивило археологов: город-крепость на далеких и опасных границах Руси должен был сам в избытке снабжать себя металлом для орудий труда и особенно для производства оружия. Нет никакого сомнения, что подобная развитая древняя металлургия была и в Курске, являвшемся в те века еще более важной русской крепостью.
В конце IX века у славян появился гончарный круг. До этого они лепили горшки руками. Начали работать гончары-профессионалы, ремесленники, изготовлявшие их на продажу. Изготовленная на кругу славянская гончарная посуда с того времени была и в Курске. При земляных работах в исторической части города неоднократно находили не только черепки, но и целые сосуды. В частности, один такой, громадный, многоведерный, выкопанный на территории Первомайского парка, выставлен для обозрения в областном краеведческом музее.
Развивались и другие ремесла. При разведке у Кировского моста было собрано много черепков гончарной домонгольской посуды, пряслиц-грузиков, надевавшихся на веретено при прядении, металлургического шлама, железных изделий и отходов кузнечного ремесла. Некоторые пряслица изготовлены из розового шифера. Это привозной материал, добывался он лишь в одном месте близ города Овруча на Украине и только до монгольского ига. Находка таких пряслиц – доказательство того, что древнее поселение существовало еще до Батыева нашествия. Изготавливались такие пряслица тоже только профессионалами-ремесленниками. Еще о большем говорят находки у моста множества кусков витых стеклянных браслетов – красных, синих, зеленых и других. Такие браслеты бытовали на Руси тоже только до монголо-татар и лишь в городах. Селянки подобных браслетов не носили. Значит, налицо доказательство, что в Курске было не просто домонгольское поселение, а именно город, а не поселок.
Там же были обнаружены и следы мастерской, где эти браслеты изготавливались, а еще производства характерных для Киевской Руси цилиндрических железных замков. Для археолога это доказательство и сложного специализированного слесарного ремесла, и развития торговли – такими замками запирали лавки, лабазы, амбары с товарами. Значит, уже было имущественное расслоение и люди, скопившие значительные богатства.
Отрывок из Патерика Печерского о Курске
Первое письменное упоминание о Курске находится в так называемом Печерском Патерике (описание жития святых монахов знаменитой Киево-Печерской лавры), а точнее, в «Житии Феодосия Печерского». Упоминание это относится к концу X века. В печати приводились различные ошибочные даты. Действительная дата прибытия Феодосия Печерского в Курск может быть установлена из следующих летописных данных. Умер Феодосий в 1074 году в возрасте 82 лет. В Курск Феодосий, читаем в его «Житии», привезен отцом еще «дошкольником» и здесь же начал обучаться грамоте. Грамоте в Киевской Руси обучали с 6–7 лет. Значит, родился Феодосий в 992 году, а в Курск же приехал не позднее 998-го.
Из текста «Жития» видно, что в начале XI века Курск являлся уже немалым по тем временам городом. В нем были каменные храмы, рынки, хлебопекарни, где хлеб выпекался и для продажи. Были «властелин» – князь или наместник княжий, феодалы, использующие труд подневольных смердов для личных услуг и в сельском хозяйстве.
Неслучайно в Курске издавна получила большое значение торговля. Город лежал на скрещении важных речных путей того времени. Первый вел к Курску от Киева через реки Днепр, Десну, Сейм. Второй шел по Тускари и Снове к Самодуровскому озеру. Сейчас его нет: сплошь заросло мхом, превратилось в торфяник. В том же озере в былые века начиналась река Ока, и, следовательно, открывался один из путей через верховья Волги и освоенные нашими предками волоки к Неве и Балтике. Третий путь шел к верховьям Сейма и оттуда через небольшой волок к Северскому Донцу, дальше к Дону, затем к Азовскому и Черному морям.
Описанные пути, несмотря на их очень скромную по современным понятиям пропускную способность, тогда имели немаловажное значение.