Одним из наиболее многочисленных и прославленных славянских племен Древней Руси было племя вятичей. Главными их городами исследователи считают Кордно и Дедославль.
Кордно или Корьдно (находившийся предположительно на месте деревни Городня под Калугой), по всей видимости, был, в первую очередь, укрепленным городом с административными функциями, ведь именно там располагалась резиденция князя или воеводы вятичей Ходоты. (Читать подробный разбор про город Кордно). Дедославль же, предположительно, выполнял роль религиозного центра, где одновременно собиралось и некое вече всех вятичских родов.
Всеволод Иванов. Храм соколиного бога
Первое упоминание о Дедославле зафиксировано в 1146—1147 гг. (6654 и 6655 гг от сотворения мира) в Ипатьевской летописи в контексте рассказа о борьбе за Киевский престол между Ольговичами (Игорь и Святослав) и Мономаховичами (точнее — Изяславом Мстиславовичем). Ольговичи терпели поражение: Игорь умер, а его брат Святослав отступал под натиском Изяслава на север от Чернигова, где начинались земли вятичей, ожидая получить подмогу от Юрия Долгорукова и белозерской дружины.
Далее его маршрут лежал через Козельск в Дедославль:
«а Ст҃ославъ (Святослав) с Козельска иде до Дѣдославля…» (фрагмент из Ипатьевской летописи)
Считается, что город исчез примерно в XII–XIII веках и жизнь здесь возобновилась не ранее царствования Ивана Грозного, когда он в 1553 году повелел возвести деревянную крепость с башнями на месте разрушенного Дедославля.
Где именно находится Дедославль?
Как и со многими древними городами — это открытый вопрос без окончательного ответа. Наиболее распространенной версией считается предложенная Карамзиным — что древний Дедославль лежал на месте нынешнего села Дедилово — то есть на реке Шиворонь в 30 км к юго-востоку от Тулы. На сегодняшний день в Дедилово этот образ «наследника Дедославля» активно поддерживают и развивают: проводится одноимённый фестиваль, изготавливаются куклы-обереги «дедославушки»… Впрочем, как отмечают критики — неопровержимых доказательств тождественности этих поселений нет, кроме созвучия названий и того, что на окраинах села обнаружено городище с остатками защитных валов. Впрочем названия с корневой основой «дед» на наших землях встречаются в избытке, что логично следует из самого культа почитания предков, а про безымянные городища разбросанные по всей стране не стоит и говорить…
Городище под Дедилово с остатками древних валов
Как раз еще одно из таких городищ — Кетри (также в Тульской области между деревнями Луковицы и Гремячее, неподалеку от впадения реки Упки в Упу) является вторым претендентом на звание древнего Дедославля. Эта версия предложена историком Николаем Фоминым в ходе проведения современных раскопок городища, известного с XIX века. Исследователи прежде всего отмечают его впечатляющих размер — как минимум 1 гектар площади с 4-метровыми валами, что довольно много для древнего мира. Заселенная местность вокруг городища и вовсе составляла 24 гектара! В процессе раскопок здесь также обнаружили керамику и множество предметов быта. Николай Фомин считает, что это наиболее подходящее место для локализации древнего Дедославля — и исходя их размеров городища, и из его положения на местности. Так, войску летописного Святослава Ольговича не пришлось бы на своем пути делать неоправданный крюк на пути к Остеру.
Вятичи — кто они?
Племенной союз вятичей занимал обширную территории нынешних Тульской, Калужской, Рязанской, Московской и Орловской областей — гранича с племенами мордвы на востоке.
Карта расселения славянских племен VII-VIII вв
Судя по дошедшим до нас сведениям, вятичи являлись одним из наиболее сильных, передовых и искусных во всех отношениях племен древнеславянского мира. Они имели славу отличных воинов, к тому же проживали в таких лесах, пересечь которые уже почиталось за подвиг (об этом говорится в одном из сказаний об Илье Муромце), что позволяло им держаться достаточно независимо от внешнего мира. Именно они дольше всех других — вплоть до XII века сохраняли родную веру и обычаи, продолжая сжигать своих ушедших сородичей на погребальных кострах, и возводя в их славу курганы. Неудивительно, что их главный город получил наименование Дедославль — что прямо указывает на культ «дедов», «прославление дедов», то есть предков (кстати, одноименный праздник «Деды» до сих пор отмечается, например, в Беларуси в конце октября — почти одновременно с западным Хеллоуином. Считается, что в это время умершие родные приходят посмотреть на живых).
Погребальный костер. Автор иллюстрации неизвестен
Известно, что Вещий Олег набирал часть войска для похода на Царьград именно в землях вятичей, а позднее они успешно противостояли князьям из столичных городов Руси:
«… а на ту зиму повоеваша Половци Стародуб весь, и аз шед с Черниговци и с Половци, на Десне изъимахом князи Асадука и Саука, и дружину их избиша; и назаутрее за Новым городом разогнахам силны вой Белкатгина, а се мечи и полон отяхом. А в Вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих 1-ю зиму, и пакы по Изяславичих за Микулин, и не постигохом их» (из «Поучения Владимира Мономаха)
Вятичи считались великолепными ремесленниками, гончарами, ювелирами, кузнецами. Сырье для всех перечисленных видов деятельности добывалось на своей земле из местных луговых и болотных руд. Вятичи вели активную торговлю (в том числе с арабским миром и Западной Европой), предлагая на продажу изделия своих оружейников, златокузнецов, а также меха, мед и воск, взамен же покупали шелка и стекло.
Традиционный женский наряд и украшения вятичей
Своеобразным археологическим «маркером» проживания вятичей выступают характерные для них семилопастные женские височные украшения.
«…(прим. — данный тип украшения) попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X — XI вв. и вятическим семилопастным XII в.…. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне — более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их — „семилучевые“. Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X — XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору» (академик Б. А. Рыбаков)
Височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка. XII—XIII вв. Минский национальный Музей истории и культуры
Можно предположить, что форма данной усерязи (височного кольца) продиктована одновременным почитанием луны и солнца: так, в центре подвески хорошо различим полумесяц, так называемая луница — которая повсеместно на Руси являлась женским талисманом-оберегом, а лучи отражают энергию солнца. Однако, никакой информации почему закрепилась именно форма с семью лучами — нет.