Сегодня этот польский город на границе Германии и Польши называется Щецин — помимо прочего это один из крупнейших морских портов на Балтике. Государственная принадлежность Щетина-Щецина-Штеттена неоднократно менялась, но стратегическое значение в регионе — никогда.

7

Город был известен еще с 800 г. в бытность Полабской Руси, в состав которой он изначально и входил (см. Аркона, Ругодив, Винета). Тогда на данных территориях (от берегов Балтики до реки Лабы-Эльбы) проживали преимущественно славяне — поморяне и руги, которые и основали это поселение для защиты удобной переправы через Одер. Место было привлекательно тем, что позволяло контролировать как реку, так и выход к Балтике — таким образом его превращение в крупный центр торговли было практически предопределено. Но знаменит полабский Щетин был не только этим, но и своей духовной составляющей, а именно — святилищем бога Триглава. Считается, что Триглав олицетворяет власть над тремя стихиями или царствами — небом, землей и огнем.

16
Всеволод Иванов. Храм Световида в Арконе

Епископ Оттон Бамбергский, посетивший Полабскую Русь дважды, был потрясен красотой местных городов. Герборд — монах и биограф, составивший жизнеописание Оттона Бамбергского на основе бесед с людьми, знавшими его лично, сохранил следующее описание Щетина и его храма:

«В городе Штетине находились четыре здания, называемыя континами (прим. — название храма или священного здания). Одна из них, главнейшая, была построена с величайшей отделкой и искусством: внутри и снаружи, по стенам ея находились резныя выдающиеся изображения людей, птиц и зверей, представленныя столь естественно и верно, что, казалось, они дышат и живут; но, что редко встречается, краски наружных изображений отличались особой прочностью: ни снег, ни дождь не могли потемнить или смыть их; таково было искусство живописцев! В это здание по старом обычаю предков, приносилась законом определенная десятина награбленных богатств, оружия врагов и всякой добычи, приобретенной в морских и сухопутных боях; здесь сберегались золотые и серебряные сосуды и чаши, которые в праздничные дни выносились, как будто из святилища, и знатные и сильные люди гадали, пировали и пили из них. В честь и украшение богов, в главной контине сохранялись также огромные рога туров, украшенные позолотой и драгоценными каменьями и пригодные для питья, рога приспособленные к музыке, кинжалы, ножи и всякая драгоценная утварь, редкая и прекрасная на вид»

«Три другие контины менее уважались и менее были украшены; внутри них кругом разставлены были скамьи и столы, потому что тут происходили совещания и сходки граждан: в определенные дни и часы собирались они затем, чтобы пить, играть и разсуждать о своих делах.»

2478
Виктор Корольков. Световид

Эбон добавляет к этому описанию следующее: он пишет, что статуя Триглава имела три головы, направленные в разные стороны, а его очи и уста закрывала золотая повязка. Он стоял на самом высоком из трех холмов, на которых построен город, в главном из четырех священных зданий.

1109
Автор неизвестен. Священные рощи

Сохранились свидетельства о существовании в Щетине священных деревьев и целых рощ, так Герборд (XII в.) писал о том, что здесь произрастал густолиственный дуб, а у его подножия находился святой источник, где, как полагали жители города, обитало само божество. Он же писал о священном ореховом дереве, посвященном другому богу.

А вышеупомянутый Оттон Бамбергский, обращаясь с проповедью к щетинцам, говорил:

«я знаю, что вы боитесь духов, обитающих в рощах»

Известно также что в Щетине — аналогично Арконе — существовал культ коня, а изображение бога в главном щетинском храме Триглава представляло собой фигуру воина-наездника. При храме жил вороной конь посвященный этому богу, на которого никто не имел права садиться. Именно это священное животное определяло исход гаданий проводимых в стенах храма. Отголоски культа коня мы видим в нашей культуре и мифах до сих пор — и это то немногое, что осталось нам на память о Полабской Руси: боевой богатырский конь белой масти, обладающий даром предвидения и приносящий удачу своему хозяину; волшебная уздечка, способная удерживать нечистую силу; прибиваемые «на счастье» и для отвода нечистой силы подковы; конская голова на палке в обрядах празднования Коляды и детских играх; святочные гадания с белым конем; резные «коньки» на крышах домов…

6
В.Васнецов. Прощание Олега с конем

Интересно, что Щетин был старейшим, очень крупным (900 отцов семейств на 1120 г., без учета женщин, детей, челяди и людей без хозяйства) и самым почитаемым из городов западного Поморья.

Так, когда упомянутый уже епископ Оттон явился в Камень, Пырицу и Волин с целью склонить старейшин городов к принятию христианства, они ответили ему отказом на том основании, что не могут принять новую веру до тех пор пока ее не примут в Щетине — ведь это было бы нарушением заветов предков, согласно которым ничего важного не может решаться без мнения Щетина:

«Щетинцы — глава всего Поморского народа, многочисленнее и сильнее прочих городов; Волын всегда будет следовать их примеру и решению»

Только когда усилиями польского князя Болеслава III щетинцев удалось обратить в христианство в 1124 г. их примеру последовал Волин и другие города. Вплоть до этого времени город сохраняет лидирующее положение в Западном Поморье. Кстати, его жители были крайне сведущи и образованы и по свидетельствам немецких хронистов знали в точности местоположение, особенности и нравы других народов, что свидетельствует об их достижениях в мореплавании и торговле.

4434
Н. К. Рерих. Заморские гости

К концу XII века территория вошла в состав Священной Римской Империи и началась германизация города. Даже его название переиначивается на немецкий лад и звучит уже как Штеттин — в этом плане его история едина с историей других славянских городов Балтики, входивших некогда в Полабскую Русь — все они постепенно были поглощены Священной Римской Империей, а Полабская Русь как таковая растворилась и затерялась в архивах истории.

Шетин же как город-порт продолжил расти и процветать, хоть и под другим названием и в других реалиях — в XIII веке он вошел в Ганзейский торговый союз, а вплоть до 1648 года являлся также столицей герцогства Померания-Штеттин. В результате Тридцатилетней войны он отходит под юрисдикцию Швеции, которой принадлежит до 1720, после чего вновь отходит Пруссии по Стокгольмскому договору. С этих пор город становится основным морским портом для снабжения Берлина, а к 1939-му — третьим по площади городом Германии. В 1945-м город был занят советскими войсками, которые позднее передали управление им польской стороне, что было зафиксировано на Потсдамской конференции.

3356
Замок Штеттина

Интересно, что именно в Штеттинском замке родилась будущая императрица России Екатерина II.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие