Происхождение названия реки Волхов. Древнее святилище Перынь. Скифы – это русы. Древние русы и Александр Македонский.
До языковой реформы 1917–1918 годов в нашей азбуке присутствовал ряд неупотребляемых ныне букв — i, ять, фита, ижица. Кроме того гораздо более широкое распространение имела буква «ер» или твердый знак. В частности, по правилам дореформенного языка «ер» полагался в конце каждого слова, заканчивавшегося на согласную букву (кроме слов с «й» и «ь» знаком на конце). СанктЪ-ПетербургЪ, ПсквовЪ, ВладимирЪ, СмоленскЪ… Для иллюстрации этой буквы в рамках проекта «Азбука легендарных городов» мы решили выбрать один из наиболее древних городов славян дабы посредством написания в старом стиле подчеркнуть его почтенный возраст.
Итак, Словенск(ъ). Детальное описание основания города князем Словеном, причин его основания, нескольких тысячелетий (!!!) его истории, включая два периода полного запустения подробнейшим образом изложены в «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске». Как и у других русских сказаний и былин — взять ту же Голубиную книгу — у него нет какого-то «канонического» текста. В древности основной формой рассказа была устная, что неизбежно приводило к тому, что версии и варианты одного и того же сказания постоянно множились. При этом — пусть и с некоторыми отличиями в деталях — общий смысл и канва повествования всегда сохранялись.
Существует более 100 записанных версий «Сказания о Словене и Русе». Один из вариантов можно найти и прочитать в оригинале в «Мазуринском летописце» конца XVII в. (Полное собрание русских летописей, Т.31, 1977 года издания). Другой вариант сказания в свободном доступе (например, на сайте НЭБ) содержится в «Повесте о стране Вятской (Вятский летописец)» XVII–XVIII, где оно помещено под названием «Начало Великому Словенску еже есть ныне град великий Новаград». Почему кстати Вятский летописец, если речь о Новгороде? Дело в том, что первые русские переселенцы на Вятку были именно новгородцами, поэтому и свою историю они вели от основания Новгорода — то есть Словенска. Именно этот текст мы будем использовать далее в статье в качестве основного источника.
Всеволод Иванов. В городе Словенске
«Сказание о Словене и Русе» имело широчайшее распространение на Руси, по крайней мере в XVII—XVIII вв., что хорошо прослеживается в разных письменных источниках. Ссылки на сказание имеются у М.Ломоносова, В.Татищева и проч.
Мы же сегодня почему-то наслышаны только о последних строках этого произведения, в которых новгородский князь Гостомысл, будучи при смерти, обращается к своим людям с такой речью:
«А се вижу, яко земля наша добра и весми благами изобильна, но не имать себе властодерца и государя от рода царского; сего ради в вас мятеж велик и неутешен и междособица зла; молю убо вас, послушайте совета моего, иже реку вам: по смерти моей идите до моря в Прускую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже от рода Кесаря Августа кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами; несть бо вам срама таковым покоритися и в поддании у них быти…»
Виктор Корольков. Варяг
Касательно славянской принадлежности призванных из Пруской земли князей уже было сказано многими и неоднократно, напомним лишь, что вплоть до XII века вся Северная Германия и все южные берега Балтики были заселены славянскими племенами (лютиче/вильцы, ободриты/бодричи, редари, руаяне, ружане, вагры, поморяне и другие), собирательно эти земли именуются Полабской Русью (от названия реки Лабы/Эльбы). В названиях реки и городов Германии этот пласт славянских названий сохраняется до сих пор.
Славянские народы на карте центральной и восточной Европы в конце X века. Иллюстрация к статье «славяне» из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Сейчас же мы хотим обратить внимание на другое — если мы считаем этот отрывок с призванием Рюрика реальным историческим фактом, почему же весь предшествующий текст той же самой рукописи отнесен в сферу легенд и более того вообще забыт?
А там есть чему удивиться — ведь в этом сказании мы найдем сведения не только об основании града Словенска, но и об истории славян начиная с 3264 г. до н. э., которой обозначен там же в рукописи вторым летом после Всемирного Потопа!
В тексте год указан как 2244 от сотворения света, что с учетом календарной реформы Петра, когда были отброшены «лишние» 5508 лет древней истории (вместо 7208 лета наступил 1700-й год) как раз дает нам дату 3264 до н. э.:
- Для перевода старых дат на новые отнимаем от старых 5508: 2244 — 5508 = — 3264 (то есть Сказание о Словене и Русе начинается по нашему сегодняшнему исчислению в 3264 год до н. э.)
- Для перевода новых дат в старые прибавляем к ним 5508: 2021 + 5508 = 7529 (то есть такое «лето» по старому исчислению у нас на дворе сейчас).
Предлагаем прочитать «Сказание о Словене и Русе» внимательно с самого начала и вернуть себе (хотя бы частично) утерянные знания о нашем славном прошлом. В рамках статьи остановимся на ключевых вехах и самых интересных моментах.
Цитаты приводятся по тексту «Повести о стране Вятской» (Вятский летописец): памятник Вятской письменности XVII–XVIII века». Год издания 1905.
«Въ лето отъ создания света 2244-е (прим. 2244–5508= -3264 г. , то есть 3264 г. до н. э.), во второе же лето по потопе, Ной праведный праотець нашъ, вторый родоначалникъ, раздели всю вселенную тремъ сыномъ его Симу, Хаму и Афету… Афету же, по благословенью отца, своего Ноя, излиявшуся на западныя и на северныя страны, даже и до полунощи.»
Итак, после потопа Ной завещал одному из трех своих сыновей — Иафету (Афету) властвовать над всеми западными и северными странами. По прошествии времени уже правнуки Иафета — Скиф и Зардан — укоренились в Причерноморье, их потомки основали империю Великая Скифия и стали настолько многочисленными, что уже не могли все уживаться в одном регионе расселения. Началась борьба за власть между пятью кровными братьями — Словеном, Русом, Болгаром, Команом и Истером.
«По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своея и от рода своего, от западных стран, и коснушася полуденных стран и вселишася во Ексинопонте и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы, и умножишася зело, и прозвашася по имяни прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобие, крамола многа тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца дети, пяточислении кровницы, им же имена суть: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер.»
Чех, Лех, Рус и белый орел. Иллюстрация XIX века
Словен и Рус, «мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшие» придумали как остановить вражду: «Разве наша земля (читай — Ексинопонт), это уже вся Вселенная? Неужто, нет в наследии праотца Иафета другой земли, к поселению человеку угодной? Ведь мы слышали от предков своих, что Ной благословил прадеда нашего Иафета всей землей западного и северного ветров владеть… Оставим вражду и несогласие и пойдем по свету от этой земли и от рода нашего, унаследованной от прадедов, туда, куда приведет нас счастье.» (цитата дана в переложении на современный язык)
В 3085 лето от сотворения света (или в 2423 г. до н. э. по сегодняшнему летоисчислению) Словен и Рус покинули Причерноморье и странствовали со своими людьми 14 лет до тех пор пока волхвы не указали подходящее место для нового поселения. (*В других версиях сказания указана другая дата — 3099 от сотворения мира, впрочем в данном случае когда речь идет о тысячелетиях, разница всего в десяток лет — ничто). Этим местом стало озеро, называвшееся (надо думать еще до прихода Словена и Руса?) Мойско.
Всеволод Иванов. Время духа Лютича. Путь на город Словенск
«… но нигде не обретше вселения по сердцу своему… дондеже дошедше езера некоего велика Мойска зовомого, последи же Ирьмерь (Ильмень) проименовася во имя сестры их Ирмеры, волхование повеле им быти насельником места того. И старейший Словен с родом своим и со всеми своими иже под рукою его, седе на реце зовомой тогда Мутная, последи Волховом проименовася, и поставиша град, поименоваша по имени князя своего Словенск великий, иже напоследи Новгород великий проименовася… И от того времяни новопришельцы Скифские начаху именоватися Словяне»
Владимир Меньшенин. Скифы — русы. Источник: Rakov Gallery
То есть здесь (и это далеко не единственный источник!) мы явственно видим утверждение, что словяне ведут свое происхождение от скифов — собственно говоря ими и являются. Скифы, словяне и далее (непосредственно в тексте «Сказания» об этом также говорится) — поляне, кривичи, древляне — это все разные слова для обозначения одного этноса. Они отражают лишь разные временные периоды (княжение определенных правителей по именам которых назывались их подданные) или территориальные привязки (аналог — москвичи, рязанцы, ярославцы). В этой связи стоит вспомнить, что и на средневековых картах Тартарии кое-где значится, что Тартария — это территория бывшей Скифии, ее наследница. Северный Ледовитый океан, в свою очередь, также именуется на старых картах то Скифским, то Тартарским морем.
Карта Тартарии Абрахама Ортелиуса 1570 г.
Итак, Словен основывает одноименный город (которые позднее станет именоваться Новгородом) на реке Волхов, его же брат Рус «вселися на месте некоем разстоянием от Словенска великаго яко стадий пятьдесят, у соленого студенца, и созда град между двумя реками и нарече его во имя свое Руса, иже и до ныне именуется Руса старая… И ины градки многи Словен и Рус поставиша, и от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии Словене и Русь»
Здесь же дается объяснение названий близлежащих рек и озер — все они названы в честь жен, сестер, сыновей и дочерей Руса и Словена — Илмер-озеро (сегодня — Ильмень), река Шелонь (по имени жены Словена), река Волхов (по имени старшего сына Словена), река Порусья (по имени жены Руса), река Полиста (по имени дочери Руса)…
Александр Угланов. Охота князя Словена
Довольно много текста автор летописи (напомним, что рассматриваемый вариант текста опубликован в XVII веке, то есть записан уже христианским летописцем) посвящает старшему сыну Словена Волхову, именем которого и назван Волхов. В тексте он значится как волхв и чародей, который умел превращаться в «лютого зверя коркодила» (последнее, вероятно, поздняя приписка с целью очернения, но изначальный посыл ясен — княжич был оборотнем — вспомним былинного Волха Всеславьевича. Кстати, интересно и старое написание слова «коркодил» — именно так оно фигурирует во многих русских (!) летописях. Стоит ли это понимать так, что при тогдашнем климате крокодилы были абсолютно обычным для наших широт животным? А само слово, указывает на его шероховатую — как корка — спину и на место обитания — ил?). Княжич Волхов «постави…градок мал на месте некоем, зовомо Перыня», что есть не что иное как капище Перынь неподалеку от сегодняшнего Великого Новгорода. Самого княжича люди, согласно «Сказанию» «сущимъ богомъ (окаянпаго того) нарицйху». Далее по тексту ясно что речь идет о боге грома Перуне, то есть Волхов по всей видимости считался его воплощением?
Виктор Корольков. Посланник Перуна
Интересно, что хоть христианский летописец и пишет о Волхове с явным неодобрением — «чародей лют», «окаянный чародей», «бесовскими ухищрениями мечты творя» и прочее в таком духе, вплоть до того, что он в образе лютого зверя пожирал неугодных ему людей, но однако же он находит достаточно важным описать даже его смерть и место захоронения! Причем смерть также необычную, как бы подтверждающую его незаурядные магические способности — он был вынесен волнами реки к им же основанному Перынскому святилищу (сегодня на его место христианская святыня — Перынский скит). Исторические скептики не считают подобные «Сказания» отражением реальных событий, однако, вот вопрос — зачем христианскому летописцу вообще обо всем этом упоминать, кроме как ради сохранения исторической достоверности? Стал бы он пересказывать небылицы, корни которых уходят в язычество, ради того, чтобы сохранить их сами по себе, если не существовало такой исторической фигуры как княжич Волхов?
«…удавлен от бесов в реке Волхов (прим. — кем он был удавлен „от бесов“ более чем за 2000 лет до возникновения христианства?!)…окаянное его тело несено бысть вверх по оной реке Волхову и извержено на брег противу Волховного его градка, идеже ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от невегласи (прим. — термин „невегласи“ в летописях обозначают язычников, поклонников дохристианской веры) погребен бысть окаянный, с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, якож обычай есть поганым»
Всеволод Иванов. Два лика Перыни
Далее география русо-словенского мира — посмотрим сколь далеко простирались владения наследников Словена и Руса и кто являлся их противником в военных столкновениях:
«Словен же и Рус живяху между собой в любви, и княжаху тамо и завладеша многими странами тамошних краев, тако же по них же сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечныя, и богатства много мечем своим и луком, обладаша же и северными странами и по всему поморию даже и до пределов Ледовитого моря, и окрест желтоводных вод (примеч. — Хуанхэ?) и зеленовидных вод (?), и по великим рекам Печере (Читать подробнее про исчезнувшие города Печера и Пустозерск) и Выми и за высокими и непроходными каменными горами (прим. — Урал?) во стране рекома Скир, еже есть Сибирь, по велицей реце Оби и до устья Беловодныя реки, ея ж вода была, яко млеко (прим. — Лена — крупнейшая в мире река, протекающая в зоне вечной мерзлоты ?), тамо беруще дорогую скарбу звери рекомого Дынка, сиречь соболь»
«Хождаху же и на Египетския страны и воеваху, и много храбство показующе, во иерусалимских и варварских странах велий страх от них належаше»
— иными словами словены и русы наводили великий страх в землях египетских (!), иерусалимских (!) и варварских (?)
Евгений край. Раненый скифский лучник
Далее идет описание того, что во времена Александра Македонского у словенов и русов царствовали три царя с именами Великосан, Асан и Авелхасан, а слава их «ото всех стран самому самодержцу (прим. — то есть Александру Македонскому) в уши возгреме», тогда стал он советоваться со своими подданными, как стоит вести себя с потомками Словена и Руса, которых македонцы кстати именуют «сыроядцами». Довольно необычное слово и как его понимать — большой вопрос. Были ли словено-русы, вегетарианцами или сыроедами, в отличие от подданных Македонского? Это вовсе не так фантастично, как кажется на первый взгляд, ведь культура вегетарианства исходит из ведических учений Индии, а сегодня многие исследователи уже открыто заменяют слово «славянское язычество» на «ведизм», намекая на единую индоевропейскую культуру старой Евразии. А об удивительной близости корневых основ русского и санскрита (древний «мертвый» язык Индии) пишут практически все, кто занимается санскритом.
Александр же с подданными рассудил так — идти на словено-русов войной крайне неудобно хотя бы по причине невероятно дальнего расстояния, неудобопроходных морских вод и превысоких гор на пути, поэтому он вместо объявления войны посылает им богатые дары и «писание всякими похвалами украшено» с предложением о разделе мира:
«Александр, царь царем и над цари бич Божий… всего света обладатель и всех иже под солнцем грозный повелитель… в далеком разстоятельном и незнаемом крае вашем от нашего величества честь и милость славнейшему вам и по вас храбросердому народу Словенскому, зацнейшему колену Русскому, князем и владельцем от моря Варяжского даже до моря Хвалымскаго… милым моим храброму Великосану, мудрому Асану, счастливому Авесхасану, вечно поздравляю, яко самих вас любезно лицем к лицу целую, сердечне приемлю, яко други по сердцу своему и сию милость даю вашему владычеству: аще каковый народ вселится в пределах вашего княжества от моря Варяжского и даже до моря Хвалымского (прим. — старое наименование Каспийского моря), да будут вам и потомству вашему подлежимы вечной работе; во ины же пределы отсюда да не вступит нога ваша…»
Н. К. Рерих. Искандер и отшельник. Прим. — Искандер — персидская транскрипция имени Александр. Походам Александра (Искандера) посвящено несколько крупных литературных произведений персидских авторов, включая «Шах-наме», «Искандерова стена», «Искандер-наме»
Интересен способ которым Александр предлагает скрепить договор, ежели словено-русские князья примут его предложение. В этом случае им надлежит осуществить торжественную службу в «божнице своей» у идола бога Велеса (имя которого, судя по тексту, прекрасно известно и македонцам) и устроить честный праздник «в начальный день Примоса месяца». Это уже второе упоминание имени древних славянских богов в «Сказании» — первое относилось к богу грозы Перуна в контексте Перынского городка основанного княжичем Волховом, которого самого же и считали воплощением бога-громовержца.
Позднее русо-словенские князья Лах и Алахерн все же ходили «воевать скипетры греческия под самый той царствующий град» — первый вернулся домой с богатствами, второй же погиб у моря в месте которое и поныне носит название Лахерново — там построен монастырь Пречистой Богородицы.
Затем наступает первое запустение Словенска из-за некого мора «некому и погребати мертвых». Уцелевшие жители массово переселяются на «белые воды» (на север, к побережью?), за Дунай и в другие земли.
«Великий же Словенск и Руса опустоша до конца на многие лета, яко и дивым зверем обитати и плодитися в них. По времени некоем паки придоша с Дуная Словяня, подъяша Скиф и Болгар с собою не мало, и начаша паки грады оны Словенск и Русу населяти»
Этот отрывок интересен в том плане, что косвенно доказывает историческую точность «Сказания». Ученые отрицающие свидетельства того, что и ДО Рюрика наша земля имела несколько тысяч лет истории, пытаются представить «Сказание» неким мифом, посредством которого наши предки якобы хотели, безосновательно удлинняя свою историю, прибавить себе славы. Однако, разве станут искатели славы сочинять истории про запустение ключевых городов от мора? В чем же здесь почет? Более того, за первым запустением приходит второе — после нашествия белых угров, которые полностью разрушили легендарные грады! Поистине «черный отрезок» истории, который никто не стал бы «придумывать» намеренно, если бы его не было.
Всеволод Иванов. Русы ушли. Волки пришли
Однако, все в мире циклично и за упадком приходит новый расцвет:
«…по многом же времени онаго запустения слышаху Скифские жители про беглецы Словенские от земли прадедов, яко лежит пуста и никем не брегома, и о сем сжалишася велми и начаша мыслити, како бы им населити землю отцев своих и паки поидоша с Доная множество их без числа, с ними же Скифы и Болгары, иные иностранцы поидоша на землю Словенскую и Рускую и седоша паки близ езера Ирьмерь и обновиша град в новом месте, от старого Словенска вниз и о Волхове яко поприще и боле и нарекоша Нов град великий, и поставиша старейшину князя от рода своего, имянем Гостомысла; тако же и Русу поставиша на старом месте, и ины грады многие обновиша и разыдошися кождо с своим родом по широт земле: ови ж седоша в полях и нарекошася Поляне, сиречь Поляки, ови ж Полочане речки ради Полоты, овии Мазовшане, овии же Жмутяне, овии же Бужане по реце Бугу, овии Дреговичи, овии Кривичи сиречь Смоляне, овии Чудь, ини ж Меря, ины ж Мурома, иние же различныя именования прозваша, и тако нача разширятися страна она вельми, общим именем призывахуся сына старейшего князя Новгородского Гостомысла…»
Скифы. Автор неизвестен
То есть повторное заселение древних градов — как и первоначальное их основание — опять же производится Скифами, которые затем по мере расселения получают новые имена — поляне, древляне, бужане и проч., оставаясь суть скифами (в этот раз к ним, видимо, добавляются и некоторые финно-угорские племена).
Далее идет упоминание о старшем сыне Гостомысла Словене, основавшем Изборск, и уже известный нам призыв Гостомысла к приглашению князей из Пруской земли.
Считать ли все это легендой или былью каждый, конечно, волен решать самостоятельно. Летописцы XVII века, впрочем, на этот счет не сомневались — в Мазуринском летописце, например, разобранный выше текст (дополненный знаковыми датами из христианства) вовсе не выделен в отдельное «Сказание» — он просто открывает летопись, которая дальше с сохранением ровно того же формата (год — событие) ведется дальше как ни в чем ни бывало и без каких-либо разграничений на «мифическое и историческое» вплоть до Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава и далее-далее вплоть до лета 7191-го и времен Петра и Иоанна Алексеевичей (ниже отрывки):
- Лета от сотворения света 2242-го потоп бысть всей вселенной.
- Лето от Сотворения света 2244 по потопе во 2-е лето по благословению отца своего Ноя Афету излиявшуся на заподныя страны и на северныя даже и до полунощныя…
- Лета 2373 Мосох, шестый сын Афетов, внук Ноев, шедши от Вавилона с племенем своим абие во Азии и Еуропе над брегами Понтискаго или Чорнаго моря, народи московитов от своего имени, и умножшуся народу, поступая день от дне в полунощныя страны за Чорная моря над Доном и Волгою реками и над озером или отногою морского Меотис, иде же Дон впадает, в полях широка селеньми своими распространиша…
- Лета 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта…
- Лета 3113 великий Князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словѳнеск, иже ныне зовется Великий Новград…
- Лета 5530 генваря в 6 день крѳстися господь наш Исус Христос от Иоанна во Иердани рѳце. Против недели в 7 часу нощи.
- Лета 5928 воста от рода словенска от Великого Новаграда два князя Лалох и Лахерн. И сии паки воевати начата землю скипитра греческаго…
- Лета 6420 умрѳ Олег в царство греческого царя Константина, княжил 33 лета, дондеже возмужа Игорь, и погребоша его на горе Щековице.
- Лета 6496-го крестися Владимер, князь киевский, во граде Корсуни…