В истории Древней Руси есть своя Троя — это легендарный город Словенск, который упоминается в некоторых отечественных письменных источниках. Русские хронографы и летописи второй половины XVII и XVIII веков содержат легендарную часть "О истории еже о начале Русския земли и создании Новаграда", где в том числе сообщается о городе Словенске, который предшествовал Новгороду и находился от него вверх по течению Волхова на расстоянии "яко поприще и боле".
Хронология в "Сказании" фиктивная и приведена для сообщения вымыслу внешнего правдоподобия. Авторитет ей должна была придать её включённость в библейскую историю. Отнесение же даты основания Словенска вглубь тысячелетий (согласно источнику Словенск был основан примерно в 2395 г. до н.э) в "Сказании о Словене и Русе" есть учёная выдумка позднейшего времени. Придуманная, как считается, неким безвестным монахом по поручению Киприана, митрополита Новгородского (1626-1634 гг.).
Существует несколько вариантов данной легенды и в некоторых из них добавлены еще действующие лица — например Вандал и Скиф. Ещё с XIV века в западнославянском эпосе фигурируют Чех, Лех и Рус (Мех). Правда это совсем иная легенда. Обычно академические исследования мифологий не придают отмеченной легенде большого значения, усматривая здесь позднее и сугубо книжное происхождение, стилизованный вымысел летописцев.
Например историк филологических наук С. Шамбинаго высказывает такое мнение:
"в позднее время составилась "Повесть о старобытных князьях" по всем правилам тогдашней литературной школы. Прагматическая риторика, введение занимательных рассказов хронографического типа, стремление возвести этнические наименования и собственным именам родоначальников-князей, введение исторических повестей подсказывает, что временем возникновения такой композиции мог быть XVII век"
Примечательно, что отечественные авторы данный сюжет пытались развить преследуя явные политические цели. Например с целью обосновать царский титул русских государей была придумана легенда о родстве рюриковичей и римского императора Октавиана Августа. Также В.Н. Татищев использовал эти сведения в своих трудах, что может быть связано с попыткой обосновать претензии России на финские земли и именно оттуда Татищев пытался выводить родословную русских князей.
Тем не менее нельзя исключать, что в предании о Словенске народная память в легендарной форме сохранила отзвуки реальных событий. Об этом и поговорим в данной статье.
Я уже писал ранее о летописном парадоксе — город Новгород упоминается в источниках с IX века в то время как согласно археологии он в это время еще не существовал. Но все встает на свои места если вспомнить про так называемое "Рюриково Городище". Причем мы точно не знаем как его называли современники в IX веке. Начиная с XVIII в., Городище неоднократно рассматривалось краеведами и историками как предшественник Новгорода. На это наталкивали, прежде всего, сами названия: Новгород ("новый город") и Городище ("место старого города"), а также сообщения поздних русских летописей 2-й половины XVII – XVIII вв. об основании Новгорода на новом месте якобы близ предшествующей столицы ильменских словен – Словенска, который отождествляли с Городищем. Археологические наблюдения подтверждают такое возможное решение вопроса о хронологическом соотношении Новгорода и Городища. Даже в ключевых точках города (Детинец, Ярославово дворище) не обнаружено слоев ранее 930–40-х, в то время как Городище являлось, несомненно, значительным поселением на пересечении торговых путей уже с середины IX в.
Летописные же источники составлявшиеся уже во времена расцвета Новгорода упоминают о нем ретроспективно и в IX веке, хотя речь безусловно идет либо про Городище, либо про Старую Ладогу. Так например в некоторых списках русских летописей указывается, что Рюрик был призван княжить сразу в Новгород, хотя он в описываемое время еще не существовал и в данном случае речь идет безусловно о Ладоге.
В IX – первой половине X вв. Словенск – реальный Словенскъ, он же первоначальный Хольмгард Hólmgarðr упоминаемый в скандинавских источниках – и был "крепостью на острове", выполнявшей функции административного центра земли ильменских словен. Основное значение древнескандинавского hólmr – "остров". Древнескандинавское garðr имеет следующие значения: 1) ограда, забор, укрепление; 2) двор, огороженное пространство; 3) двор, владение (княжеский двор).
Скандинавское название Новгорода Hólmgarðr позволило ученому-историку Г. Шрамму предположить, что именно оно было первоначальным; по мнению автора, второй член этого названия -garðr — имеет здесь значение "предгородское поселение". Это поселение возникло явно раньше, чем мог появиться топоним Новгород, т. е. Новый город, новый по отношению к какому-то существовавшему ранее более старому городу.
Рюриково городище действительно находится на небольшой но заметной возвышенности, а в половодье и вообще при обильных осадках это место превращается в остров. Это очень хорошо согласуется с известиями арабских источников, где в частности упоминается, что русы живут на острове с болотистой почвой.
Причина основания Новгорода на новом месте вполне понятна — по мере развития торгового пути начало расти населения а местность вокруг Рюрикова городища не позволяла строить городской посад. Город был основан на новом месте выше по течению и вскоре приобрел более важное значение по сравнению с Ладогой т.к. был менее доступен для набегов со стороны Ладожского озера и был более выгодно расположен — рядом с озером Ильмень, от которого водные пути по малым рекам расходились в разные стороны.
Итак, есть все основания считать, что реальным образом легендарного Словенска и было Городище, которое впоследствии получило название Рюрикова.