фото: близ истока Днепра. Общий вид дер. Клецы. рис. В. Годовкина. 1929 г.
«Народ, который не знает свою историю, не имеет будущего». Эти слова принадлежат Михаилу Ломоносову… Особое географическое положение Смоленского края привело к тому, что со времён первого упоминания в летописи (863 год) наши земли были вовлечены во все значимые политические события России.
На культуре региона и на смоленских говорах отразилось влияние экономических и военных связей с Литвой, Латвией, Польшей, Францией, Германией и другими европейскими странами. Каждый россиянин слышал о том, что в 2022 году Литва – после начала специальной военной операции – заявила свои права на Смоленск и назвала его литовским городом. Но имеют ли под собой какую-то историческую почву эти притязания на наш город? В статье мы поговорим о взаимосвязях Великого княжества Литовского и Смоленского края и посмотрим, оставили ли они свой след.
Русификация верхушки литовцев
О взаимоотношениях Смоленска с Великим княжеством Литовским можно говорить начиная со второй половины XII века. Именно тогда, в 1171 году, начались набеги литовских войск на Смоленский край, повторявшиеся время от времени в течение всего XIII века.
Однако в «Повести временных лет» мы можем найти указание на то, что представители Великого княжества Литовского и Московской Руси иногда выступали в качестве союзников против общих врагов. Так, в «Повести о нашествии Тохтамыша» сказано, что когда хан подошёл к Москве, литовский князь Остей, внук Ольгерда, взял на себя управление городом, «ободрил людей и мятеж в городе усмирил», но в результате обмана русскими князьями, перешедшими на сторону Золотой Орды, был убит вместе со всеми знатными людьми Москвы.
К началу XV века под властью Литвы оказались огромные территории, заселённые восточными славянами. Смоленск также стал частью Великого княжества Литовского – с 1404 года в течение 110 лет смоляне оставались под властью литовских князей. Для Витовта было важно привлечь жителей на свою сторону, поэтому он даровал им льготы и привилегии и велел своим наместникам обходиться со смолянами «кротко» и «милостиво».
Смоляне же тесно сотрудничали с Великим княжеством Литовским на экономическом и политическом уровне, принимали участие в ключевых событиях государства. Так, смоленские войска под предводительством Витовта выступили в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года и внесли вклад в решающую победу над Тевтонским орденом.
Советский историк Николай Иванов пишет, что уровень политического развития литовских завоевателей был гораздо ниже уровня смолян. Однако литовские князья нуждались в материальных и человеческих ресурсах, которыми обладали западные русские территории. Соотношение этих фактов обусловило русификацию верхушки литовцев: литовские князья, а затем и низшие сословия принимают православие, усваивают русский язык и культуру. Литовское княжество довольствовалось сбором дани с завоёванных земель, но сами земли оставались автономными.
А наши современники Димитрий Чураков и Сергей Саркисян указывают, что значительная часть литовских князей Гедиминовичей заключала династические браки с Рюриковичами (например, браки литовского князя Ольгерда и тверской княжны Ульяны, сына Дмитрия Донского и дочери Витовта Софьи). Русский язык становится языком официальной письменности. В основе законодательства Великого княжества Литовского лежит «Русская правда», и довольно продолжительное время сохраняется древнерусская налоговая система.
Литвины – это русские?
В начале XVI века русские, проживающие в Великом княжестве Литовском, начинают воспринимать себя как отдельный этнос, отличный от жителей Русского государства, который получает сразу несколько названий. Литовцы называют русских, проживающих на литовской и смоленской земле, «русинами», Московская Русь называет их «литвинами», сами же представители этноса считают свой народ истинно русским и противопоставляют себя московитам. Таким образом, можно говорить о появлении русской народности в Великом княжестве Литовском. Вероятно, именно в этот период возникают на смоленской земле деревни Литвиновская Буда (Рославльский район), Литвиновка (Монастырщинский и Рославльский районы) и другие.
Необходимо отметить, что в документах, а позже и в научных трудах существуют различные точки зрения на то, кого же называли литвинами – коренных литовцев или всё же русских и белорусов, проживающих на территории Великого княжества Литовского.
Макс Фасмер пишет, что слово «литвин» является диалектизмом, производным от слова «Литва», имеющим значение «литовец». Николай Тупиков пишет о том, что прозвище Литвин начинает фиксироваться в документах с 1466 года на территории Литвы, Полоцка, Путивля, Трубецкого уезда (например: «Пахомко Литвинъ, крестьянинъ Молвятицкаго пог 1495»). Ономаст Ирина Ганжина указывает на то, что с конца XV века прозвище Литвин встречается уже во многих русских родах.
Литовские мостки соседствовали с русскими?
Многих учёных России и Беларуси интересует топонимия Смоленщины, однако до сих пор не все топонимы удалось расшифровать. Так, например, деревня Загорье Починковского района до 1963 года носила название Глистаи – толкование этого топонима отсутствует в научных источниках. Однако смоленский краевед Сергей Родин выразил предположение, что название произошло из литовского языка и обозначает «мостки».
Действительно, сходство окончания «-аи» с типичным окончанием множественного числа существительных в литовском языке «ai/iai» позволяет предполагать литовское происхождение этого слова. В литовско-русском словаре находим слова grį̃stai и klõstai – «настил, мостки».
Толкование названия деревни Глистаи как «мостки» звучит вполне правдоподобно, так как в непосредственной территориальной близости от неё находится деревня Долгомостье, известная ещё с 1239 года. Именно здесь были разгромлены монголо-татары и предотвращена угроза разграбления Смоленска. Согласно преданию, именно здесь совершил свой подвиг Меркурий Смоленский. А мосты могли проходить через обе деревни.
О литовских названиях в Смоленске и области
На территории современной деревни Цегельня (Руднянский район) с XV по начало XX века проживали литовцы и латыши, здесь находились хутора Шенкунас, Вайкшнорас, Туменас и другие. Их названия возникли от фамилий владельцев и имели типичное для литовского языка окончание существительного мужского рода в единственном числе. Всего же на территории нашего региона существует по меньшей мере 20 деревень, названия которых имеют литовское происхождение.
Но и в самом Смоленске есть места, тесно связанные с Литвой. На польском католическом кладбище рядом с храмом Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится усыпальница литовского рода Гедройц. Гедройц – знатный литовский княжеский род, которому традиция приписывает происхождение от древних языческих владетелей Литвы XIII века, княживших там прежде Дома Гедимина. Представители этого рода после раздела Речи Посполитой были утверждены в княжеском Российской империи достоинстве.
Представители рода имели земельные владения на территории Литвы, Белоруссии, Украины, Саксонии и России. Среди них были известные драматурги, военные, судьи и политические деятели. Одна из ветвей рода Гедройц в середине XVII века оказалась на службе в России. Родоначальник ветви князь Юрий Васильевич Гедройц служил в полку Смоленской шляхты и был пожалован небольшими имениями в Рославльском уезде.
В усыпальнице покоятся представители этого знатного и старейшего литовского рода, однако на сегодняшний день усыпальница закрыта, и, по некоторым данным, останки в середине XX века были перевезены из Смоленска. В самом римско-католическом приходе сейчас висят две реплики с икон Иисуса Милосердного и Мадонны Сапегов, находящихся в Вильнюсе.
Литовское происхождение некоторые учёные приписывают и земляному валу, находящемуся рядом с Громовой башней.
Николай Сапожников в своей статье «Литовский вал» в Смоленске» пишет о том, что на сегодняшний день невозможно установить, кем было сделано укрепление.
В подтверждение точки зрения Ивана Орловского о литовском происхождении укрепления он приводит тексты грамот 1499 года, в которых говорится, что литовские князья Казимир и Александр приказывают «укрепить» смоленскую крепость:
«В 1499 году великий литовский князь Александр, предвидя войну с Московским государством, укрепил, как сообщает летопись, Витебск, Полоцк и Смоленск и оставил там гарнизоны. Можно было бы предположить, что новая черта валов возведена в Смоленске именно в то время (тем более что это сочетается с данными археологии)»
Однако далеко не все учёные согласны с этим мнением. Многие считают земляной вал русским сооружением.
На месте Заднепровского универмага на Колхозной площади некогда находился Литовский Гостиный двор, где в XVI веке производились торговые операции. В музее Банка Литвы хранится несколько монет, которые, по преобладающему мнению учёных, были отчеканены именно в Смоленске в начале XV века.
В 2007 году коллекция музея пополнилась изображением знака из двойной линии, похожего на букву кириллицы «Ю» с точкой в середине и тремя точками вокруг. Литовский нумизмат Йонас Карис видел в знаке, похожем на «Ю», инициал и причислял его Смоленскому князю Юрию Святославовичу. По геральдическим канонам, лилия на хвосте показывает, что монету мог отчеканить в 1401 году в Смоленске взявший временно власть Юрий Святославович.
Также в музее хранится монета, на лицевой стороне которой изображены столбы Гедиминовичей, исполненные двойной линией, а на оборотной – два леопарда. По утверждению Станисловаса Саяускаса, монеты такого типа после 1404 года чеканил Витовт, а Эугениус Иванаускас, в свою очередь, относит чеканку монет Смоленску.
Так Смоленск может быть литовским городом или нет?
Итак, даже краткое погружение в вопрос показывает, что литовское влияние на топонимию региона действительно представляет интерес, однако оно сравнительно невелико. Не было и насаждения литовской культуры: в Смоленске продолжали говорить на русском языке и исповедовать православную веру.
Более того, мы видим обратный процесс влияния русской (смоленской) культуры на Литву: документацию, традиции и язык Литва во времена Великого княжества Литовского переняла именно у нас. Даже «Литовский статут», написанный в середине XVI века и действовавший до середины XIX века, был написан не на литовском языке.
Но мы же не заявляем своих притязаний на Литовское государство…