В Тульской области много народностей. За каждой их них интереснейшая история, свои традиции и большая любовь к своей культуре. В Дубне есть целое сообщество представителей Русского Севера, выходцев из Усть-Цильмы.

С берегов Печоры

Усть-Цильма – одно из древнейших сёл Русского Севера. До Полярного круга отсюда всего-то чуть больше 100 км, а до Северного Ледовитого океана – несколько сотен. Своим появлением в далеком прошлом оно обязано новгородцу Ивашке Ластке, которому Иван Грозный пожаловал грамоту на пользование землями по реке Печоре.

«Место славится не только суровым климатом, но и сказочной природой, где невольно пропитываешься живительной энергией и чувством прекрасного», — с воодушевлением рассказывает руководитель движения «Русь Печорская» Анна Семяшкина.

112

Жители Усть-Цильмы, уезжая в другие города, не забывают о своих традициях и продолжают поддерживать связь с близкими людьми. Так, в 1990-м году появилось межрегиональное движение «Русь Печорская», цель которого – сохранить культуру, берущую своё начало у великой северной реки.

«В настоящее время существует 12 коллективов. Как правило, они организованы там, где проживают земляки. Эти сообщества есть в столице, Санкт-Петербурге и Дубне. Мы тесно сотрудничаем с Московским представительством и Ассамблеей Народов России Тульской области».

На Тульской земле Анна Григорьевна живёт уже 20 лет. Отмечает, что местные жители хоть немного и замкнуты, но очень гостеприимны. Само же сообщество устьцилемов образовалось не так давно – 15 июня 2017 года. О его представителях говорят добрые, искренние и любящие народное творчество.

«Основной костяк у нас небольшой –восемь человек. Иногда с нами выступают наши дети и внуки. Мы – этнографическая группа, которая показывает старину: костюмы, обычаи, ремесла и хороводы. Таким образом мы славим свою любимую Усть-Цильму», — подчеркивает Анна.

Спирали жизни

Жизнь этого народа и по сей день тесно связана с многовековыми песенными, обрядовыми и танцевальными традициями. Все обычаи с реки Печоры носители северной культуры с удовольствием из года в год представляют жителям оружейной столицы.

Летом тульские устьцилемы ездят на малую Родину. Говорят, за вдохновением и духовными силами. С 7 по 12 июля там ежегодно проходят народные гулянья: праздник «Устьцилемская горка» и «Петровщина».

«В первое событие входят различные соревнования и хороводы. Такие встречи объединяют нас, земляков, и дают возможность вспомнить родственников и одноклассников», — продолжает Анна.

Усть-Цилемская горка – очень важное весенне-летнее обрядовое торжество. Она собиралась три раза в год по большим праздникам: на Николин, Иванов и Петров день. Раньше для праздника выбирали возвышенность на берегу реки, на лугу или в центре села.

«Здесь водили так называемые «Ярилины горки». Это древние хороводы в честь Ярилы — божества плодородия».

По словам руководителя, хороводы водили в течение дня до трех раз: на утренний Горке главными участниками были девушки, днём — хороводы девушки-невесты и молодицы первого года замужества, рядом с которыми юноши устраивали игры и состязались в борьбе, а вечером собирались все жители села.

«Раньше такие гуляния определяли будущее молодых девушек и юношей. А спирали, образовывавшиеся во время хоровода, символизировали цикличность, поворот времени и непрерывное движение жизни, с которым связана идея материнства и женского начала».

«Петровщина» – ежегодный праздник, в который варится поминальная каша-пшёнка. Причём готовится она ночью.

«Считалось, что после захода солнца стираются грани между живым и загробным мирами, — говорит Анна. — Поминальная трапеза проходит за рекой или у реки, так как в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мёртвых».

Буйство красок

Не менее интересна одежда устьцилемов, особенно женские наряды. Если мужской костюм достаточно прост и однообразен, то здесь – настоящее буйство красок. Пышные фасоны красных, желтых, зелёных, синих цветов привлекают внимание туляков с первого взгляда. И это не удивительно: яркость костюма зависит не только от красителей, но и материалов.

Так, праздничные наряды шились из бархата, репса, парчи, шёлка и штофа. А повседневная одежда, в свою очередь, создавалась из недорогих тканей: ситца, коленкора, холста, сукна и вельвета.

«Крупные складки на задней части сарафана придают красавице округлые формы, что в старые времена особенно ценилось у мужчин», — отмечает Анна.

113

Девушки относились к одежде с любовью и заботой. Это касается не только сарафанов из шелковых нитей, за которыми требуется поистине долгий уход.

В селе всегда следили за платками, символизировавшими приличие обладательницы, и брошками, считавшимися оберегами от сглазов.

Главные символы женского образа в Усть-Цильме – хаз и повойник, по которым можно определить социальное положение девушки. Хаз – широкая коронообразная повязка для незамужних девушек, украшенная золотосеребряной вышивкой, бисером и стеклярусом. Повойник – головной убор невесты, выполненный из парчи и золотосеребряной нити.

Невозможно равнодушно пройти мимо этой красоты!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие