f89247016463f58f3cb4492c6121a639
Присутствовал ли царь на закладке крепости – неясно до сих пор. Гравюра «Заложение С.-Петербургской крепости». / С рисунка А. Шарлеманя / Public Domain

320 лет назад в устье Невы была заложена будущая столица государства, город Санкт-Петербург. Историческое событие до сих пор окутано мифами. Рассказываем, какие легенды существуют вокруг строительства петровского града и какие из них могут быть правдой.

А был ли орёл?

«Не берусь подсчитать, сколько существует легенд про основание Санкт-Петербурга, но очень много, – говорит методист Государственного музея истории Санкт-Петербурга Елена Калинина. – Это связано с тем, что сохранилось мало документов, рассказывающих про первые дни города, но даже они расходятся»

Официальная версия основания города такова: Петр I поставил крепость в стратегически важном месте, в устье реки Невы. Возможно, место для возведения города Петр присматривал долго и окончательное решение сделал после взятия Ниеншанца. Присутствовал ли царь на закладке крепости – неясно до сих пор.

Чтобы разнообразить сухие факты, некоторые экскурсоводы рассказывают красивую легенду про орла. Когда Петр высадился на маленьком Заячьем острове, то услышал шум крыльев – это величественная птица парила в воздухе. И царь понял – это хороший знак. Вырезал дерн, сложил его крестообразно и срубил две березы, чтобы сделать из них подобие врат будущей Петропавловской крепости. Орел слетел на эти самодельные ворота, тем самым освятив новый город.

Эта история рассказана в рукописи «О зачатии и здании славного града Санкт-Петербурга», предположительно написанной писателем и историком Петром Крекшиным. В середине XIX века текст рукописи был опубликован, подробно и красочно описывающий события, произошедшие с 14 по 16 мая 1703 года. Ряд исследователей относится к преданию об орле как к выдумке – уж очень оно напоминает историю основания Константинополя. Но есть версия, что ряд моментов в этой легенде правдивы.

«Возможно, орел действительно существовал, – говорит Елена Калинина. – В рукописи есть детали, что местные жители знали и орла, и его гнездо. Даже называется конкретный человек, ефрейтор Одинцов, который снял орла с ворот, а Петр «надев на руку перчатку, изволил посадить его себе на руку». Кроме того, эта птица могла принадлежать шведам, которые несколько десятилетий формировали плоты у Заячьего острова и отправляли древесину на север. Вот они орла приручили и подкармливали. Но из-за военных действий она прибилась к армии Петра. Встречаются данные, что император орла забрал к себе во дворец, а потом передал в Кронштадт, где птица получала довольствие и получила звание коменданта. Также есть версия, что явление орла могло быть искусственно подстроено приближенными для угождения царю»

Проклятые топи

«Город на болоте, град на костях – такие эпитеты часто употребляют по отношению к Северной столице. Эти пренебрежительные определения Петербурга были вызваны общим неприятием и новой столицы, и реформ императора»,

рассказывает Елена Михайловна:

«Кто помогал Петру строить город? Явно дьявол, ведь многие современники называли царя антихристом, который святую Русь рушит. Поэтому говорили, что здесь только топи и болота, на которых никто не жил. На самом деле на территории современного Петербурга существовали многочисленные поселения – как русские, так и финские, шведские. Рассказывают финское пророчество, которому якобы 2 тысячи лет, о том, что возведут здесь прекрасный город, которому будут грозить четыре беды: вода и огонь, и глад, и мор. И вот эти беды – наводнения, пожары, блокада. Но в каком городе не было пожаров, наводнений, мора из-за болезней или войны?»

Неприятие новой столицы спровоцировало и предание о том, что Петербург стоит на костях, якобы здесь при строительстве погибли почти 150 тысяч человек. Чаще всего о русском варварстве писали европейские путешественники, ссылаясь на народную молву. Но уже в ХХ веке историки приходят к выводу, что все не совсем так.

«Историки сравнили документы и поняли, что из года в год в них встречались одни и те же фамилии работных людей. Которые не только регулярно жалованье получали, но и писали прошения, чтобы и их детей приняли на работу – строить новый город. Неужели они добровольно в такое гиблое место детей отправляли? Кроме того, доподлинно известно, что одновременно на строительство Северной столицы направляли не больше 20 тысяч человек. Рабочих кормили, платили, пусть и небольшое, жалованье. Конечно, тяжелый подневольный труд и убогие бытовые условия провоцировали болезни и гибель работников. Однако уже в 1704 году в Петербурге открылась первая аптека. Петр был прагматичный человек и понимал: рабочих надо беречь и лечить, а иначе – кто построит город?»

Первая история про проклятое место, на котором стоит град Петра, появилась с подачи неугодной жены царя Евдокии Лопухиной.

Обиженная на мужа, она сказала: «Петербургу быть пусту»

Народ подхватил фразу.

«На территории Петербурга жили финские племена, которые, будучи язычниками, поклонялись деревьям, возжигали на них свечи. На таком дереве (это была сосна) финский волхв показывал зарубку, до которой поднимется вода и затопит город. Это пророчество подхватили противники Петра и Петербурга. Тогда вышел указ Петра изловить финна, что делает зарубки, и кнутом бить. Детище свое царь любил и пресекал всяческие слухи про Петербург»,

говорит историк.

В документах сохранился протокол Тайной канцелярии 1722 года, где священника осудили за распространение пророчества Лопухиной. Как-то утром священники, придя в Троицкий собор, увидели в храме беспорядок, оборванные веревки от колоколов. Начался спор: один уверял, что это шалит кикимора, а другой думал на черта.

На вопрос: «Зачем это черту?», священник ответил: «Потому что Петербургу быть пусту»

На батюшку моментально донесли, священник получил три года каторги. Очень мягкое наказание для того времени.

Пророчества, связанные с городом, активно появлялись в XIX веке. Например, какая-то европейская гадалка предрекла городу всего 300 лет жизни. Этот рубеж мы уже перешли. Другая уверяла, что Петербург будет стоять до тех пор, пока на престоле находятся потомки Петра. С одной стороны, так и получилось – в 1914 году Петербург стал Петроградом, а Николай II отрекся от престола в 1917-м. Другое дело, что город все равно выжил и вернул себе имя.

Родится великий государь

«Любопытно, но легенды про основание Санкт-Петербурга можно найти в документах, которые созданы еще до появления на свет Петра Алексеевича», – говорит Елена Калинина. – Одно пророчество приписывают монаху, поэту и ученому Симеону Полоцкому. Он был при дворе государя Алексея Михайловича, и когда Наталья Кирилловна ждала появления на свет Петра, то он предсказал, что родится великий государь, который создаст новую столицу. У царицы были тяжелые роды, но Симеон молился, чтобы она как можно дольше мучилась, потому что если государь родится в первой половине дня, то проживет чуть больше 50 лет. А если во второй – то 70 лет. На это очень разгневался Алексей Михайлович, и пока он беседовал с Симеоном, а тот не молился, царица до обеда разродилась. Пророчество сбылось – Петр Алексеевич основал великий город, но прожил всего 53 года»

Легенды: Античный город

Легенды про основание Санкт-Петербурга появляются до сих пор с легкой руки экскурсоводов, которые пытаются разнообразить досуг туристов. Самая нелепая история, которую зачем-то выдают за правду, – про зайчика, прыгнувшего то ли на сапог Петра Великого, то ли в лодку императора. Мол, так царь этому умилился, что решил воздвигнуть на Заячьем острове крепость.

Еще одна популярная байка рассказывает о том, что Петербург построен на месте древнего античного города или даже Атлантиды. Мол, когда на Дворцовой площади устанавливали Александрийскую колонну, то откопали античные фундаменты. На самом деле строители наткнулись на первые дома, которые возвели в начале XVIII века.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие