В русских сказках нередко героев отправляли в Тмутаракань. Непонятное далекое место, откуда вернуться практически невозможно. Правда, для жителей Кубани оно таким вовсе не являлось. Ведь находилось Тмутараканское княжество там, где сейчас располагается Тамань.
Торговый город
История возникновения города начинается с VI века до н. э. Он был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Тогда же вошел в состав Боспорского царства. С самого начала город имел двухэтажные каменные дома с печами и зернохранилищами. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат.
В центре города располагался акрополь. А неподалеку от города высился храм Афродиты.
В VI веке город был завоёван Тюркским каганатом и с этого времени получил новое название — Тумантархан, которое происходит от тюркского титула «тархан» и слова «тумен», обозначавшего у кочевников войсковое подразделение в 10 тысяч человек.
Вскоре после распада Тюркского каганата Тумантархан стал хазарским, хотя византийское влияние не прекратилось.
В это время здесь селились греки, армяне, хазары, булгары, аланы, зихи, касоги. Пестрой была и религиозная ситуация: православие соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле.
Кстати, историки называют несколько значений названий города:
Тмутаракань, Тумантаркан, Тумантархан — одно из сложнейших названий, — говорит доктор исторических наук Валерий Касьянов. — До X века, пока территорию не завоевала Киевская Русь, Тумантаркан был одним из крупнейших городов. У татаро-монголов «тьма» — это поселение. «Таркан» — укрупненное.
Получается «тумантаркан» — укрупненное поселение. Но если обратиться к древнеславянскому языку, появляется другое объяснение. «Тму, тьму, туму» обозначает край, отдаленную часть территории. Что, впрочем, тоже соответствует действительности.
Выгодно, но опасно?
После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тогда-то и появилось название Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань). В это время это был крупный торговый город с хорошей гаванью.
Победив «ясов и касогов», великий князь Святослав решил задачи внешней политики, направленной на расчистку торговых путей по Дону и Волге, и основал военно-торговую факторию в Тмутаракани.
Удачными военными действиями он как бы подытожил устремления своего отца — киевского князя Игоря Старого, направившего славянские дружины к берегам Каспийского моря, но не сумевшего достичь видимых политических успехов.
Успешный поход Святослава Игоревича против северокавказских племен и основание военно-торговой фактории в самой Тмутаракани упрочили положение руссов на Таманском полуострове.
Появление же Тмутараканского княжества связывается с 988 г., с захватом Владимиром Святославовичем ряда крымских городов. Владимир Святославович в 989 г. закрепил Тамань за Русью и посадил там княжить своего сына Мстислава.
Образование Тмутараканского княжества сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах: торгово-экономической, культурной, военно-политической.
В состав княжества входили сам город Тмутаракань и окружавшие его сельские территории, в Крыму — Керчь с сельскохозяйственной округой.
В подчинении Тмутараканского княжества находился город Белая Вежа. Благодаря своему выгодному положению Тмутараканское княжество контролировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу. Какое-то время Тамань определяла политику всего Северного Кавказа.
С одной стороны, место было очень выгодным, — говорит Валерий Касьянов. — Деньги здесь делались просто из воздуха — поскольку шла бойкая торговля. Но в то же время жители города подвергались постоянным набегами, жить в Тмутаракани было достаточно опасно.
Платили дань и поставляли воинов
Население Тмутараканского княжества состояло из местных племен — адыгов, алан, болгар, хазар, готов, а также греков, славянских ремесленников и купцов. Здесь же размещалась княжеская дружина. Окрестные племена находились в зависимости от князя, платили ему дань и поставляли воинов в период военных действий.
Княжество оказывало сильное влияние на развитие культуры народов Северного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным культурным и христианским центром и сыграл видную роль в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе.
В княжестве существовало два христианских храма, в начале XII века была построена церковь Богородицы. Под самой Тмутараканью учеником Феодосия Печерского Никоном был основан монастырь — филиал Киево-Печерского. Никон здесь долго жил, и ему главным образом обязаны попавшими в летопись сведениями о Тмутаракани. Из этого следует, что в княжестве была развита письменность.
Дальнейшая судьба Тмутараканского княжества из отечественных источников не прослеживается, что вовсе не означает прекращение его существования. Тем не менее, Тмутаракань, оторвавшись от Руси и попав в сферу влияния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, продолжала жить своей жизнью.
Арабский географ Идриси при описании около 1154 г. Черноморского побережья сообщает, что Матарха (еще одно название Тмутаракани), расположенная в 20 милях от «устья Русской реки», весьма древний город, а имя его основателя неизвестно, Матарха окружена возделанными полями и виноградниками; цари ее весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо заселен и весьма цветущ; в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев.
Под гнетом Батыя
Можно утверждать, что не только господство половцев, «владычество» Византии, но и страшное Батыево нашествие не истребило русское население на Таманском полуострове. Тмутараканское княжество, окруженное со всех сторон инородцами, захудало и утратило свое прежнее значение. Последний раз Тмутаракань упоминается в летописи в 1094 году: в этом году Олег покинул ее, чтобы сесть в Чернигове.
Девяносто лет спустя Тмутаракань считалась на Руси уже потерянной страной. Впрочем, само княжество существовало еще в XIII веке.
Вот как описывает ее жителей венгерский монах, посетивший Приазовье в 1237 году:
«Ея владетель и население называют себя христианами, имеют сто жен, все бреют головы, а бороды растят умеренно, за исключением благородных, которые в знак своего благородства над левым ухом оставляют немного волос, причем вся остальная голова обрита»
Из этого следует, что политическая организация и зачатки культуры, засаженные в Тмутаракани при русских князьях, не исчезли здесь до самого прибытия татар, хотя заметно уже одичание, огрубение под влиянием окружающей варварской обстановки. Вероятно, это одичание состояло в связи с изменением в самом составе населения. Не славянский элемент, по-видимому, уже играл преобладающую роль в Тмутаракани, а инородческий.
Исчезла с исторической арены
В XV веке Тмутараканью (Матрегой) завладела генуэзская фамилия Гизольфи. Таманские города вновь, как и в период существования Боспорского царства, были вовлечены в мировую торговлю между Западом и Востоком. В конце этого столетия на территории бывшего Боспора образовалось независимое от татаро-монголов Крымское ханство, в которое входил и Таманский полуостров. С утверждением на низовьях Дона и на Кубани татар Тмутараканское княжество исчезает с исторической сцены.
В связи с турецкой экспансией оно становится зависимым от Османской империи. Здесь строится крепость Хункала, просуществовавшая вплоть до ликвидации Крымского ханства и вхождения его в состав России в 1792 г., когда сюда поселились черноморские казаки, основавшие станицу Тамань.